Людмила Колодяжная
Конспект занятия по учебно-познавательной деятельности в старшей группе ДОУ. «Вода и её свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
ЗАНЯТИЯ ПО УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОУ.
ТЕМА: «ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА»
Вид занятия : учебно - познавательное.
Тип занятия : комбинированное.
ЦЕЛЬ: Развитие познавательной деятельности детей, их познавательных интересов.
Публикация «Конспект занятия по учебно-познавательной деятельности в старшей группе ДОУ, „Вода и её свойства“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
ЗАДАЧИ:
1. Образовательные:
• Познакомить детей со способами обследования воды.
• Расширять кругозор детей за счет использования знаний из различных областей;
• Познакомить с некоторыми свойствами воды : жидкость без вкуса, цвета, формы и запаха, вода прозрачная, текучая, может разливаться, ее можно вылить, налить, перелить, разлить.
• Закрепить знания детей о значении воды в нашей жизни, в жизни окружающего мира.
• Показать детям, как вода пришла к нам, что вода существует в разных состояниях.
• Учить устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости, существующие в природе. Подводить к выводам и обобщениям.
2. Развивающие:
• Развивать познавательный интерес, любознательность, стремление к опытнической деятельности, желание самостоятельно найти ответ.
• Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение, умение находить решение и делать выводы;
• Продолжать обогащать и активизировать словарный запас детей;
3. Воспитательные:
• Воспитывать навыки культуры поведения, чувство доброты и взаимопомощи.
• Воспитывать у детей бережное отношение к природе, желание охранять природу, беречь каждую каплю воды.
• Воспитывать экологическую культуру.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
• Наглядные: использование наглядных пособий, декораций, использование образца, использование средств ТСО, музыкальное сопровождение, использование карт-схем, показ, демонстрация иллюстративных пособий, опытов;
• Словесные: поисковые и проблемные вопросы к детям, объяснение, указания, оценка деятельности детей, загадывание загадок, использование художественного слова, указания, поощрения, обобщение, пояснение, обращение к опыту детей, подведение к выводу, анализ занятия.
• Практические: создание проблемной ситуации, сюрпризный момент, игры, упражнения, обследование, сравнение, сопоставление, эксперимент, активная деятельность детей.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: СУХОФРУКТЫ.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Демонстрационный материал:
Глобус, лупа, мешочки с крупами, снеговая и водопроводная вода, цветная бумага, кусочки льда, сахар, песок, сосуды различной формы, масло, перья, таблица-схема.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ :
Дети располагаются в центре групповой комнаты на ковре Стол воспитателя с пособиями стоит рядом. В зале расставлены столы для проведения опытов.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ :
Ход занятия
I ч. Вводная: Приход профессора Эко….
II ч. Основная: 1. Звонок Капельки….
2. Что нам пригодится в путешествии….
3. Игра «Определить предметы на ощупь»….…
4. Игра «Определите на вкус»….
5. Отправляемся в путь….
6. Рассматривание воды Определение цвета….
7. Определение запаха воды….
8. Имеет ли вода форму….
9. Чем отличается вода в реках от воды в морях и океанах ….
10. Как попала соль в океаны и моря…
11. Мы прилетели в Антарктиду….
12. Опыт 1. Как сделать воду соленой? ….
13. Какая вода ценнее : соленая или пресная? …. …
14. Опыт 2. Растворяется ли в воде песок? …
15. Опыт 3: Капля масла в воде….
16. Опыт 4: Соленый ли лед….
17. Опыт 5: Что может произойти, если будут таять льды?.
18. Физ. минутка. Аутотренинг…. ….
19. Возвращение…
20. А вот нам послание:….
21. Воду нужно беречь. …
III ч. Заключительная: Вот как много нового мы сегодня узнали на нашем занятии. ….
Длительность 30 минут
3 мин
1 мин
1 мин.
1 мин
1 мин
1 мин
1 мин
1 мин.
1 мин
1 мин
1 мин
1 мин
1 мин
1 мин
1 мин
2 мин
1 мин
2 мин
2 мин
1 мин
1 мин
1 мин
3 мин
Ход занятия
I ч. Вводная: (В группу к ребятам приходит профессор Эко.)
-Здравствуйте, дети. Меня зовут профессор Эко. Я работаю в лаборатории, которая занимается исследованием снега, льда и воды. Здесь у меня находится все, что необходимо для изучения природы.
У меня есть волшебный телефон. Я получаю звонки со всего света. С его помощью я узнаю всё, что делается в нашем общем доме.
Дети, вы поняли о каком доме я вам говорю? У нас над головой одна общая голубая крыша - небо. У нас под ногами один общий пол - земляная поверхность. У нас, у всего человечества, одна на всех лампа, она же печка - солнце. У нас общий водопровод - дождевые и снежные тучи. И вентилятор один на всех - ветер - ветрило. Вот и выходит, что земной шар - это действительно наш общий большой дом. Представить, как выглядит наш дом нам поможет глобус - уменьшенная модель огромной земли, где живут все люди на свете. И как приятно когда в доме чисто и уютно. Вот и работает наша лаборатория, для того чтобы в случае необходимости прийти на помощь.
II ч. Основная: (Раздается телефонный звонок)
Эко: Алло! Это звонит моя помощница – Капелька. Что ты говоришь, Капелька? Беда! Она говорит, что в Антарктиде началось сильное таяние снега. А где же находится Антарктида? (Дети вместе с воспитателем находят Антарктиду на глобусе.)
Обследуем это место. Вы видите темное пятно на снегу, чтобы это могло быть? (Это пыль, загрязнения) Выхлопы автомобилей, дым заводов содержат такие вещества, которые поднимаются в воздух и переносятся ветром на далёкие расстояния и там оседают.
Дети, а как вы думаете, почему же началось обильное таяние снега? Вспомните, какой снег быстрее тает грязный или чистый? (Грязный.)
Необходимо воспрепятствовать этому. Вы готовы мне помочь? Срочно собираемся в путь. Какая погода в Антарктиде, как вы думаете? Что же нам пригодится в путешествии? Перед вами на столе лежат предметы. Вам необходимо отобрать то, что понадобится в путешествии и исследованиях воды и льда. Дети отбирают лупу, карандаш, блокнот, колбочки, баночки и т. д. Рассказывают их назначение.
Нам необходимо быть внимательными и уметь замечать всё на своем пути. Потренируемся. Перед вами лежат несколько мешочков. Пощупайте их и попробуйте определить, не раскрывая, что это может быть. (Гречневая крупа, макароны, рожки, сахар)
Для путешествия нам понадобятся продукты. Ручки потренировали, а теперь потренируем язычок. Попробуйте на вкус с закрытыми глазами и определите что это за продукты. (Чернослив, яблоко-сухофрукты.) Чтобы не болеть нам понадобятся сухофрукты, соки, витамины.
Вот теперь мы смело можем отправляться в путь. (Рассаживаются на ковре, вокруг столика воспитателя)
ЭКО: Сейчас я открою чемодан-лабораторию, которая всегда со мной, и мы начнем наши опыты прямо сейчас.
Пока мы летим, давайте рассмотрим повнимательнее глобус. Каким цветом обозначена вода на глобусе? (Голубым.) А почему голубым? (Голубой цвет – цвет чистоты.) Посмотрите, чего больше на земле воды или суши?
На глобусе есть участки и белого цвета. Что он обозначает? (Лед – это вода в замерзшем состоянии.) Где на материках может быть вода? (В реках.) 6. Посмотрите, у меня в стакане вода. Под стакан положим листочки цветной бумаги, а теперь посмотрите в стакан, что вы видите? Какой из этого можно сделать вывод? Какого она цвета? (Бесцветная, прозрачная) Как вы думаете прозрачная ли вода в кране? А в озере, кране, речке, море?
Понюхайте воду. Она чем-нибудь пахнет? Значит, что мы можем сказать про цвет и запах воды?
А какую форму имеет вода? (Показать стакан, пробирку.) Значит, что можно сказать про форму воды? Вода занимает форму сосуда. Как это можно занести на карту-схему.
А вы знаете, чем отличается вода в реках от воды в морях и океанах? (Она пресная) Пресная, значит безвкусная. Давайте попробуем. (Детям на пробу дается томатный сок и определяется вкус /кисло-сладкий/. Затем пробуется пресная вода и определяется, есть ли у нее какой-либо вкус.)
Чем отличается вода морская от воды в водопроводном кране? Вода в морях соленая. А как же попала соль в океаны и моря? (На глобусе показать, как маленькие речушки вливаются, впадают в моря и несут с собой соли.) Итак, вода это - жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Как это можно занести на карту-схему.
Вот мы и прилетели в Антарктиду. (Появляется капелька) Здравствуйте, дети! Как хорошо, что вы приехали вместе с профессором ЭКО. Наша лаборатория уже готова к исследованиям. Занимайте свои места. Дети занимают свои места за столами.
ЭКО: Мы с вами выяснили, что вода в нашем водопроводе отличается от воды в морях и океанах. Она - соленая. А как сделать воду соленой?
Опыт 1. В стаканчик с пресной водой, добавляется соль. Посмотрите, изменился ли цвет воды? А что изменилось? Вот, видите ребята, оказывается вода еще и волшебница. Она умеет растворять в себе некоторые вещества.
Можно ли такую воду употреблять в пищу? Ребята, а какая вода ценнее? Соленая или пресная? Почему? Значит, соленая вода нам не нужна?
Вильнет хвостом
Туда – сюда
И нет ее, и нет следа.
/рыба/
Через море – океан
Плывет чудо – великан,
Прячет ус во рту,
Растянулся на версту.
/кит/
В морях и океанах живут многие животные, рыбы, водные растения. Они приспособились к жизни в таких условиях. Им и нужна соленая вода. Как это можно занести на карту-схему.
Опыт 2. Посмотрим, а растворяются ли в воде другие вещества? Например, песок. Какой можно сделать вывод? И как изобразить на схеме?
Опыт 3: Ребята, а что произойдет, если в воду попадут маслянистые вещества? Например, нефть? Капнем в стакан капельку масла, что вы видите?
А теперь опустите в стакан перышко. Что с ним стало? Представьте, что села птичка, что с ней случится?. Нефть прилипает к оперению птиц. Покрытые нефтью перья, уже не могут согревать птиц и они погибают от холода.) Помочь этим птицам можно, только собрав нефть) Для этого нужно действовать очень быстро, чтобы спасти животных и очистить море и его берега.
Опыт 4: Дети, а как вы думаете, а лед, (замороженные кубики льда) который покрывает Антарктиду он тоже соленый? Положите кусочки льда в стаканчик, рассмотрите его. Лед плавает, значит, он легче воды.
А теперь Наташа, положит свой кусочек льда в стакан с теплой водой. Посмотрим, что с ним будет через некоторое время. Лед растаял. Попробуйте воду, стала ли она соленой? Значит, во льдах сосредоточены большие запасы пресной воды, которую можно использовать в пищу. Какое важное мы с вами сделали открытие. Как это можно занести на карту-схему.
Опыт 5: А теперь заметьте, на каком уровне находится вода в стакане. Отметим уровень фломастером. А теперь положим в стакан несколько кубиков льда и через некоторое время, посмотрим что произойдет. Посмотрите, уровень воды в стакане стал выше. Почему? Что может произойти, если будут таять льды Антарктиды? Что произойдет, если ледники растают? (они затопят, земную поверхность, погибнут животные, птицы и даже человек). Значит нельзя допускать загрязнения льдов Антарктиды.
Как приятно, когда всё что нас окружает – чистое. Отдохнем немного и представим нашу Землю.
Физ. минутка. Аутотренинг.
. Ярко светит солнце, дует легкий ветерок,
я вдыхаю его чистый, свежий воздух,
колышутся травы луга, надо мной гордо кружат птицы.
Мне хорошо и приятно,
Я очень рад (а, что встретился с удивительным миром природы.
Я хочу жить в мире с природой.
Я буду другом и защитником всему живому.
А теперь, снова в путь!
Нам пора отправляться снова в детский сад. Свернём нашу лабораторию. Сколько интересных открытий мы с вами сделали.
В чем заключается ценность воды? Мы умываемся ею, используем для приготовления пищи и т. д.
Молодцы, но знаете, что вода нужна не только человеку, но и всему живому на земле. Без воды нет жизни. Для рыб, некоторых растений и животных вода – это среда обитания. Смогут ли без нее прожить люди? Почему? Ведь без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды всего 3 дня!
А вот нам послание:
Вы, слыхали о воде? Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает. Ледником в горах зовется
Лентой серебристой вьется. Средь высоких стройных елей,
Рушится потоком иней. На плите у вас кипит,
Растворяет сахар в чае. Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода-наша спутница всегда!
Без меня вам не умыться, не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить, без воды нам не прожить!
Вы меня в пруду найдете, и в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда наша спутница – ВОДА!
Теперь мы поняли, что вода нужна всему живому на земле. Без воды нет жизни. Воду нужно беречь. А как мы с вами можем беречь воду? Вот послушайте, о чем говорят капли, когда выпадают из неплотно прикрытого крана:
Родник иссяк, ручей ослаб, а мы из крана кап-кап-кап
Мелеют реки и моря, не тратьте воду, зря, зря, зря.
А то пройдет немного лет, и нет водицы, нет, нет, нет.
Такое грустное стихотворение, правда, ребята? Ребята, запомните четверостишье:
Бережливей будь с водой
И как только воду взял
Хорошенько кран закрой.
III ч. Заключительная:
Эко: Вот как много нового мы сегодня узнали на нашем занятии. Спасибо, ребята, вам за то, что помогли нам. Мы с Капелькой сейчас уйдем в нашу лабораторию, а вы не забывайте про нас и помните, что воду нужно беречь, что пресной воды очень мало. Теперь я уверен, что никто из вас не оставит кран открытым. А чтобы лучше запомнить это вы нарисуйте плакаты о том, как надо беречь воду.
Длительность 30 минут