Мария Матвиенко
«Поздняя осень». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятие в старшей группе
Образовательная область: развитие речи
Вид деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая
Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени;
Задачи: воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа; обогащать впечатления детей. Обогащать словарный запас. Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе. Упражнять детей в подборе синонимов (осенью небо серое, хмурое, пасмурное).
Методические материалы: изображение осеннего леса, осенний листок, демонстрационные картинки с птицами, зимующими и перелетными.
Ход занятия
Ознакомительная часть
1. Психогимнастика
Дети входят, встают полукругом.
Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик.
– Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!
– Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон!
И так далее, пока колокольчик не обойдет весь руг.
Основная часть
Воспитатель: Ребята, давайте сейчас подумаем и вспомним, какой сейчас месяц?
Ответ: Ноябрь
Воспитатель: ребята, а ноябрь – это месяц какого времени года?
Ответ: поздней осени
Воспитатель: - правильно, сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года - осени. Обратите внимание на картину – «осенний лес» и подумайте, какая она бывает?
2. Игра «Опиши осень»
Каждый из вас должен по очереди сказать по одному красивому слову об осени.
«золотая; разноцветная; багряная; сказочная; серебряная; добрая волшебница; разноцветное покрывало листьев и т. п.»
Дети садятся на ковер.
Беседа:
-На дворе поздняя осень, а как осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь) - Какие изменения происходят в природе осенью?
Ответы детей: Поздней осенью солнца почти нет. Небо закрыто тучами. Льют холодные дожди. Дует сильный, пронизывающий ветер. Дни стали еще короче, а ночи длиннее. Листья с деревьев опали. Люди надели теплые куртки и шапки, брюки, сапоги, варежки. Иногда идет снег.
3. Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам залетел последний осенний листочек! Он приглашает нас в лес, где мы можем полюбоваться красотой осенней природы, где мы можем узнать, какие звери живут в лесу. Сейчас я листочком взмахну, и мы окажемся в лесу. Раз, два, три!
Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу. Как вы думаете, что мы можем услышать в осеннем лесу?
Ответы детей: шуршат листья под ногами, хрустят ветки, хрустит лед, дует ветер и т. д.
Воспитатель: Вы ответили правильно, а теперь представим себя листочками.
ФИЗМИНУТКА «Листочки»
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Присели.)
Воспитатель: Ребята, почему не слышно весёлых птичьих голосов?
Ответы: Улетели в тёплые края
Воспитатель: Почему они от нас улетели?
Ответы: Стало холодно, и нет еды.
Воспитатель: Как называются птицы, которые улетели?
Ответы: Перелётные
Воспитатель: Назовите этих птиц?
Ответы: Кукушка, скворец, грач, лебедь, журавли, утки и т. д.
Воспитатель: А как называются птицы, которые остаются с нами?
Ответы: Зимующие
Воспитатель: Назовите зимующих птиц?
Ответы: Сорока, ворона, снегирь, воробей, синица.
Воспитатель: Ребята, расскажите, как готовятся к зиме звери?
Ответы: Звери строят норы, делают запасы. Барсуки собирают коренья, белочки делают запасы в дуплах. Зайцы начинают менять шубки, кроты и мыши собирают колоски.
Воспитатель: Ребята, мы зашли в лес и сразу почувствовали, что деревья, птицы притаились и ждут, как мы себя поведем, с чем мы пришли? Может, мы станем ветки ломать и срывать кору, может мы взяли с собой рогатки и будем стрелять в птиц? Нет, уважаемый лес, мы пришли как друзья!
Рефлексия
О чем мы сегодня говорили?
Что запомнилось вам больше всего?
Вы со всем справились?