Галина Есина
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Птицы — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему
«Птицы – наши друзья»
Воспитатель Есина Г. И.
Цель: расширять представление детей о зимующих и перелетных птицах, о том, какую пользу они приносят людям.
Задачи:
1. Формировать представление детей о зимующих и перелетных птицах, дать детям знание о том, как приспосабливаются птицы к разным климатическим условиям;
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе „Птицы — наши друзья“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
2. Учить различать их по существенному признаку; углублять представление о причинах отлета птиц, их повадкам; классифицировать их по группам;
3. Воспитывать у детей желание заботиться о своих пернатых друзьях, не причинять вреда птицам, проявлять внимание и заботу;
Интеграция образовательных областей:
1. «Познавательное развитие»
2. «Речевое развитие»
3. «Художественно-эстетическое развитие»
4. «Физическое развитие»
Материал: 2 картинки времен года «Зима», «Весна», картинки с изображением птиц, предметные картинки с зимующими и перелетными птицами на каждого ребенка, магнитная доска, наборы для творчества детей для каждого ребенка.
Предварительная работа: наблюдение за птицами на участке. Рассматривание иллюстраций, на которых изображены зимующие и перелетные птицы. Чтение стихов, загадок о птицах. Вывешивание кормушек на участке.
Дети рассаживаются за столами.
Звучит музыка – голоса птиц.
-Дети, чьи голоса мы слышим? Почему сейчас не слышно пение птиц?
-Верно, друзья. Наступила зима и птицам теперь совсем не до песен.
-Послушайте стихотворение:
«Скачет, скачет воробей
Кличет маленьких детей
Киньте крошек воробью –
Я вам песенку спою –
Чик-чирик!»
- О какой птице идет речь?
-Верно, о воробье.
-Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать?
-Каких зимующих птиц, кроме воробья вы знаете? Назовите их. На доске картинки с изображением птиц, выберете из них только те, где изображены зимующие птицы и назовите их.
- Верно, это синицы, воробьи, сороки, вороны, дятлы, голуби.
- Как вы думаете, почему зимующие птицы у нас живут круглый год?
- Они находят еду: семена хвойных деревьев, плоды и семена лиственных растений, а так же находят насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев и совсем не боятся мороза.
- Как люди помогают птицам зимой?
- Развешивают кормушки на деревьях в саду, парке, в скверах.
- Птицам очень тяжело зимой и они с трудом находят корм, особенно во время снегопадов и метелей, а так же в сильные морозы. В такую погоду птицы часто погибают от холода и голода.
- Дети, а что любят кушать птицы?
-Семена подсолнечника, пшено, овес, семена тыквы и кусочки сала.
- Наблюдая за птицами на участке, мы видим, что птицы передвигаются по-разному. Вороны и голуби ходят.
- Как передвигаются воробьи?
- Верно, они скачут по дорожкам.
- Каждая из птиц издает свои звуки.
- Что делает ворона? (каркает)
- Голубь (воркует)
- Воробьи (чирикают)
- Как называются птицы, которые улетают в теплые страны?
- Перелетные.
- Как вы думаете, почему перелетные птицы улетают?
- Трудно найти корм, боятся холода.
- Ребята, какие птицы улетают первыми?
- Первыми улетают птицы, которые питаются насекомыми, затем те, которые плоды и семена растений.
- Какие птицы улетают последними?
- Это утки и гуси. Они живут у нас до тех пор, пока не замерзнут водоемы. Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Отберите картинки, где изображены перелетные птицы. Назовите их. Это ласточки, грачи, скворцы, кукушки, стрижи, утки.
- Какую пользу приносят людям птицы?
-Верно, они поедают вредных насекомых, гусениц и тем самым охраняют наши сады, парки, скверы.
- Сейчас я загадаю вам загадки, а вы скажете, какие из них о зимующих птицах, а какие о перелетных:
«Умный мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи подбирает» (воробей)
«На шесте – дворец, во дворце – певец, а зовут его…» (скворец)
«Кто на елке, на суку счет ведет ку-ку, ку-ку» (кукушка)
«Знаменит в семье лесной песенкой смешной. Что за песня – красота? Тук-тук-тук да тра-та-та! (дятел)
- Воробьи и дятлы - зимующие птицы. Скворец и кукушка – перелетные птицы.
- А сейчас предлагаю поиграть в игру «Прилетели птицы». Если вы слышите название птицы, вы машете крыльями, если произносится другое слово, вы топаете ножками.
- Прилетели птицы : голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совки-сплюшки, лебеди, скворцы. Все вы молодцы!
Игра продолжается 2-3 раза.
- А теперь, пройдите за столы. У каждого из вас находится по два контура птиц. Вам надо их узнать и одеть в красивый наряд (раскрасить). Но вот не задача, они перепутались и теперь не знают, кто из них зимующие, а кто перелетные птицы. Поможем им, ребята?
В процессе работы звучит спокойная музыка.
- Молодцы, дети, все справились.
- Посмотрите, ребята, на доске две картины, где изображены времена года. Первая картина «Зима», вторая картина «Весна». Вы должны переместить зимующих и перелетных птиц на картины.
- Как вы думаете, перелетных птиц мы переместим на какую картину и почему?
- Для зимующих птиц уже приготовлена другая картинка. Как вы думаете, какая? Магнитами прикрепляем птиц на панно. Молодцы, все справились с заданием.
- Ребята, а как вы думаете, что бы было на земле, если бы все птицы исчезли? Почему мы говорим, что «Птицы – наши друзья»?
Ответы детей
- Ребята, птицы очень нуждаются в нашей помощи, поэтому мы оберегаем наших пернатых друзей, вешаем вместе с родителями кормушки в садах, не забываем насыпать туда корм. Оберегаем птиц весной, в конце весны – начале лета птицы выводят свое потомство, нельзя разорять птичьи гнезда, устраивать пожары в лесу и тогда птицы будут нам всегда благодарны и вокруг нас будут слышны птичьи голоса. Помните об этом!
- На этом наше занятие закончено.