Татьяна Калистратова
КонспектНОД познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Свойства бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ БУМАГИ»
ЦЕЛЬ: расширение представлений детей о бумаге, ее свойствах.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
• Познакомить детей со способами исследования бумаги
• Продолжать обучать детей фиксировать результаты исследований
Развивающие:
Публикация «КонспектНОД познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе „Свойства бумаги“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
• Развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента
• Развивать познавательную активность, интерес в процессе исследовательской деятельности
• Развивать исследовательские умения, психические процессы: внимание, восприятие, мышление
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность
• Воспитывать взаимопомощь и умение выслушивать товарищей
• Воспитывать бережное отношение к природе
Предметно-развивающая среда: мешочек с разными видами бумаги, письмо на ткани, карта для заполнения результатов исследования, стеклянная емкость, пинцет.
Раздаточный материал: карты для заполнения результатов исследований, простые карандаши, по 4 вида бумаги, стаканы с водой, трубочки для коктейля.
Словарная работа: обогатить словарь прилагательных по данной теме; упражнять в умении делать выводы и обобщения, в правильном согласовании слов в предложении, в умении отгадывать загадки и аргументировать свой ответ.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций об изготовлении бумаги, рассматривание разных видов бумаги, изделий из бумаги, обучение умению фиксировать результаты исследования -заполнение карт «Свойства ткани»
ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :
I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Стук в дверь. Почтальон приносит посылку в виде мешочка. К мешочку прикреплён сверток из ткани.
-Ребята, что это за сверток? Здесь что-то написано. Странно, почему написали на ткани? Давайте прочтем. «Здравствуйте, ребята группы Тюльпан. Нам срочно нужна ваша помощь! Мы живем на далекой планете Неокам. Однажды при раскопках мы нашли вот этот мешочек с неизвестными материалами. Помогите нам узнать, что это такое и как его можно использовать. Все что вы узнаете, запишите на картах и отправьте нам. Ждем ваших ответов.»
-Поможем инопланетянам? Ребята, здесь загадка:
Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.
Что это? Догадайтесь сами.
-А как вы догадались, что это бумага?
-Что у нас в группе есть из бумаги?
-А что еще лежит в мешочке? Дети достают бумагу.
-Ну что ж, отправляемся в нашу лабораторию, место, где мы проводим исследования. Давайте вспомним правила: работать дружно, задания выполнять по порядку, быть осторожными и внимательными.
Дети садятся за столы.
II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
-Ребята, давайте рассмотрим виды бумаги-салфеточную, писчую, оберточную бумагу и картон.
-Что вы можете сказать о толщине бумаги? Какая самая тонкая? Самая толстая?
-Что вы можете сказать о цвете бумаги?
-Что вы можете сказать о поверхности бумаги?
-Сейчас мы будем проводить исследования и "записывать" результаты в карту. Квадрат рисуем если задание выполняется легко, а треугольник-если задание выполняется трудно.
Опыт 1. Сминаемость бумаги. Сомните разные виды бумаги по очереди-салфеточную, писчую, оберточную бумагу, картон.
Результаты запишите в карту.
-Какую бумагу труднее смять? Почему? Какую бумагу легче смять? Почему?
Вывод: Бумага мнется; чем толще бумага, тем она труднее мнется.
Опыт 2. Разглаживание бумаги. А теперь попробуйте разгладить салфеточную, писчую, оберточную бумагу, картон. Результаты запишите в карту.
-Разглаживается бумага? Какую бумагу труднее разгладить? Какую бумагу легче разгладить?
Вывод: После смятия на бумаге остаются заломы и их нельзя разгладить. Поэтому нельзя мять изделия из бумаги. А в каких случаях мы сминаем бумагу?
Опыт 3. Разрывание бумаги. Разорвите бумагу на две части. Результаты запишите в карту.
Какую бумагу легче разорвать? Какую труднее разорвать?
Вывод: Бумага рвется. Чем толще бумага, тем труднее ее разорвать.
Физминутка.
Лесорубы дерево срубили,
На станке на части разделили,
Чурбачки на щепки порубили, и в растворе долго их варили.
А потом всю жидкость отжимают,
Валиком утюжат, сушат, гладят.
Так выходит чистый лист бумаги
Для журнала, книги и тетради.
(Дети выполняют имитационные движения).
Опыт 4. Впитываемость бумаги. Сейчас проверим, вся ли бумага впитывает воду. С помощью трубочки намочите салфеточную, писчую, оберточную бумагу, картон. Результаты запишите в карту.
Какая бумага намокла быстрее? Почему? Какая бумага не намокла?
Какая бумага отталкивает воду? Оберточная бумага покрыта специальным слоем, который не пропускает воду.
Вывод: Тонкая бумага намокает быстро и распадается, бумага потолще тоже намокает, но ей нужно больше времени. Бумага намокает, она не прочная, поэтому изделия из бумаги нужно беречь от воды.
Опыт 5. Горение бумаги. Ребята, кто будет проводить опыт с горением?
Почему нельзя детям проводить этот опыт?
Куда мы будем звонить в случае пожара? По какому номеру?
-Чтобы не случилось пожара, я буду проводить этот опыт над кастрюлей, в которую налью воду. Воспитатель поджигает разные виды бумаги, дети фиксируют результаты исследования.
Вывод: Бумага горит.
III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Мы заполнили всю таблицу и теперь можем отправить инопланетянам всю информацию о бумаге. Что мы узнали о бумаге?)
Бумага материал не прочный. Изготавливают бумагу из деревьев. А что случится, если на Земле не останется ни одного дерева? Вот поэтому нужно бережно относится к предметам, сделанным из бумаги. Если вы будете беречь бумагу, то сохраните больше деревьев.