Лучший педагог года

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»

Максимова Алевтина Владимировна
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»

Цель: продолжать знакомство детей с русскими народными сказками о животных, развивать мышление, расширять словарный запас, умение понимать и объяснять смысл пословиц, воспитывать милосердие, умение дружить.

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой, Чтение русской народной сказки „Лиса и заяц“» размещена в разделах

Материал и оборудование: выставка книг, иллюстрации к сказке.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок и рассматривание иллюстраций к ним.

Ход НОД

(Дети входят в групповую комнату, их встречает воспитатель в костюме бабушки-сказочницы).

Воспитатель: Здравствуйте ребята, давайте с вами познакомимся, меня зовут бабушка-рассказушка, а рассказывать я вам буду сказки, а вы мне будете помогать.

Воспитатель: Посмотрите ребята, я приготовила вам много книг. Давайте вместе с вами их рассмотрим. (Дети рассматривают книги).

Воспитатель: Кто изображен на обложках книг?

- Как вы думаете, эти звери сказочные или настоящие?

- Как вы определили, что эти звери сказочные?

(Ответы детей)

Воспитатель: В этих сказках животные имеют имена, умеют разговаривать, они наделены какими-то человеческими качествами: добротой, простотой или злобой, завистью, хитростью.

Воспитатель: Кто из героев знакомых вам сказок всегда добрый? (заяц, петух)

- А кто злой и страшный? (волк)

- Хитрый и изворотливый? (лиса)

Воспитатель: Недаром говорится!

- Хитер как (лиса)

- Голоден как (волк)

- Труслив как (заяц)

- Болтлив как (сорока)

- Давайте рассмотрим иллюстрации к сказке : «Лиса и заяц».

- Кто изображен на обложке? (лиса и заяц)

- Как они выглядят? (Они одеты в костюмы)

- Что можно сказать о характере лисы по иллюстрациям? (Лиса хитрая, наглая, коварная).

- А что можно сказать о зайчике? (Он добрый, беззащитный, наивный, глуповатый).

- А сейчас давайте рассмотрим первую страницу.

- Из чего строит себе избушку зайчик? (Зайчик строит себе избушку из бревен, веток, коры).

- Кусок коры некоторых деревьев (вяза, липы) называют луб. Поэтому избушка у зайца была лубяная.

- А из чего построила себе избушку лиса? (Она построила избушку изо льда).

Физкультминутка.

«На лесной полянке»

«Вместе по лесу идем, не спешим, не отстаем. (Ходьба на месте)

Вот выходим мы на луг: Тысячи цветов вокруг. (Потягивание)

Вот ромашка, василек, медуница, кашка, клевер. (Руки в стороны)

Расстилается ковер и на право и налево. (Наклоны вправо-влево)

К небу руки потянули, позвоночник растянули. (Потягивание)

Отдохнули, поиграли и нисколько не устали. (Прыжки)

Воспитатель: А сейчас слушайте сказку.

(сказку дети слушают на ковре в произвольной форме.)

- Понравилась вам сказка?

- Что именно понравилось в сказке? (Ответы детей)

Воспитатель: Мы с вами знаем много пословиц. Послушайте и скажите мне какие из этих пословиц подходят к нашей сказке?

- Друг познается в беде.

- Без беды друга не узнаешь.

- В чужие сани не садись.

- Без шума драки не бывает.

- Будь малым доволен.

( Ответы детей: Без беды друга не узнаешь. Друг познается в беде. В чужие сани не садись.)

Воспитатель: Какую избушку построил себе зайчик? (Лубяную)

- А из чего выстроила себе избушку лиса? (Изо льда)

- Как называла лиса заюшкину избушку? (Лачуга, Лубочный домок.)

- Как вы понимаете слово «лачуга»? (Это старое, ветхое жилье.)

- А как лиса называла свой домик? (Хрустальным дворцом.)

- Что вы думаете о лисе, какая она? (Хвастливая, любит только себя, высокомерная.)

- Что же случилось с лисьей избушкой, когда пришла весна и пригрело солнце? (Лисий дворец растаял.)

- Каким путем лиса забралась в заюшкину избушку?

Что можно сказать о лисе поэтому поводу? (Она хитрая, коварная, наглая.)

- Кто вызвался помочь зайке? (Медведь, бык, волк, петух.)

- Как вели себя звери, когда шли выгонять лису из заюшкиной избушки?

(Они хвастались, что выгонят лису, а петух говорил: «Попытаемся».)

- Кто же оказался самым смелым и находчивым?

(Петух, он не испугался лисы и помог зайке вернуться в избушку.)

- Какими словами заканчивается сказка?

(И стали они жить да быть, да добро копить.)

- Понравилась ребята вам русская народная сказка?

- Чему учит сказка?

(Быть справедливыми, смелыми, добрыми, приходить на помощь друг другу.)

- А какие вы еще знаете сказки где герои приходят на помощь друг другу.

(«Жихарка, «Кот, петух и лиса», «Бобовое зернышко».)

- Молодцы ребята, вы знаете много сказок, а сейчас давайте с вами поиграем в русскую народную игру «Ты лебедушка лучше всех»

- Мне пора идти дальше к другим детям, которые знают еще мало сказок, и я буду рассказывать им новые, интересные сказки.

- До свидания! До встречи.

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с художественной литературой

«Заяц-хвастун»

Цель:

- подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главного героя, закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки : зачин, окончание, наличие волшебства;

- осмысливать значение образных выражений;

- упражнять в интонационной выразительности, способствовать развитию разговорной речи, речевой плотности на занятии /работа со словом, работа над предложением с использованием подчинительных союзов;

- развивать образное восприятие и представление;

- развивать умение создавать изображение по знакомой сказке; Учить изображать дикое животное, передавая его характерные особенности (тело овальное, голова круглая, длинные уши). Словарная работа: кокорина, маленько, куцехвостый, трепать

Ход занятия.

Воспитатель держит в руках корзинку: Ребята, сегодня я шла в детский сад и встретила на улице одного нашего старого знакомого. Он спрятался в корзинку, и покажется вам, если вы правильно отгадаете загадку:

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

Педагог спрашивает у детей, что, по их мнению, означает слово – кокорина. Выслушивает ответы и, показывая иллюстрацию, сообщает, что вообще-то, это коряга. Обычно – это старое, упавшее дерево.

Как вы думаете, ребята, кто в лесу может спрятаться за корягой? (заяц, затаится может лиса, волк).

А под корягой? (мышка, ёж)

Правильно. Да и медведь с осени завалится под кокорину, засыплет его снегом – вот ему и берлога готова.

Давайте маленько поиграем. А маленько – это много или мало? Правильно, чуть-чуть. Мы побегаем легонько и похлопаем маленько: раз, два, три. Мы попрыгаем тихонько и потопаем маленько: раз, два, три.

Вот и славно. А сейчас я предлагаю вам пройти на занятие и настроится на рабочий лад: делу время, потехе час.

Обратите внимание на картину, которую я приготовила для вас. На ней – зайцы воруют у крестьянина сено. Крестьянином раньше называли мужика в деревне.

Вообще, зайцам зимой очень плохо живётся, вот и воруют они-то сено, то солому, а то и овёс. Давайте составим зайцу словесный портрет: нарисуем его словами, которые увидеть нельзя. Заяц какой? (осторожный, пугливый, трусливый). А сейчас нарисуем портрет зайца словами, которые мы видим (белый, пушистый, косоглазый, длинноухий). А ещё, ребята, у него куцый хвост, как будто обрубленный. Куцый хвост– вот и получилось слово – куцехвостый. Давайте возьмём нашу коробочку и поместим в неё три новых слова: кокорина, маленько, куцехвостый. Ну вот наша коробочка уже полная.

II часть. Работа с предложениями.

Ребята, мне кажется, что заяц – это птица. Не согласны со мной? Тогда поспорьте и докажите, что это не так. Начните доказывать со слов: если бы … (Если бы заяц был птицей, у него был бы клюв, перья, он бы летал)

Правильно! А вот ворона птица, потому что у неё есть крылья. Ворона птица,

потому что у неё есть клюв и т. д.

Молодцы! Доказали, что я была неправа. Я знаю сказку, в которой живут и заяц, и ворона. Кто помнит, как она называется? Правильно, ребята – «Заяц – хваста».

Мы уже читали её однажды, а сегодня встретимся с ней ещё раз, потому что нам предстоит в неё играть. Поэтому будьте, пожалуйста, внимательны. Ну, вот нам осталось только выбрать зайца, которого мы возьмём с собой в сказку и можно отправлять в путь. ( Воспитатель показывает 2 иллюстрации: на одной изображён заяц обыкновенный, на другой – сказочный. Дети определяют, какой заяц должен быть в сказке, рассуждают, объясняют свой выбор). Итак, я начинаю читать, а вы садитесь поудобнее. (Следует чтение сказки «Заяц – хваста»).

Ребята, как, по-вашему, что такое хваста? (Это хвастун)

Кто был хвастуном? (Заяц)

Сейчас я покажу вам иллюстрацию, где изображен заяц во время своего

хвастовства. (Следует рассматривание иллюстраций с комментариями педагога).

Ребята, скажите, а ворона была молодой? (Нет, её звали тётка Ворона, она была старше зайцев, поэтому её уважали). (Выставляется иллюстрация с

изображениями вороны и зайца).

III часть. Играем в сказку.

Я предлагаю начать играть в эту сказку. Пройдите за столы, на которых вас ожидают наши схемы. Вначале мы нашу сказку составим, изобразим. Возьмите фигурки и начинайте выкладывать сказку, только делайте это вслух, чтобы я и гости слышали и понимали то, что вы делаете. (Дети выкладывают модель сказки : зачин, волшебный случай, окончание сказки). Правильно! В сказке всегда есть волшебный случай. Расскажите мне, где он

присутствует в нашей сказке? (Ответы детей).

Правильно, ребята. И заяц, и ворона наделены человеческими качествами и

выглядят, как люди. А сейчас покажите мне окончание сказки. ( Указывают пальчиком: как заканчивается сказка, почему так сказала ворона)

Докажите, что заяц был храбрец!

Правильно, помните пословицу: «Сам погибай, а товарища выручай». Конечно, заяц поступил, как настоящий друг. Даже представить страшно, что – бы стало с вороной, не будь рядом зайца (Ответы).

IV часть. Выразительность.

Продолжаем играть в нашу сказку. Представьте себе, что вы этот самый заяц – хваста! И вот сейчас вы выйдите ко мне таким зайцем. Покажите, изобразите мне его (Выразительность движений).

А теперь, расскажите, как он выглядел: грудь вперёд, голова поднята кверху, глаза смотрят на всех сверху вниз, руки в боки, и пошё л хвастать: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи».

А сейчас изобразите и расскажите, как выглядел этот самый заяц, когда рассказывал тётке Вороне, как хвастался. (Он был виноватым, голову опустил, плечи и лапы – тоже, голос – тихий).

Вот его тётка Ворона и потрепала. А как это можно изобразить. Девочки станут сейчас воронами, подойдут к мальчикам – зайцам и попытаются изобразить. Как ворона маленько зайца потрепала.

Ребята, в нашей сказке слово трепать встретилось 2 раза. Кто помнит: когда собаки стали трепать ворону. Значит, потрепать можно маленько, а можно и очень сильно. А ещё говорят в народе – нервы треплешь? Это переносное значение слова. Ребята, мы сегодня играли в замечательную сказку. Как она называлась?

Я приготовила для вас сюрприз.

Публикации по теме:

Конспект НОД по чтению художественной литературы «Чтение русской народной сказки «Два Мороза» в старшей группе МБДОУ «Березовский детский сад № 2» Воспитатель: Толстунова Елена Алексеевна Конспект НОД чтение художественной литературы в старшей группе.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» в старшей группеКонспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» в старшей группе Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно—эстетическое.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки В. Г. Сутеева «Под грибом» Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой (с элементами театрализованной деятельности). Тема: чтение сказки В. Г. Сутеева.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Рассказывание русской народной сказки «Лиса и волк» Выполнил: воспитатель МБДОУ д/с №8, Кстово, Агутина С. Н. Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с детьми средней группы.

Конспект занятия по речевому развитие во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «Заяц и Лиса» Конспект по развитию речи во второй младшей группе Чтение русской народной сказки «Заяц и Лиса» Цели: Познакомить с русской народной сказкой,.

Конспект занятия «Инсценировка русской народной сказки «Кот, Петух и Лиса» Цель : Вызвать интерес к сказке; развивать умение переживать и сопереживать героям. Задачи : Образовательные задачи: Формировать умение.

Конспект занятия по ознакомлению с литературой детей дошкольного возраста «Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух» Задачи: -учить интонационно точно повторять песенки из сказки; - закреплять умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Конспект занятия по развитию речи по русской народной сказке «Лиса и заяц» во второй младшей группе Интеграция образовательных областей: «Развитие речи», «Социально – коммуникативное», «Физическое развитие» Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» во второй младшей группе Цель: познакомить детей со сказкой «Лиса и заяц», помочь понять смысл произведения. Задачи: - Учить эмоционально, воспринимать содержание.

Конспект ООД «Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка» Цель: развитие интереса детей к русским народным сказкам. Задачи: Образовательные: Формировать умение различать литературные жанры; Совершенствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»
Опубликовано: 16 октября 2019 в 16:13
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД