Оксана Новосельцева
Конспект НОД по ознакомлению с предметным миром с элементами экспериментирования «В гостях у принцессы Бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В гостях у принцессы Бумаги».
Цель: развитие познавательной активности, самостоятельности и закрепление представлений детей о бумаге.
Задачи:
* Воспитывать бережное и экономное отношение к бумаге, способствовать формированию понимания у детей значимости такого отношения, как элементу сохранения природы.
*Способствовать развитию представлений у детей о свойствах бумаги, ее предназначении и пользе.
*Закреплять представления о прошлом бумаги.
*Развивать и активизировать словарь детей по теме «Бумага».
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с предметным миром с элементами экспериментирования „В гостях у принцессы Бумаги“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Темочки
*Способствовать развитию экспериментальной деятельности, развитию познавательного интереса у детей, умению анализировать, сравнивать, обобщать полученные представления, делать выводы.
Предварительная работа:
* Рассматривание и обследование бумаги разной фактуры: писчая, альбомная, газетная, глянцевая, гофрированная, бархатная, картон, калька, фольга.
*Создание коллекции бумаги.
*Рассматривание предметов из бумаги и картона.
*Беседы: «Такая разная бумага», «Зачем нужна бумага?».
*Просмотр презентаций: «Путешествие в прошлое бумаги», «Как появляется бумага?».
*Проведение опытов и экспериментов на выявление свойств и качеств бумаги.
*Использование бумаги и картона в изобразительной деятельности.
Материал к занятию: мультимедийный экран, флеш-карта с презентацией «Прошлое бумаги», ширма, бумага разной фактуры на каждого ребенка, предметы из бумаги и картона для мини-музея, бумажная кукла – принцесса Бумага, плакат в мнемотехнике «Дом из бумаги» и карточки-схемы свойств бумаги, материал для опытов: салфетки, бумага, картон, ёмкости с водой на каждого ребенка, альбом «Творческая мастерская» с образцами поделок из бумаги и картона.
Ход занятия:
- Ребята, вы любите ходить в гости?
- А загадки любите?
- Я предлагаю вам отправиться в гости. А вот куда мы пойдем, вы узнаете, когда отгадаете мою звуковую загадку. Для этого вам нужно закрыть глаза и внимательно прислушаться.
(Воспитатель шуршит бумагой за ширмой)
- Ребята, открывайте глаза. Что вы услышали?
- Что может издавать такой звук?
- И сегодня к нам пришла девочка (воспитатель достает из-за ширмы бумажную куклу – принцессу) Хотите с ней познакомиться?
- Если вы отгадаете загадку, узнаете имя этой принцессы.
- Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом
Письмом, обоями, билетом
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.
Что это? Догадайтесь сами.
- Нашу гостью так и зовут – принцесса Бумага. Она приглашает нас в свое королевство. Вы согласны отправиться в гости в королевство Бумаги?
- В круг ребята все вставайте, волшебные слова за мной повторяйте:
Тик-так, тик-так, время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведем, в царство Бумаги мы попадем.
- Мы очутились на улице «Историческая». Предлагаю подойти к экрану.
• В древности, еще до появления бумаги люди выдалбливали надписи на камнях, делали наскальные рисунки.
• В Греции писали на сырых глиняных плитках, выдавливая буквы острой палочкой.
• В древнем Риме писали на восковых табличках. Таблички внутри покрывались цветным воском, а после застывания воска на нем писали тонкими палочками.
• В Египте было найдено растение-папирус. Стебли папируса разрезали на тонкие полоски и укладывали их друг на друга, смазывали клеем, проглаживали деревянной гладилкой, сушили на солнце и свертывали в трубку.
• В Древней Греции писали на пергаменте, который делали из шкур животных. Стоил он очень дорого, т. к. для одной книги приходилось истреблять целое стадо телят или овец. Книга напоминала сундук.
• Наши русские предки писали на бересте. Это русское изобретение. Сначала на них писали грамоты, а потом и книги.
• Первую бумагу изобрели в древнем Китае. Ее изобрел Цай Лунь.
- Предлагаю отправиться дальше
- В круг ребята все вставайте, волшебные слова за мной повторяйте:
Тик-так, тик-так, время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем, на улицу «Игровая» попадем.
- Принцесса Бумага предлагает нам поиграть в игру «Угадай на ощупь». Для игры принцесса приготовила нам повязки на глаза, чтобы игра была честной. Нужно одеть повязку. Я буду давать вам в руки кусочек бумаги, а вы на ощупь должны определить, к какому виду она относится.
- Но для начала, давайте вспомним, какая бывает бумага по своей фактуре?
- Как называется самая плотная бумага? (картон)
- Как называется прозрачная бумага? (калька)
- Как называется блестящая бумага? (фольга)
- Молодцы! Вспомнили виды бумаги. Теперь можно и поиграть. Одевайте повязки.
(Воспитатель дает детям в руки кусочки бумаги разной фактуры: альбомная, салфеточная, картон, калька, глянцевая, гофрированная, фольга, бархатная)
- Назовите, какой листочек на ощупь? (гладкий, плотный, шероховатый, мятый, шуршащий и т. п.) Какой это вид бумаги?
- Молодцы! Вы отлично справились.
- Принцесса Бумага зовет нас дальше по своему королевству.
В круг ребята все вставайте, волшебные слова за мной повторяйте:
Тик-так, тик-так, время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем, на улицу «Музейная» попадем.
- Ребята, прошу пройти в мини-музей принцессы Бумаги.
-Напомню, что в музее можно только смотреть, а трогать руками предметы нельзя!
(Воспитатель подводит детей к первому стеллажу, на котором расположены предметы сделанные из бумаги: тетрадь, блокнот, альбом, журнал, книга, газета)
- Что вы видите на стеллаже?
- Что общего у всех этих предметов?
- Для чего они нам нужны?
-Пройдем дальше.
(Проходят к следующему стеллажу, на котором находятся предметы из картона: коробки из-под зубной пасты, лекарств, мыла, духов, конфет, картонный стакан, тарелка)
- Что вы видите здесь?
- Что общего у этих предметов? (все они из картона)
- Зачем нам нужны эти предметы?
- Двигаемся дальше.
(Проходят к следующему стеллажу, на котором находятся предметы гигиены из бумаги: салфетки, туалетная бумага, носовые платки, бумажные полотенца)
- Для чего нам нужны эти предметы?
- Подойдем к последнему стеллажу.
(Проходят к следующему стеллажу, на котором находятся поделки из бумаги и картона, сделанные в технике оригами, из картонных втулок, аппликационные)
- Для чего нам нужны эти предметы? Какую пользу они нам приносят? (они служат для красоты, их можно вручить в качестве подарка)
- Молодцы! Мы очень много рассказали о бумаге.
- Но нам снова пора в путь.
В круг ребята все вставайте, волшебные слова за мной повторяйте:
Тик-так, тик-так, время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем, на улицу «Почемучки» мы попадем.
(Воспитатель подводит детей к плакату, где схемой обозначен вопрос: Почему дома не строят из бумаги? Рассматривают плакат.)
- Что здесь нарисовано? Как вы думаете, что хотят у нас спросить?
- Почему не строят дома из бумаги?
- Предлагаю провести эксперименты с бумагой и доказать, что нельзя строить дома из бумаги.
- Проходите к рабочим столам, где у вас есть все необходимое для опытов.
Читается стихотворение:
Раз, два, три, четыре, пять
Мы бумажку будем мять!
Мы бумажку будем мять!
Свои ручки развивать!
Вывод: бумага – не прочная, мягкая, её можно смять. Чем тоньше бумага, тем лучше она мнется.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы бумагу рвать!
Вывод: Бумага рвется. Салфетка рвется легче, так как она тоньше. Картон рвется с трудом, так как он плотнее и толще.
- Ребята, представьте, что пошел дождь. Как вы думаете, что станет с бумажным домом под дождем?
Проверим. Опустите кусочки бумаги, салфетки, картона в воду.
Вывод: бумага намокает и тонет.
-Ребята, так почему же нельзя строить дом из бумаги?
- Подведем итог: бумага – это непрочный материал. Она мнется, рвется, намокает. Из нее невозможно построить прочное, крепкое, безопасное жилье.
(воспитатель выставляет на плакате схематичные изображения итога)
-Вот и подошло к концу наше путешествие в царство принцессы Бумаги.
В круг ребята все вставайте, волшебные слова за мной повторяйте:
Тик-так, тик-так, время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем, в свою группу попадем.
-Ребята, вам понравилось наше путешествие? На каких улицах мы были в царстве Бумаги?
-Что интересного мы узнали о бумаге?
-Как вы думаете, нужна ли человеку бумага?
-А для чего бумага нужна в детском саду? (из нее можно сделать много поделок, на ней можно писать и рисовать, она служит как предмет гигиены)
- Принцесса Бумага приготовила нам подарок – альбом, в котором мы найдем образцы поделок из бумаги и картона. Скажем ей за это СПАСИБО!