Марина Викторовна Колесникова
Конспект НОД по математике в подготовительной к школе группе «Золушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по познанию
(формирование математических представлений)
на тему «Золушка»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, познавательно - исследовательская, продуктивная, коммуникативная, трудовая, двигательная.
Публикация «Конспект НОД по математике в подготовительной к школе группе „Золушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- «Золушка»
- Темочки
Дидактическая цель: Стимулировать способность рассуждать, умение противопоставлять. Развивать логическое мышление, воображение. Активизировать словарь детей.
Создать условия для закрепления детьми изученного материала; развивать личность ребёнка, творческое воображение, память, внимание, через игровые упражнения и дидактические игры; воспитывать коммуникативные качества.
Задачи:
Образовательная: продолжать учить составлять арифметические задачи, записывать их решение с помощью цифр, учить выделять в задаче условие, вопрос, ответ. Закреплять знания о составе числа восемь из двух меньших чисел. Формировать умение производить арифметические действия в пределах 10. Продолжать учить составлять предложение и анализировать его. Совершенствовать умение выполнять звуковой анализ слова (торт).
Развивающая: создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. Развивать умение рассуждать.
Воспитательная: воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Воспитывать интерес к математическим занятиям. Воспитывать желание добиваться общей цели.
Здоровьесберегающая: поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказок.
Планируемые результаты:
Составляет арифметические задачи, записывает их решение с помощью цифр; выделяет в задаче условие, вопрос, ответ. Закрепляет знания о составе числа восемь из двух меньших чисел. Умеет производить арифметические действия в пределах 10. Составляет предложение и анализирует его. Умеет выполнять звуковой анализ слова. Аргументирует свои высказывания. Умеет рассуждать. Понимает учебную задачу и выполняет её самостоятельно.
Средства обучения для педагога:
Магнитная доска, цифры, знаки, фишки.
Иллюстрации к сказке Ш. Перро «Золушка». Картинка с изображением дома с десятью окнами. Картинка с изображением пяти кустов красных и трёх кустов жёлтых роз. Таблица с изображением предметов посуды (в каждом ряду не хватает одного предмета) и картинки с изображением недостающих предметов посуды. Шесть картинок с изображением мыши на каждой. Картинка с изображением трёх пар лошадей. Картинка с изображением двух циферблатов (без стрелок). Картинка с изображением туфельки, составленной из треугольников и квадратов (образец). Красочно оформленная коробка. Таблица с парами чисел. Волшебная палочка.
Средства обучения для детей:
Картинка с изображением дома с десятью окнами, счётный материал, простой карандаш, бумажный круг (торт) – на каждого ребёнка, схемы звукового состава слов, фишки, три треугольника и три квадрата, сердечки (сюрприз).
Содержание организованной деятельности детей
I. Вводное слово воспитателя.
-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. К вам пришли гости. Чтобы настроение у вас и у гостей было хорошее, подарите улыбку друг другу, подарите улыбку гостям.
Воспитатель. Какие бывают сказки?
Дети. Русские народные, авторские, сказки народов мира.
Воспитатель. А какие сказки вы любите слушать? (Ответы детей).
Викторина. Сейчас, я буду называть отрывок из сказки, а вы должны сказать из какой сказки отрывок.
1. «А дорога далека, а корзина нелегка!
Сесть бы на пенёк, съесть пирожок». (Маша и медведь.)
2. «Ах ты, Петя – простота, сплоховал немножко.
Не послушал кота, выглянул в окошко!». (Кот, петух и лиса.)
3. «Красная девица грустна, ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка». (Снегурочка.)
4. «Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке из копытца». (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.)
5. «Отворили дверь козлята и пропали все куда – то». (Волк и семеро козлят.)
6. «Колотил да колотил на тарелке носом,
Ничего не проглотил и остался с носом». (Лиса и журавль.)
7. «Круглый бок, румяный бок, покатился…». (Колобок.)
8. «Всех излечит, исцелит, добрый доктор – …». (Айболит).
9. «Толстяк живёт на крыше, летает всех выше - …». (Карлсон.)
Выставляю иллюстрации к сказке Ш. Перро «Золушка». Назовите сказку, иллюстрации к которой вы видите «Золушка». Все вы знаете и любите эту сказку. Кто её написал?
Дети. Французский сказочник Шарль Перро.
II. Основная.
Воспитатель. А вы хотите отправиться в путешествие? (да).
Воспитатель. Сейчас мы отправимся в путешествие по сказке «Золушка». Давайте скажем наши волшебные слова:
Мы три раза хлопнем, 1,2,3
Мы три раза топнем, 1,2,3
Обернемся раз, два, три
Быстрей в сказку попади! (Звучит музыка.)
- Вы знаете, Золушке очень хотелось поехать на бал в королевский дворец. Но злая мачеха не взяла её с собой, а приказала выполнить много трудных заданий.
Дети, давайте поможем Золушке выполнить все задания (садимся за столы). Сначала падчерица должна была натереть полы во всех комнатах. (Выставляю на доску картинку с изображением дома с десятью окнами.) Посмотрите на изображение дома и сосчитайте, сколько в нём комнат, если в каждой комнате по два окна. Ответ напишите в квадрате, который расположен в правом нижнем углу (дети выполняют задание, используя свои картинки).
Воспитатель. Золушка уже успела прибрать не только в этих комнатах, но и выполнила следующее задание: посадила жёлтые и красные розы. Посмотрите на эту картинку и составьте условие задачи. Дети составляют задачу: Золушка посадила пять красных роз и три куста жёлтых роз.
Воспитатель. Какой вопрос мы поставим к этой задаче?
Дети. Сколько всего роз посадила Золушка?
Воспитатель. Выделите условие задачи. Повторите вопрос к задаче. Как будем решать задачу? (ответы детей).
Воспитатель. Выложите решение с помощью цифр и знаков. (Работа детей за столом).
Воспитатель. Прочитайте запись. Какой ответ у задачи? (ответы детей).
Воспитатель. На какое действие задача? ( ответы детей: задача на сложение). Молодцы! Вы научились составлять и решать задачи!
Воспитатель. Мачеха так же наказала Золушке, чтобы она вымыла всю посуду и расставила её по полкам. (Выставляю таблицу с изображением предметов посуды). Помогите Золушке определить, какой посуды не хватает в каждом ряду (дети выполняют задание у доски).
Воспитатель. На помощь девочке, кроме вас, пришла добрая фея. Стоило ей взмахнуть волшебной палочкой, и у Золушки появились - великолепное платье, хрустальные туфельки и карета. А в лошадей добрая фея превратила самых обыкновенных мышей. (Выставляю шесть картинок с изображением мышей на каждой). Сколько мышей заколдовала добрая фея, если получилось три пары лошадей? (вызванный ребёнок выкладывает три пары картинок с изображением мышей на каждой и объясняет свои действия). Выставляю картинку с изображением трёх пар лошадей.
Воспитатель. Наконец золушка отправилась на бал и оказалась во дворце за три часа до полуночи. В полночь ей обязательно надо было вернуться домой, потому что именно в это время должны были исчезнуть все подарки доброй феи. Как иначе назвать полночь? (дети отвечают). Выставляю картинку с изображением двух циферблатов. Перед вами часы без стрелок. Нарисуйте стрелки на одном циферблате так, чтобы они показывали полночь, а на другом – чтобы они показывали время, когда Золушка приехала на бал, то есть на три часа раньше (дети рисуют стрелки на демонстрационном материале, и объясняют свои действия).
Физминутка. Раз - подняться, подтянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – ноги шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - на стульчик сесть опять.
Воспитатель. На балу было очень весело. Король устроил лотерею. Призы получили пары танцоров, у которых номера пригласительных билетов в сумме составили 8. Определите, какие это были пары чисел? Выставляю красочно оформленную коробочку и таблицу с парами чисел. Дети находят пары (4 и 4; 5 и 2;6 и 2;8 и 1; 7 и 1;4 и 3;3и 5, выбирают соответствующие числовые карточки, поочередно показывают их и опускают в коробку.
Воспитатель. На балу угощали сказочно вкусными тортами. Поделить торт на равные части между королём, принцем, королевским звездочётом и танцмейстером доверили Золушке. Сколько получилось частей? (четыре). Докажите это. Дети сгибают бумажные круги пополам, затем ещё раз пополам. Разворачивают круги и объясняют, что получилось четыре равные части.
Ребята, а сейчас давайте выполним звуковой анализ слова – торт.
Сколько букв в слове торт? (4).
Сколько звуков в слове торт? (4).
Какой первый звук в слове? (т – глухой твёрдый согласный звук).
Какой второй звук в слове? (о – гласный).
Какой третий звук в слове? (р – звонкий твёрдый согласный звук).
Какой четвёртый звук в слове? (т – глухой твёрдый согласный звук).
Какие гласные звуки в слове? (о).
Какие согласные звуки в слове? (т, р, т).
Какой ударный гласный звук в слове? (о).
- А вы хотите составить предложение о Золушке? Давайте составим (дети составляют предложение). Сколько слов в предложении?
Воспитатель. Золушка должна была уехать с королевского бала до наступления полуночи. Но время летело так быстро, что Золушка опомнилась, лишь услышав бой часов. Она помчалась вниз по лестнице, и хрустальная туфелька соскочила с её ноги. Вы сможете вернуть Золушке туфельку, если соберёте её из геометрических фигур.
Дети без образца складывают изображение туфельки из треугольников и квадратов. Тот, кто первым справится с заданием, выходит к доске и объясняет свои действия, используя выставленный образец.
Сколько всего геометрических фигур? (6). Из каких геометрических фигур сложили туфельку? (из треугольников и квадратов). Сколько треугольников? (3). Сколько квадратов? (3).
lll. Заключительная.
Воспитатель. Вот и закончилось математическое путешествие по сказке. - Нам пора возвращаться в детский сад.
Мы три раза хлопнем, 1, 2, 3,
Мы три раза топнем, 1, 2, 3,
Обернёмся раз, два, три,
В детский сад скорей беги! (звучит музыка)
- Вот мы оказались снова в детском саду.
Рефлексия.
Что интересного, нового вы узнали из нашего путешествия?
Какие задания вы помогли выполнить Золушке?
Какие задания были для вас трудными?
- Без вашей помощи Золушке нелегко было бы справиться со всеми заданиями. А чтобы мы долго ещё вспоминали наше путешествие по этой замечательной сказке, Золушка и принц всем вам дарят частичку своего сердца. Вот они маленькие сердечки.