Елена Кудина
Конспект НОД по Познавательно-исследовательская деятельность «Опыты с почвой» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования.
Иметь представление о почве, как о плодородном слое земли.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
•Актуализация и активизация словаря о почве ее свойствах и семенах.
•Формировать знания об условиях, необходимых для успешного развития растений.
•Формировать знания о взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян.
•Познакомить с приемами посева семян.
•Совершенствовать связную речь, расширять кругозор.
Публикация «Конспект НОД по Познавательно-исследовательская деятельность „Опыты с почвой“ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Почва. Исследуем почву
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Коррекционно-развивающие:
•Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, привлекая к простейшим экспериментам.
•Развивать способность анализировать, сравнивать выделят характерные существенные признаки, делать простейшие обобщения.
•Развивать навыки аналитического мышления (умение обобщать, рассуждать, делать выводы, критичность мышления (умение доказывать свою точку зрения). Развивать наблюдательность.
•Развивать мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
•Поощрять исследовательский интерес воспитанников к изучению различных видов семян и составу почвы.
•Воспитывать навыки коммуникативного общения, формировать доброжелательность в общении, любознательность, любовь к природе.
•Воспитывать заботливое отношение к посевам.
Словарь: песок, глина, земля, почва, семя, лаборатория, опыт, бороздки,
Оборудование и материалы: микроскоп, лупы на каждого ребенка, земля, контейнер, банка с водой, пластмассовые ложечки, мнемосхемы, пластмассовые стаканчики на каждого ребенка, ваза для макета земли, камни, песок, глина, игрушечные насекомые, фартуки на каждого ребенка.
I.ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Организационный момент.
Ребята сегодня мы с вами побываем в лаборатории, кто знает, что такое лаборатория? Кто там работает?
Правильно ребята в лаборатории проводят опыта, а работают там ученные. Я сегодня буду профессором «Всезнайкой», а вы моими помощниками. Пожалуйста, проходите в лабораторию. Поздоровайтесь с нашими гостями, это тоже ученные они сегодня будут наблюдать, за тем как мы с вами опыты проводим. Но для того чтобы начать нашу с вами работу нужно вспомнить правила поведения в лаборатории:
Скажите, как нужно себя вести?
А что можно делать в лаборатории?
Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок!
В землю теплую уйду,
К солнцу колоском взойду.
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья ….(зернышко).
Ребята, как вы думаете о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии?
Ребята, а все ли семена одинаковые и почему? Чем они отличаются?
2. Дидактисческая игра «Найди семя».
Ой ребята, что то я не могу найти свои очки, наверно я их потеряла. Помогите мне пожалуйста, я совсем не могу разобрать что тут за семена лежат все перепутались, ничего не вижу, вы поможете мне разобрать что тут?
Перед вами карточки плодов фруктов и овощей, они потеряли свои семена, возьмите каждый по одной карточке, посмотрите, какой у вас плод, я вам буду показывать коллекцию семян, вы по карточкам, которые перед вами, должны найти семя к своему плоду.
Спасибо большое ребята, что помогли мне разобраться с семенами. Ребята, а вы знаете главную цель растения - это размножение и продолжение вида. Как только появились семена, растение выполнило свое предназначение. Всё для семян! Это закон, растения. Они должны собрать в семени все питательные вещества, поступающие из корней. Только так в семени появится зародыш, у которого будет запас питательных веществ, чтобы выжить.
Кто мне ответит, что такое семя?
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Продуктивная деятельность
(Изготовление макета - Опыты)
Отгадайте загадку:
Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут -
Я все терплю
И всем добром плачу.
Правильно! Ребята скажите, а могут ли растения вырасти без почвы?
Абсолютно верно растениям, как и нам с вами. Нужна пища. Пищу растения получают из почвы. И готовит ее волшебница - природа. Сегодня мы с вами, посмотрим, из каких слоев состоит почва.
А для того, чтобы узнать из каких слоев состоит почва, мы с вами сделаем макет.
На дно стеклянной банки положим мелкие камешки, на них - глину, сверху - песок. И, на самый верх – почву, а так же мы положим в почву жучков, которые там живут.
Жители поземного царства прислали нам очень ценный подарок – мешочек волшебной земли. Мы поближе познакомимся с землей – матушкой.
Каждый ученный записывает свои результаты в дневник наблюдений, поэтому и мы с вами после каждого опыта будем записывать, то, что увидели.
Опыт №1. Что спрятано в комочке?
Вот ребята посмотрите у нас тут с вами контейнер с землей, давайте потрогаем ее какая она?
Давайте посмотрим на землю через микроскоп, что вы там увидели? И посмотрите через лупу.
Расскажите, что спряталось в земле.
Давайте запишем, что мы с вами увидели.
Что же спрятано в комочке земли?
Опыт № 2. В земле есть воздух.
А воздух в земле есть или нет?
Проверим ваши ответы экспериментально. Возьмите ложечкой комочек земли, так чтобы она не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой.
Что вы наблюдаете?
Где же был воздух?
Да, воздух был внутри комочка между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.
Кто оказался прав, те, кто говорили, что в земле нет воздуха или те, кто говорили, что воздух есть?
Опыт № 3. Есть ли в почве вода?
Только что мы убедились, что в почве есть воздух. А вода в почве есть или нет?
Предлагаю и эти ваши ответы проверить с помощью опыта. У меня стоят стаканчики с землей, посмотрите земля сухая, нам с вами нужно поверх стаканчика надеть целлофановый пакет и закрепить его резинкой, вот так, молодцы справились. Но как же мы поймем, что в земле есть вода? Нужно поставить стаканчики на солнышко и подождать некоторое время, вода начнет испаряться и на целлофане появятся капельки воды.
Ребята ученые тоже устают от опытов и делают разминку, вот и я вам предлагаю чуть-чуть размяться.
2. Динамическая пауза. Координация речи с движением.
Возьмем, семечко одно, (Дети опускаются на корточки)
Положим в ямку мы на дно!
Ты не бойся, дорогое,
Ничего, что там темно.
К свету, к солнцу из земли
Ты росток скорей пошли. (Дети медленно встают)
Вот весною, в ранний час,
Семечко взошло у нас.
Из земли росток явился: (Дети потягиваются)
- Здравствуй, солнце, (Дети поднимают руки
я - родился! над головой, машут кистями рук)
Мал еще росток-ребенок, (Дети опускают руки вниз)
Только вышел из пеленок! (Дети наклоняют головы в разные стороны)
А сейчас давайте вернемся к нашему опыту и узнаем есть ли в земле вода. Посмотрите на целлофановом пакете появились капельки воды, как вы думаете от куда здесь взялись капельки воды? Ребята это солнышко пригрело нашу землю и из нее начала испарятся вода.
Кто оказался прав, те, кто говорили, что в земле нет воды или те, кто говорили, что вода есть?
3. Продуктивная деятельность – посадка семян
Практическая работа
А теперь мы переходим к практической работе, но сначала прослушайте правила техники безопасности.
1. Будьте осторожны и внимательны.
2. В помещении не шуметь, не делать резких движений.
3. При получении травм немедленно обратитесь за помощью к воспитателю.
4. После работы вымойте руки с мылом.
Ход работы
Садитесь, пожалуйста, за свои столы.
Ребята мы с вами будем садить семена.
Прежде чем посадить семена, скажите зернышку: "Стань живым, и расти, а я буду поливать, и ухаживать за тобой".
(будем сажать укроп или базилик.)
1. Мы посадим семена в приготовленную плодородную почву.
2. Мы будим их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут нас радовать.
3. Но сначала подготовим место для посева, поверхность почвы должна быть ровной, чтобы солнышко зернышки прогревало одинаково.
4. Наметим бороздки для семян, для крупных - 1,5 см. для мелких - 1 см. (Кто сможет объяснить, почему для семян нужна разная глубина посева семян)
5. В эти бороздки мы будем сажать семена, соблюдая правила посева.
6. Если семена крупные, нужно их сеять по одному рукой.
7. Если сильно мелкие, можно использовать лист бумаги, сложенный пополам.
8. Возьмем по одному семени и сеем в подготовленные бороздки по размерам.
9. После посева слегка присыпаем бороздки почвой и поливаем.
10. Помечаем посеянные семена, табличками.
Ребята вот мы и посадили наше семя, будем за ним ухаживать, и оно обязательно подарит нам свои плоды.
III. Рефлексия
Вы сегодня были очень хорошими помощниками. Я надеюсь, вам понравились наши опыты? А скажите, что вы сегодня узнали нового? Какие опыты мы проводили? В почве есть вода, воздух? Я благодарю вас за замечательное и увлекательное посещение лаборатории. И хочу вам подарить подарки. У каждого ученного есть свой дневник, в который он заносит свои наблюдения и опыты, а так как мы сегодня с вами посадили семя, благодаря дневнику наблюдений мы с вами увидим, как оно росло. Зарисовывайте сюда, пожалуйста, свои наблюдения.
А наша лаборатория на сегодня закрывается.