Ирина Колмакова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Сравнительные свойства металла и дерева»
▼ Скачать +Заказ
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе ОЧУ ПМГ, 2020 – 2021 учебный год
Тема: «Сравнительные свойства металла и дерева»
Задачи:
• Познакомить детей со свойствами предметов, сделанных их металла и дерева.
• Объяснить детям, как человек использует свойства железа и дерева для своей пользы.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе „Сравнительные свойства металла и дерева“» размещена в разделах
- Дерево. Свойства дерева
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Металл. Свойства металла
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
• Развивать мышление детей, умение сопоставлять факты и делать выводы, умение строить высказывания типа рассуждений.
• Прививать интерес к изучению окружающего мира.
• Воспитывать навыки коллективной работы.
Материалы и оборудование:
Мешочек и мелкие предметы из бумаги, резины, пластмассы, металла, дерева, ткани.
Карандаш и Гвоздь – сотрудники научной лаборатории.
Металлические пластины и деревянные бруски – на каждого ребенка.
Доска, карточки-слова и карточки-символы с качествами и свойствами металла и дерева.
Весы и гири.
Ширма, металлические и деревянные ложки.
Ход нод:
1. Оргмомент.
2. Вводная часть.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки.
Цветной Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом проведет,
Там след найдет.
- Карандаш.
Металлический Антошка
На очень тонкой ножке,
По головке постучишь,
Что-нибудь да смастеришь.
- Гвоздь.
- Предлагаю вам пройти в нашу научную лабораторию опытов и экспериментов и познакомиться с ее научными сотрудниками.
В лаборатории детей встречают научные сотрудники лаборатории - Карандаш Карандашович и Гвоздь Гвоздович.
- Ребята, разрешите вам представить научных сотрудников лаборатории опытов и экспериментов – Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича. У них возник спор, что важнее дерево или металл? Карандаш говорит, что дерево, а Гвоздь утверждает, что металл.
- Поможем Карандашу и Гвоздю разрешить их спор? – ответы детей. - А для этого нам нужно узнать, какими свойствами и качествами обладают металл и дерево. Предлагаю вам установить это опытным путем.
3. Основная часть.
Изучение качеств металла и дерева
Воспитатель предлагает сравнить предметы из дерева и металла, чем они отличаются. На столах лежат металлические пластины и деревянные бруски.
Опыт 1: «Холодный - теплый»
Воспитатель предлагает детям потрогать дерево и металл рукой и сделать вывод: одинаковы ли на ощупь дерево и металл.
Ответы детей: металл гладкий, холодный, а дерево – шероховатое, тёплое, приятное на ощупь.
- Ребята, возьмите в руки деревянный брусок. Какой он на ощупь?
- Какой на ощупь металл?
Вывод: металл – гладкий и холодный, дерево – шероховатое и теплое.
На доске рядом с Карандашом и Гвоздем выкладываются карточки с надписью «холодный», «теплый» и соответствующие символы.
Опыт 2: «Тверже - мягче».
- Ребята, как вы думаете, что твёрже - дерево или металл? - рассуждения детей.
- Давайте проверим. Попробуем поцарапать металлическую пластину кусочком дерева. Остались царапины? - Нет, царапин не осталось.
- А теперь наоборот поцарапаем деревянную пластину металлом. Что мы видим? - На дереве остались царапины.
Воспитатель предлагает детям вбить гвоздь в металлическую пластину и деревянный брусок.
- А теперь попробуем вбить гвоздь в деревянный брусок и металлическую пластину. Что у нас получилось? – В дерево мы смогли вбить гвоздь, а в металл – нет.
- Почему так получилось? - ответы детей.
Вывод: Металл твёрже дерева, дерево мягче металла.
На доске рядом с Карандашом и Гвоздем выкладываются карточки с надписью «твёрже», «мягче» и соответствующие символы.
Опыт 3: «Тяжелее - легче»
Воспитатель предлагает детям опытным путем (в руках и на весах) проверить, что тяжелее – дерево или металл.
Вывод: металл тяжелее, дерево легче.
На доске рядом с Карандашом и Гвоздем выкладываются карточки с надписью «тяжелее», «легче» и соответствующие символы.
Опыт 4: «Звонкий - глухой»
- Для того, чтобы узнать ещё одно качество металла и дерева, я предлагаю вам игру «Угадай, что звучит».
Воспитатель за ширмочкой стучит металлическими или деревянными ложками. Дети сравнивают звучание.
- Какой звук у металлических ложек? - звонкий.
- Какой звук у деревянных ложек? – глухой.
На доске рядом с Карандашом и Гвоздем выкладываются карточки с надписью «звонкий», «глухой» и соответствующие символы.
Динамическая пауза: пальчиковая гимнастика «Замок»
На дверях висит замок,
Кто его открыть бы мог?
Мы замочек повертели,
Мы замочек покрутили,
Мы замочек постучали,
Постучали и открыли!
Изучение свойств металла и дерева
- Ребята, а теперь познакомимся со свойствами металла и дерева. Проведё м эксперимент: «Тонут или не тонут в воде предметы из металла и дерева».
Опыт 1: «Тонет – не тонет»
В ёмкость с водой опускаются спички и гвоздик. Дети подводят итог эксперимента: утонул металлический гвоздик.
- Гвоздик из металла утонул, а почему же тогда не тонут корабли, сделанные из металла? - высказывания детей.
Воспитатель обобщает высказывания детей: корабли, сделанные из стальных пластин, имеют специальную конструкцию, которая позволяет им, несмотря на тяжесть, не тонуть, а держаться на воде.
Это свойство называется плавучестью.
На доску прикрепляется карточка со словом «плавучесть» и с соответствующими символами.
Опыт 2: «Нагревается – не нагревается».
На столе стоит чашка с горячей водой, лежит деревянная ложка и металлическая.
Дети подходят к столу, где стоит чашка с горячей водой. Осторожно погружают деревянную ложку, за тем металлическую. Воспитатель спрашивает детей о том, что произойдёт.
Вывод: металлическая ложка нагреется, а деревянная нет.
Воспитатель поясняет детям, что металл обладает свойством, которое называется «теплопроводность».
Опыт 3: «Горит – не горит»
- А сейчас мы поговорим о горючих свойствах железа и дерева. Попробуем поджечь лучину и железную пластину (проводит только воспитатель).
Вывод: дерево горит, а железо нет.
1. Железо может только плавиться. Если его нагреть, оно становится мягким. С таким мягким железом работают кузнецы, они куют его, придавая железному бруску нужную форму. А если железо разогреть очень сильно, то оно становится жидким. Тогда его заливают в специальные формы и охлаждают. Получаются разные детали, предметы.
Воспитатель показывает иллюстрацию сталеплавильного цеха, кузницы.
2. Дерево при сгорании выделяет тепло. Где это его свойство используют люди? …ответы детей (для отопления домов).
На доску прикрепляются карточки с символами и со словом «горючесть».
Опыт 4: «Что притягивает магнит?»
- Ребята, возьмите магниты и проверьте, насколько хорошо магнит притягивает предметы из дерева и из металла.
Вывод: притягивается металл.
Воспитатель показывает детям, что дерево тоже обладает магнитными свойствами, только слабыми. Надо потереть деревянную палочку шерстяной материей, палочка притянет мелкие кусочки бумаги, волосы.
Это свойство называется магнетизм.
На доску прикрепляется слово «магнетизм» и соответствующие символы.
4. Заключительная часть. Рефлексия. Подведение итогов.
Воспитатель предлагает детям поиграть и назвать предметы, сделанные из металла и дерева. Проводится дидактическая игра «Кто больше».
- Вот мы узнали с вами о свойствах и качествах металла и дерева. Как же ответить на вопрос Карандаша и Гвоздя? – ответы детей.
- С какими свойствами металла и дерева мы сегодня познакомились?
- Что вам сегодня понравилось? Что бы вы хотели еще повторить?