Зинаида Егорова
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Что я знаю о птицах»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
I Образовательные задачи:
1. Формировать целостную картину о птицах, дать обобщённое представление, как о живых существах, живущих на земле, умеющих летать в воздухе и имеющих типичное строение: две лапы, два крыла, клюв, хвост, перья.
2. Расширить знания детей о зимующих птицах. Знакомство со снегирём, используя видеоматериал.
3. Продолжать учить составлять разрезную картинку из 6-8 частей.
II Развивающие задачи:
4. Развивать системное мышление, умение видеть объект в системе (настоящее, прошлое).
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе „Что я знаю о птицах“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
5. Продолжать развивать творческое воображение детей, логическое мышление, находить противоречия используя ТРИЗовские игры «Хорошо -плохо», ММЧ (метод маленьких человечков, «Составь целое», «Четвёртый лишний»
6. Продолжать развивать связную речь, умение слушать речь воспитателя и товарищей, умение отвечать полными предложениями на заданные вопросы и самим задавать их (метод эмпатии, игра «Да- нет»)
III Воспитательные задачи:
7. Воспитывать у детей бережное отношение к птицам.
Словарная работа: зимующие птицы, перелётные птицы, кормушка, помощь, оперение, клюв, хвост, крылья.
Индивидуальная работа. Автоматизация звуков Ш-Ж у Жени, Никиты. Предшествующая работа: наблюдение за птицами на прогулке, чтение рассказов о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр видеоматериала о птицах (вороне, воробье).
Методические приё мы: игра «Да-нет», игра «зимующие и перелётные птицы», загадка о снегире, видеоматериал о снегире, MCA (снегирь, игра «Хорощо -плохо», ММЧ, «Собери разрезную картинку».
Демонстрационный материал. Карточки к MCA, иллюстрации с изображением зимующих и перелётных птиц, картинки с изображением солнца и снежинки, разрезные картинки из 6-8 частей, видеоматериал.
Раздаточный материал. Модели для ММЧ, карточки с изображением зимующих и перелётных птиц для метода эмпатии, разрезные картинки из 6-8 частей.
Содержание деятельности
- 1. Сбор у дерева под песню В. Шаинского «Голубой вагон».
- Какое сейчас время года? (зима)
- Какой зимний месяц? (декабрь)
- Какая сегодня погода? (ответы детей)
- Хотите со мной поиграть? (да)
- Тогда я предлагаю поиграть в игру «Да-нет» и вы узнаете, о ком мы будем сегодня беседовать. Вы задаёте мне вопросы, а я могу отвечать только «да» или «нет».
- Это живое?
-Да.
- Это животный мир?
-Да.
- Это животные?
- Нет.
- Это птицы?
- Да. Сегодня мы с вами продолжим беседовать о птицах. Посмотрите на наше дерево и скажите все ли эти птицы остались у нас зимовать?
- Кукушка лишняя, потому что она перелётная, а остальные зимующие.
- Почему их называют зимующие (потому что они остаются с нами зимовать)
- Каких птиц называют перелётными? (птиц, которые улетают осенью на юг)
- Хотите поиграть? (да)
2. Игра «Зимующие и перелётные птицы»
(На столе лежат иллюстрации с изображением зимующих и перелётных птиц. Рядом стол, на половине которого нарисовано солнце и снежинка)
- Солнце - это тёплые страны, снежинка - это зима. Нужно перелётных птиц отправить на юг, то есть положить туда, где изображено солнце. Зимующих птиц оставить зимовать у нас - положить, где изображена снежинка. (Дети выполняют, а воспитатель задаё т вопросы: «Почему положил синицу к снежинке?» и т. д.).
Молодцы! Хорошо справились.
3. Послушайте загадку. О какой птице в ней говорится?
Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это. (снегири)
- Когда к нам прилетает снегирь? (зимой, когда наступают холода и выпадает снег).
Показ видеоматериала о снегире.
- Снегирь прилетает к нам на зиму, а весной улетает дальше на север и там выводит своих птенцов. Как вы думаете, чем питаются снегири? (ответы)
- Снегири любят клевать ягоды клюквы, рябины, бузины, боярышника, семена конопли и лебеды.
4. MCA «Снегирь»
- Если мы рассмотрим кого-то (снегиря)
-Этот кто-то для чего-то (чтобы летать)
- Этот кто-то из чего-то (туловище, голова, крылья, хвост, лапы, клюв)
- Чем покрыто тело птицы? (перьями)
- Этот кто-то часть чего-то (птичьей стаи)
- Раньше кем-то было кто-то (птенцом)
- Этот кто-то из чего-то (туловище, головка, хвостик, лапки, клювик)
- Этот кто-то часть чего-то (птичьей семьи, гнезда)
5. Физкультминутку. Дети выбирают карточку с изображением птиц и «превращаются в птиц». «Раз, два, три - в птиц превратись». Легко под музыку «летают». Проговаривают слова:
Птички полетели,
Крыльями махали,
На деревья сели,
Вместе отдыхали.
- Как тебя птица зовут? Ты где зимуешь? И т. д. «Раз, два, три - в детей превратись.
- Что общего у всех птиц? (строение, умеют летать, живые)
- Чем отличаются? (размером, передвижением, окраской)
6. Игра «Четвёртый лишний» Видеоматериал.
Ворона - голубь - воробей - утка
Сорока - грач - снегирь – синица
Голубь - ласточка - скворец - кукушка Лебедь - голубь - аист - цапля
7. Игра «Хорошо - плохо» Птицы зимуют у нас.
- Это хорошо и плохо.
- Птицы зимуют у нас. Это хорошо. Почему? (можем за ними наблюдать, ухаживать за ними, слушать пение)
- Правильно, молодцы! А еще, например дятел и зимой ищет насекомых под корой деревьев. Птицы, поедая семена деревьев и кустарников, разносят их с испражнениями.
- Птицы зимуют у нас. Это плохо. Почему? (им холодно, они могут замёрзнуть, погибнуть).
- Молодцы!
- Как вы думаете, чего боятся птицы зимой? (сильного снегопада, метели, холода, голода)
- Как мы можем помочь птицам? (кормить их)
- Хотите построить им кормушки? (да)
- Тогда я предлагаю построить кормушки из маленьких человечков. (выполнение работы)
- Из каких человечков ты строишь кормушку? Что ты туда положил? Это какие человечки? Почему ты их положил?
8. Дети! Кормушки мы построили, а птиц нет. Позовём птиц на кормушки?
Разрезные картинки из 6-8 частей «Зимующие птицы».
Молодцы! Вы помогли птицам. Мы с вами уже повесили кормушки на участке и оказываем помощь зимующим птицам. Александр Яшин «Покормите птиц»
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будем им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
9. Детям предлагается выпить целебный напиток из клюквы.