МААМ-картинки

Конспект НОД по экспериментированию детей подготовительной к школе логопедической группы «Академия чудес»

Наталья Николаевна Куклова
Конспект НОД по экспериментированию детей подготовительной к школе логопедической группы «Академия чудес»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей

подготовительной к школе логопедической группы

Тема: «Академия чудес»

Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования

Задачи:

• Привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование.

• Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать; делать выводы.

Публикация «Конспект НОД по экспериментированию детей подготовительной к школе логопедической группы „Академия чудес“» размещена в разделах

• Продолжать учить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли в ходе экспериментирования. Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.

• Развивать умение действовать по правилам и согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

Материал к занятию:

• Дипломы участников Академии Чудес; вывеска «Академия чудес»; 6 шапочек и халатов; 6 колокольчиков; символы поведения во время опытов.

• 4 стакана, соль, сахар, мука, масло растительное, ложечка.

• Глубокая тарелка, пять кубиков сахара, гуашь красная, стакан питьевой воды (на каждого ребенка).

• Бумажные веера на каждого ребенка.

• Таз с водой, пустая бутылка, воздушные шарики.

• Пластмассовые стаканчики с водой и трубочки на каждого ребенка.

• Магниты, скрепки, пластмассовая пуговица, кусок ткани, бумага, деревянный карандаш, ластик и железные предметы: кнопка, гвоздик, заколка.

• Пищевая сода, несколько капель моющего средства для посуды, краситель - гуашь красного цвета, ложечка, лимонная кислота (уксус, макет вулкана.

• 6 скрепок, 6 стаканчиков; 1 стакан стеклянный.

• Тарелка, молоко, жидкое мыло, ватные палочки и краски (для работы в парах);

• Макет вулкана на подносе, сода пищевая, лимонная кислота или уксус, краситель – гуашь, ложечка.

• Цветочный горшок с землей; плод каштана, лейка с водой; бумага, сложенная гармошкой с нарисованной радугой; фонендоскоп.

• Листы бумаги, цветные карандаши и фломастеры.

Ход НОД: Дети стоят на паласе в кругу.

Воспитатель:

В круг широкий вижу я

Встали все мои друзья

Мы сейчас пойдем направо

А теперь пойдем налево.

В центре круга соберемся

И на место все вернемся.

Все друг другу улыбнемся,

Все в сборе - дети, взрослые.

Мы можем начинать,

Но прежде надо дружно

Всем «Здравствуйте!» сказать.

(Дети здороваются со всеми присутствующими.)

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята. Пусть зазвонит колокольчик у того, кто любит плакать, смеяться; кто любит спать, рисовать; кто с горки любит кататься; а кто любит проводить опыты и эксперименты?

Я - старший лаборант. Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию «Академия чудес».

«Топ, топ, хлоп, хлоп,

Вокруг себя повернись,

В лаборатории Академии чудес окажись(Звучит волшебная музыка)

Вот мы с вами и в Лаборатории! Для того чтобы начать работу, что нужно сделать? (надеть халаты и чепчики).

- Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)

Лаборатория - это специальное место, где проводят опыты и эксперименты.

- Что такое эксперименты?

Эксперименты - это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений.

- Дети, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают). Я приглашаю вас стать моими помощниками. Мы с вами сегодня научимся творить чудеса, и в конце обучения вы получите дипломы нашей академии. При проведении экспериментов ученые записывают, зарисовывают все, что происходит. Мы тоже будем с вами проводить эксперименты и будем все записывать в свои научные тетради.

- При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными и для этого необходимо соблюдать правила безопасности.

- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

1. Нельзя брать вещества и оборудование без разрешения воспитателя.

2. Во время опытов нельзя пробовать на вкус и нюхать.

3. Обращайтесь бережно с оборудованием.

4. Соблюдать тишину во время работы.

5. Работать дружно.

6. После работы навести порядок на столе.

(Дети называют правила и выставляют знаки-символы)

Воспитатель: Не будем терять время, начнем! Для того, чтобы отправиться дальше, я предлагаю вам бросить куб-помощник. Он подскажет нам, к какой зоне мы должны направиться.

(Мягкий модуль на грани которого наклеены круги белого, синего, зеленого, красного и коричневого цветов. Они соответствуют цветам четырех зон. Ребята бросают куб - какой выпадает цвет к той зоне они и направляются)

1. Я приглашаю вас к первому опытному столу «Волшебница Водица»

(Синий цвет)

Самое удивительное вещество на земле – вода. Вы с водой хорошо знакомы: не раз шлёпали под дождём, разбрызгивая лужи, плескались в речке. Но давайте приглядимся к ней получше и познакомимся со свойствами этого необыкновенного вещества.

Всем известно что вода является хорошим растворителем, но не все вещества растворяются в воде. Давайте проверим это.

а) «Растворение веществ» (4 стакана, соль, сахар, мука, масло растительное)

В стаканах смешиваем воду с сахаром, солью, мукой и маслом.

Делаем вывод: Вода растворяет сахар и соль, с мукой смешивается, а масло не растворяется в воде и не смешивается с водой.

б) «Пизанская башня»

Нам понадобится: глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан питьевой воды.

Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на башню). Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой - башня рухнет.

Вывод: Вода является хорошим растворителем. Вода проникает в сахар и распространяется в нем (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара).

Воспитатель: А сейчас в нашей «Академии чудес» - переменка. Предлагаю разминку.

Физкультминутка «Ручеёк».

Жил да был ручеёк,

(волнообразные движения рук.)

Зажурчал и потёк.

(Ходьба по кругу)

В тучку превратился

(Рисуют в воздухе круг)

Капелькой спустился

(Присели.)

Вот и кругооборот

(Покружились вокруг себя)

Наблюдательный поймёт

(Руки в стороны)

Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.

Для того, чтобы отправиться дальше предлагаю детям вновь использовать куб-помощник.

2. Воспитатель: Я приглашаю вас ко второму столу «Невидимка - воздух».

Ребята, отгадайте загадку:

«Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать,

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

- Что это?» (воздух)

- Правильно, это воздух. Для чего нужен воздух? (чтобы дышать)

- Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

- Что мы с вами вдохнули? (воздух)

- А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

- Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.

а) Игровое упражнение «Почувствуй воздух» - дети машут бумажным веером возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.

Воспитатель: Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить?

Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться.

- Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки?

Вывод: Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики?

Вывод: Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

б) Опыт с водой и трубочкой.

Воспитатель: Для следующего опыта нам понадобится стакан с водой и трубочка. Опустите в стакан с водой трубочку и подуйте в нее.

- Что происходит? (выходят пузырьки)

- Как они появились?

Вот наше открытие: Воздух есть и внутри нас. Мы дуем в трубочку и воздух выходит через нее. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Игра "Бывает - не бывает".

• Воздух бывает теплый? (Бывает).

• Воздух бывает чистый? (Бывает).

• Воздух бывает пушистый? (Не бывает).

• Воздух бывает легкий? (Бывает).

• Воздух бывает грязный? (Бывает).

• Воздух бывает сердитый? (Не бывает).

• Воздух бывает холодный? (Бывает).

• Воздух бывает полосатый? (Не бывает).

(Воспитатель задает вопросы, а дети отвечают - если «Да» - то хлопают в ладоши, если «НЕТ» - то качают головой.)

Для того, чтобы отправиться дальше предлагаю детям использовать куб-помощник.

3. Воспитатель: Приглашаю вас к третьему столу «Всё ли притягивает магнит?»

Воспитатель: Ребята, а на этом опытном столе находится какой-то необыкновенный камень, который притягивает к себе все металлические предметы. Как вы думаете, что за волшебный камень? (Ответы детей).

Воспитатель: У вас на столе лежат вперемешку предметы, разберите предметы таким образом: справа, положите все предметы, которые магнит притягивает, слева положите предметы, которые не реагируют на магнит.

Воспитатель: Как мы это проверим? (Ответы детей).

- Что бы это проверить, надо провести магнитом над предметами. Приступаем! (Дети объединяются в пары и выполняют задание.)

Воспитатель: Расскажите, что вы делали? И что получилось? (Ответы детей)

- А какие предметы магнит не притянул? (Ответы детей)

( Магнит не притянул: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик).

Вывод: Магниты – это кусочки железа, которые притягивают к себе некоторые предметы. Это явление называется - магнетизмом, а материалы магнетическими. Но не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом.

«Достань без помощи рук»

- Действует ли магнит через другие материалы? (Ответы детей).

- Ребята, а как достать скрепку без помощи рук? (Версии детей).

- Давайте возьмём обычный стакан, опустим скрепку на дно. А затем надо вести магнит по внешней стороне стакана. (Дети выполняют)

- Расскажите, что получилось? (Дети отвечают).

- Что же двигало скрепку? (Дети отвечают)

- Какой можно сделать вывод? (Дети отвечают)

Вывод: Магнитная сила проходит через пластик, стекло.

(Дети встают в круг.)

Встали, дружно улыбнулись.

Руки в стороны и вверх.

Потянулись, оглянулись.

Вы присели, теперь встали.

Руки в стороны и вверх.

Потянулись, улыбнулись.

Вы конечно лучше всех!

Для того, чтобы отправиться дальше предлагаю детям снова использовать куб-помощник.

4. А теперь ребята, я хочу пригласить вас к четвертому - следующему столу, где происходят удивительные превращения. Вы верите в то, что на молоке можно рисовать? Если нет, тогда давайте проведем опыт и посмотрим что произойдет.

а) «Рисуем на молоке»

Для опыта понадобится: тарелка, молоко, жидкое мыло, ватные палочки и краски.

Наливаем молоко в тарелку. Капаем по несколько капель краски в молоко. Обмакиваем ватные палочки в жидкое мыло и погружаем их в тарелку с молоком.

Вывод: При добавлении краски в молоко, на поверхности образуются красивые разливы от краски. При добавлении жидкого мыла, краска сбивается в полоски и образуют неожиданные рисунки на поверхности молока.

Воспитатель: Ребята, а теперь сюрприз - отгадайте мою загадку:

«Я плююсь огнем и лавой,

Я - опасный великан,

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня?» (Вулкан)

- Дети, вы знаете, что такое вулкан?

Ответы детей.

- Вулкан - это гора, на вершине которой есть отверстие или трещина - это кратер, внутри вулкана проходит канал, называемый жерлом вулкана, по которому расплавленная масса горных пород - магма, поднимается вверх. Когда во время извержения вулкана магма выходит на поверхность, она меняет свое название, становиться лавой. Но на поверхность земли выбрасывается не только лава, а еще много ядовитых газов, пепла и вулканических бомб. В жизни это очень грозное, опасное явление природы. Но и очень красивое. Нам же не стоит волноваться.

Никита С. :

Вот вулкан - это гора,

А внутри горы - дыра.

Гул раздался тут и там:

Просыпается вулкан.

Вот гора вся задрожала,

Магма лавой побежала,

Не ходи ты, милый там,

Где проснувшийся вулкан.

Воспитатель: Хотите мы с вами устроим извержение вулкана, прямо здесь, в лаборатории?

Для опыта нам понадобится: пищевая сода - это порошок белого цвета, краситель - гуашь красного цвета, ложечка, лимонная кислота и, конечно же, сам макет вулкана.

А теперь приступаем к эксперименту : Карим, возьми ложечку и с помощью нее в «жерло» вулкана насыпь соду, потом окрашиваем её, т. е. наливаем краску. Даша, помоги мне. Всю смесь перемешиваем.

- И чтобы разбудить вулкан, нам понадобится главный ингредиент - лимонная кислота. Добавим его в наш вулкан (Данила П.) и посмотрите, что же получается! Наш вулкан просыпается и начинает извергать лаву.

Вулканы начали «вулкать» -

Из жерла лаву извергать.

По склонам лава потекла

И Землю сильно обожгла.

- Вот и потух наш вулкан.

Вывод: Вот примерно вот так выглядит извержение вулкана в природе. Лава поднимается по жерлу вулкана, затем выходит через кратер наружу и стекает по склонам горы. Опыт показывает взаимодействие щелочи (пищевой соды) с кислотой. Окружающие нас вещества, ведут себя по-разному в разных состояниях.

Вам понравилось?

Воспитатель: Нам, ребята, пора возвращаться.

«Топ, топ, хлоп, хлоп,

Вокруг себя повернись,

В группе снова окажись(Звучит волшебная музыка)

Воспитатель: На этом волшебство и чудеса не заканчиваются. Они повсюду, надо только внимательнее посмотреть по сторонам.

Объясните мне немного,

Если знаете ответ.

Почему считает кто-то,

Что чудес на свете нет.

Если семечко живое

Посадить и поливать -

Будет дерево большое,

Надо только подождать!

(Воспитатель берет в руки ведерко с песком и «сажает» семечко, поливает из лейки и показывает на изображение цветущего дерева на стене.)

После дождика возможно,

Вот так чудо из чудес,

Видно радугу - дорожку

Аж до Солнца и небес.

(Воспитатель разворачивает гармошку-радугу.)

Если очень ждать и верить,

И смотреть во все глаза,

Постучатся в наши двери

Волшебство и чудеса!

- Ну вот, ребята, обучение в нашей «Академии Чудес» окончено. И я вручаю вам дипломы. Теперь, когда вы стали настоящими учеными, я приглашаю вас на научный совет. Вспомните все проведенные опыты, и нарисуйте то, что больше всего вам запомнилось и понравилось. Удачи! (Дети по желанию рисуют)

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование по экспериментированию в подготовительной к школе группе Месяц: СЕНТЯБРЬ Неделя: I Тема: «Облака» Цели: Показать детям механизм образования облаков. Неделя: II Тема: «Где живёт эхо?» Цели: Показать.

Конспект ННОД по опытному экспериментированию «Химические превращения» в подготовительной к школе группе Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по опытному экспериментированию на.

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной к школе группеКонспект НОД по экспериментированию в подготовительной к школе группе Опыт «Тонет – не тонет, плавает». Цель: приобщать к навыкам экспериментирования; высказывать предположения, делать выводы, подвести.

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной к школе группе «Путешествие в Воздушное Королевство»Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной к школе группе «Путешествие в Воздушное Королевство» Дошкольный возраст — важный этап на пути к познанию природы, на котором взрослым тоже найдется место. Тысяча вопросов задают маленькие Почемучки,.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну математики на остров Чудес» Возраст: 6-7 лет. Форма проведения: непосредственная образовательная область. Интеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие,.

Конспект открытого занятия по экспериментированию с водой в старшей логопедической группе «В синем море»Конспект открытого занятия по экспериментированию с водой в старшей логопедической группе «В синем море» Цель: развитие познавательно – исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой Задачи: Образовательная.

Конспект занятия по экспериментированию с песком для подготовительной группы «Песочная страна»Конспект занятия по экспериментированию с песком для подготовительной группы «Песочная страна» Цель занятия: познакомить детей со свойствами песка, создать условия для формирования у детей интереса к опытно - экспериментальной деятельности,.

Развлечение для детей подготовительной к школе группы «Поле чудес» Программное содержание: продолжать знакомить детей с древнейшим видом народно-прикладного искусства Нижегородского края и воспитывать у.

Рекомендации родителям детей подготовительной к школе логопедической группы «Творчество А. С. Пушкина» Дистанционное образование: Рекомендации родителям детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по.

Сценарий выпускного праздника для детей подготовительной логопедической к школе группы «Звездный дождь-2018»Сценарий выпускного праздника для детей подготовительной логопедической к школе группы «Звездный дождь-2018» Сценарий выпускного праздника для детей подготовительной логопедической к школе группе «Звездный дождь 2018» Цель:Создание эмоционально-положительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по экспериментированию детей подготовительной к школе логопедической группы «Академия чудес»
Опубликовано: 6 сентября 2022 в 20:25
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по экспериментированию детей подготовительной к школе логопедической группы «Академия чудес»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Николаевна Куклова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД