Елена Владимирова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздушное путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе.
Тема: «Воздушное путешествие».
Елена Владимирова
Цель: Закрепление знаний детей о свойствах воздуха.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Воздушное путешествие“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Образовательные: закрепить и уточнить знания детей о свойствах воздуха. Опытным путем показать значение воздуха для человека и всего живого на Земле. Формировать у детей научные представления об окружающем мире.
Развивающие: мышление, любознательность, умение самостоятельно делать выводы. Активизировать словарь детей словами: планер, парашют, ветряная электростанция.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к окружающему миру. умение самостоятельно делать выводы.
Оборудование:
Картинки с изображением самолета, вертолета, планера, ракеты, воздушного шара, парашюта, мельницы, вентилятора, ветряка, парусника, урагана, космонавта, сохнущего белья, раскрытого окна, сломанного ветром дерева.
Тетради, резиновые груши, стаканы с водой, вертушка, зажигалка, перо птицы. Схема «Органы дыхания человека», «парашюты» с загадками, секундомер.
Предварительная работа:
Дидактическая игра «Летает – не летает». Рассматривание папки «Воздушный транспорт». Занятие по валеологии «Чем мы дышим».
Ход занятия:
- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в большое воздушное путешествие. Нам предстоит лететь, но на чем? Какие вы знаете виды воздушного транспорта? (Ответы детей – самолет, планер, воздушный шар, дирижабль.)
Дети, предложившие ответы на вопрос, выбирают картинку с соответствующим видом воздушного транспорта и ставят ее на мольберт.
А вот на каком из видов воздушного транспорта мы начнем наше путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Он в воздушном океане
Туч касается крылом.
Развернется – под лучами
Отливает серебром.
Правильно, мы начнем наше путешествие на самолете.
Усилился ветер и нагнал тучи. Взгляните, на одной туче что-то написано. (Предлагаем одному ребенку прочесть надпись.)
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем.
Что это? Воздух. А есть ли воздух в нашей групповой комнате? Что мы можем о нем сказать? Имеет ли воздух цвет, запах?
Вдохните в себя воздух и выдохните. Видите ли вы воздух?
А теперь попробуйте задержать дыхание. Долго ли вы сможете не дышать? Давайте сделаем вывод: может ли человек обойтись без воздуха? Без воздуха ни человек, ни животное, ни растение не могут прожить и нескольких минут. Вы хорошо знаете, как воздух «через нос проходит в грудь и обратный держит путь»? Давайте посмотрим. (Сопровождается показом на схеме органы дыхания человека.)
А как вы думаете, можно ли воздух почувствовать, услышать и увидеть? Давайте это проверим с помощью простых опытов.
Опыт №1.
Почувствуете ли вы воздух? Помашите тетрадями возле своего лица. Что вы почувствовали?
Опыт №2.
Услышите ли вы воздух? Резко сожмите руками резиновую грушу. Что вы услышали?
Опыт №3.
Увидите ли вы воздух?
Опустите конец резиновой груши в стакан с водой и сожмите ее. Что вы увидели?
- Как убедиться, что вокруг нас есть воздух? Кому необходим воздух? Как дышат растения? Животные?
- Наш самолет благополучно совершил посадку. Наше воздушное путешествие мы продолжим, угадайте на чем.
Точь-в-точь, как самолет,
В кабине есть пилот.
Но в голубых просторах
Летает без мотора.
Итак, продолжаем наше путешествие на планере. Но как, же он полетит без мотора? Его понесет ветер. А откуда берется ветер?
Солнце нагревает воздух в одном месте, и нагретый теплый воздух поднимается вверх. И тут на его место врывается холодный воздух. Вот это перемещение, движение воздуха и есть ветер.
Каким бывает ветер? (Сильным, легким, теплым, холодным, ураганным.) Одинаков ли ветер в разные времена года?
Как определить силу ветра? Если ни один листочек на дереве не шелохнется, это значит, что ветра нет. Если колыхаются лишь маленькие веточки, то ветер слабый. Если пригибаются большие ветви – это сильный ветер. А как называют очень сильный ветер? Ураган. А если ветер шумит над морем и вздымает огромные волны? Это шквал или шторм.
Но вот ветер совсем затих и нам приходится возвращаться на землю.
Мы пересаживаемся на…
С теплым воздухом шар,
А под ним корзинка,
Под ногами земля –
Словно на картинке.
Это воздушный шар. На нем люди совершали свои самые первые воздушные путешествия.
Но что, же заставляет шар подниматься вверх? Теплый воздух. Я уже говорила вам, что теплый воздух поднимается вверх. Это происходит потому, что теплый воздух легче холодного. Сейчас я вам это докажу.
Опыт №4.
Вот перышко. Если я его просто подброшу, то оно просто упадет вниз. Вот так. Но если его подбросить в теплый воздух, например, над огнем, (зажигаю зажигалку, то вы увидите, что теплый воздух поднимается вверх и не дает перышку упасть.
Воздушный шар наполняют теплым воздухом, поэтому он и поднимается вверх.
А теперь вопрос для вас. В нашей групповой комнате тепло, потому что ее нагрели горячие батареи. А где теплее, возле пола (внизу) или возле потолка (вверху?
Конечно, возле потолка, потому что теплый воздух поднимается вверх. Теперь вам станет понятно, почему взрослые не любят, когда вы играете на полу. Возле пола (внизу) всегда холоднее.
Физкультминутка.
Круг мы сделаем большой,
Встанем в круг мы всей гурьбой.
Мы покружимся немножко
И похлопаем в ладошки,
Мы потопаем немножко
И похлопаем в ладошки
Повернемся друг за другом
И попрыгаем по кругу.
А теперь – наклон вперед:
Получился самолет.
Крыльями легко помашем
«Отдохнули!» - дружно скажем.
Нас опять ждет пересадка.
Заворчу, зажурчу,
Лопастями заверчу,
В небеса улечу.
Мы продолжим наше путешествие на вертолете.
Давайте выясним, как человек использует воздух? Мы с вами используем воздух, когда надуваем воздушные шары, накачиваем воздухом наши мячи, колеса велосипедов или машин. А какими надувными вещами мы пользуемся летом на пляже? (Ответы детей.)
А как вы думаете, умеет ли ветер работать? Объясните.
Ветер надувает паруса кораблей, сушит белье, кружит мельницы и ветряки (ветряные электростанции). Всегда ли работа ветра полезна? Взгляните на эти картинки. Сильный ветер может наделать много бед: разрушить дома, сломать деревья, перевернуть корабли.
Вертолет продолжает свой путь, но на посадку не заходит. Как же нам попасть на землю.
Зонтик есть, весь белый-белый,
Он большой и очень смелый.
Он по воздуху летает,
С облаков людей спускает.
Вот мы и спустились на парашютах на берег моря. Люди не раз замечали, как легко дышится возле моря. Морской воздух очень целебный, лечебный. Вот почему так часто на берегу моря строят санатории, дома отдыха. Именно целебный воздух и море привлекают людей в приморские города. К сожалению, не все это понимают. Заводы и фабрики загрязняют воздух, загрязняют его и машины выхлопными газами. Дымным воздухом дышать тяжело и вредно для здоровья. Поэтому людям нужно заботиться о чистоте воздуха.
А сейчас взгляните на маленькие парашюты у вас на партах. На них написаны загадки и пословицы. Прочтите их.
Не машет крылом, а летает.
Не птица, а всех обгоняет. (Самолет)
Что за птица: песен не поет,
Гнезда не вьет, людей и груз везет? (Самолет)
Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост –
Понесется до звезд. (Ракета)
- «Что это, что это!» - все кричат,
В небе зонтики летят. (Парашюты)
По полю рыщет,
Поет да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет. (Ветер)
Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)
Солнце перед закатом красное – на ветер.
Нужен, как воздух.
Объясните последнюю поговорку. Это значит что-то, без чего человек совершенно не может обходиться.
Наше путешествие подходит к концу.
Но впереди еще полет на…
Чудо птица, алый хвост,
Полетела в стаю звезд.
Ни хвоста, ни крыльев нет,
А летает до планет.
В путь! К звездам! На ракете!
Воздух накрывает Землю как одеяло. Со всех сторон. Чем выше от Земли, тем воздуха меньше. В космосе воздуха нет совсем. Вот почему космонавты всегда в скафандрах, куда по трубкам подается воздух. Иначе космонавтам было бы нечем дышать.
Воздух, окружающий Землю, давит на все предметы, находящиеся на ней. И конечно, на нас с вами. Сейчас я докажу вам это с помощью опыта.
Опыт №5.
Воспитатель наливает в стакан воду до самого края. Прикрывает стакан листом плотной бумаги и, придерживая бумагу ладонью, быстро переворачивает стакан вверх дном. Вода из стакана не выливается.
- Сверху на бумагу давит вода, а снизу воздух. Воздух давит сильнее, поэтому вода из стакана не выливается.
Вот наша ракета пошла на посадку, а это значит, что наше путешествие закончилось. Но мы не зря потратили время, мы узнали много нового и интересного о воздухе. А когда вы будете учиться в школе, то на уроках, физики и химии вы узнаете о воздухе еще больше.
Рефлексия:
Ребята, что нового вы сегодня узнали?
На каком виде транспорта вам понравилось путешествовать больше, на каком меньше. Почему?
Чтобы вы еще хотели узнать?
Спасибо за внимание!