Максимова Алевтина Владимировна
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»
Цель: продолжать знакомство детей с русскими народными сказками о животных, развивать мышление, расширять словарный запас, умение понимать и объяснять смысл пословиц, воспитывать милосердие, умение дружить.
Материал и оборудование: выставка книг, иллюстрации к сказке.
Темочки:
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Заяц. Конспекты по литературным произведениям
- Заяц. Сказки, литературные произведения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Русские народные сказки
- Русские народные сказки. ВСЕ сказки
- Сказки. Конспекты занятий по сказкам
- Чтение, детская литература
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- Чтение. Конспекты
- «Заюшкина избушка». Конспекты
- «Заюшкина избушка». Сказка «Лиса, заяц и петух»
- Темочки
Предварительная работа: чтение русских народных сказок и рассматривание иллюстраций к ним.
Ход НОД
(Дети входят в групповую комнату, их встречает воспитатель в костюме бабушки-сказочницы).
Воспитатель: Здравствуйте ребята, давайте с вами познакомимся, меня зовут бабушка-рассказушка, а рассказывать я вам буду сказки, а вы мне будете помогать.
Воспитатель: Посмотрите ребята, я приготовила вам много книг. Давайте вместе с вами их рассмотрим. (Дети рассматривают книги).
Воспитатель: Кто изображен на обложках книг?
- Как вы думаете, эти звери сказочные или настоящие?
- Как вы определили, что эти звери сказочные?
(Ответы детей)
Воспитатель: В этих сказках животные имеют имена, умеют разговаривать, они наделены какими-то человеческими качествами: добротой, простотой или злобой, завистью, хитростью.
Воспитатель: Кто из героев знакомых вам сказок всегда добрый? (заяц, петух)
- А кто злой и страшный? (волк)
- Хитрый и изворотливый? (лиса)
Воспитатель: Недаром говорится!
- Хитер как (лиса)
- Голоден как (волк)
- Труслив как (заяц)
- Болтлив как (сорока)
- Давайте рассмотрим иллюстрации к сказке : «Лиса и заяц».
- Кто изображен на обложке? (лиса и заяц)
- Как они выглядят? (Они одеты в костюмы)
- Что можно сказать о характере лисы по иллюстрациям? (Лиса хитрая, наглая, коварная).
- А что можно сказать о зайчике? (Он добрый, беззащитный, наивный, глуповатый).
- А сейчас давайте рассмотрим первую страницу.
- Из чего строит себе избушку зайчик? (Зайчик строит себе избушку из бревен, веток, коры).
- Кусок коры некоторых деревьев (вяза, липы) называют луб. Поэтому избушка у зайца была лубяная.
- А из чего построила себе избушку лиса? (Она построила избушку изо льда).
Физкультминутка.
«На лесной полянке»
«Вместе по лесу идем, не спешим, не отстаем. (Ходьба на месте)
Вот выходим мы на луг: Тысячи цветов вокруг. (Потягивание)
Вот ромашка, василек, медуница, кашка, клевер. (Руки в стороны)
Расстилается ковер и на право и налево. (Наклоны вправо-влево)
К небу руки потянули, позвоночник растянули. (Потягивание)
Отдохнули, поиграли и нисколько не устали. (Прыжки)
Воспитатель: А сейчас слушайте сказку.
(сказку дети слушают на ковре в произвольной форме.)
- Понравилась вам сказка?
- Что именно понравилось в сказке? (Ответы детей)
Воспитатель: Мы с вами знаем много пословиц. Послушайте и скажите мне какие из этих пословиц подходят к нашей сказке?
- Друг познается в беде.
- Без беды друга не узнаешь.
- В чужие сани не садись.
- Без шума драки не бывает.
- Будь малым доволен.
( Ответы детей: Без беды друга не узнаешь. Друг познается в беде. В чужие сани не садись.)
Воспитатель: Какую избушку построил себе зайчик? (Лубяную)
- А из чего выстроила себе избушку лиса? (Изо льда)
- Как называла лиса заюшкину избушку? (Лачуга, Лубочный домок.)
- Как вы понимаете слово «лачуга»? (Это старое, ветхое жилье.)
- А как лиса называла свой домик? (Хрустальным дворцом.)
- Что вы думаете о лисе, какая она? (Хвастливая, любит только себя, высокомерная.)
- Что же случилось с лисьей избушкой, когда пришла весна и пригрело солнце? (Лисий дворец растаял.)
- Каким путем лиса забралась в заюшкину избушку?
Что можно сказать о лисе поэтому поводу? (Она хитрая, коварная, наглая.)
- Кто вызвался помочь зайке? (Медведь, бык, волк, петух.)
- Как вели себя звери, когда шли выгонять лису из заюшкиной избушки?
(Они хвастались, что выгонят лису, а петух говорил: «Попытаемся».)
- Кто же оказался самым смелым и находчивым?
(Петух, он не испугался лисы и помог зайке вернуться в избушку.)
- Какими словами заканчивается сказка?
(И стали они жить да быть, да добро копить.)
- Понравилась ребята вам русская народная сказка?
- Чему учит сказка?
(Быть справедливыми, смелыми, добрыми, приходить на помощь друг другу.)
- А какие вы еще знаете сказки где герои приходят на помощь друг другу.
(«Жихарка, «Кот, петух и лиса», «Бобовое зернышко».)
- Молодцы ребята, вы знаете много сказок, а сейчас давайте с вами поиграем в русскую народную игру «Ты лебедушка лучше всех»
- Мне пора идти дальше к другим детям, которые знают еще мало сказок, и я буду рассказывать им новые, интересные сказки.
- До свидания! До встречи.
Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с художественной литературой
«Заяц-хвастун»
Цель:
- подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главного героя, закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки : зачин, окончание, наличие волшебства;
- осмысливать значение образных выражений;
- упражнять в интонационной выразительности, способствовать развитию разговорной речи, речевой плотности на занятии /работа со словом, работа над предложением с использованием подчинительных союзов;
- развивать образное восприятие и представление;
- развивать умение создавать изображение по знакомой сказке; Учить изображать дикое животное, передавая его характерные особенности (тело овальное, голова круглая, длинные уши). Словарная работа: кокорина, маленько, куцехвостый, трепать
Ход занятия.
Воспитатель держит в руках корзинку: Ребята, сегодня я шла в детский сад и встретила на улице одного нашего старого знакомого. Он спрятался в корзинку, и покажется вам, если вы правильно отгадаете загадку:
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
Педагог спрашивает у детей, что, по их мнению, означает слово – кокорина. Выслушивает ответы и, показывая иллюстрацию, сообщает, что вообще-то, это коряга. Обычно – это старое, упавшее дерево.
Как вы думаете, ребята, кто в лесу может спрятаться за корягой? (заяц, затаится может лиса, волк).
А под корягой? (мышка, ёж)
Правильно. Да и медведь с осени завалится под кокорину, засыплет его снегом – вот ему и берлога готова.
Давайте маленько поиграем. А маленько – это много или мало? Правильно, чуть-чуть. Мы побегаем легонько и похлопаем маленько: раз, два, три. Мы попрыгаем тихонько и потопаем маленько: раз, два, три.
Вот и славно. А сейчас я предлагаю вам пройти на занятие и настроится на рабочий лад: делу время, потехе час.
Обратите внимание на картину, которую я приготовила для вас. На ней – зайцы воруют у крестьянина сено. Крестьянином раньше называли мужика в деревне.
Вообще, зайцам зимой очень плохо живётся, вот и воруют они-то сено, то солому, а то и овёс. Давайте составим зайцу словесный портрет: нарисуем его словами, которые увидеть нельзя. Заяц какой? (осторожный, пугливый, трусливый). А сейчас нарисуем портрет зайца словами, которые мы видим (белый, пушистый, косоглазый, длинноухий). А ещё, ребята, у него куцый хвост, как будто обрубленный. Куцый хвост– вот и получилось слово – куцехвостый. Давайте возьмём нашу коробочку и поместим в неё три новых слова: кокорина, маленько, куцехвостый. Ну вот наша коробочка уже полная.
II часть. Работа с предложениями.
Ребята, мне кажется, что заяц – это птица. Не согласны со мной? Тогда поспорьте и докажите, что это не так. Начните доказывать со слов: если бы … (Если бы заяц был птицей, у него был бы клюв, перья, он бы летал)
Правильно! А вот ворона птица, потому что у неё есть крылья. Ворона птица,
потому что у неё есть клюв и т. д.
Молодцы! Доказали, что я была неправа. Я знаю сказку, в которой живут и заяц, и ворона. Кто помнит, как она называется? Правильно, ребята – «Заяц – хваста».
Мы уже читали её однажды, а сегодня встретимся с ней ещё раз, потому что нам предстоит в неё играть. Поэтому будьте, пожалуйста, внимательны. Ну, вот нам осталось только выбрать зайца, которого мы возьмём с собой в сказку и можно отправлять в путь. ( Воспитатель показывает 2 иллюстрации: на одной изображён заяц обыкновенный, на другой – сказочный. Дети определяют, какой заяц должен быть в сказке, рассуждают, объясняют свой выбор). Итак, я начинаю читать, а вы садитесь поудобнее. (Следует чтение сказки «Заяц – хваста»).
Ребята, как, по-вашему, что такое хваста? (Это хвастун)
Кто был хвастуном? (Заяц)
Сейчас я покажу вам иллюстрацию, где изображен заяц во время своего
хвастовства. (Следует рассматривание иллюстраций с комментариями педагога).
Ребята, скажите, а ворона была молодой? (Нет, её звали тётка Ворона, она была старше зайцев, поэтому её уважали). (Выставляется иллюстрация с
изображениями вороны и зайца).
III часть. Играем в сказку.
Я предлагаю начать играть в эту сказку. Пройдите за столы, на которых вас ожидают наши схемы. Вначале мы нашу сказку составим, изобразим. Возьмите фигурки и начинайте выкладывать сказку, только делайте это вслух, чтобы я и гости слышали и понимали то, что вы делаете. (Дети выкладывают модель сказки : зачин, волшебный случай, окончание сказки). Правильно! В сказке всегда есть волшебный случай. Расскажите мне, где он
присутствует в нашей сказке? (Ответы детей).
Правильно, ребята. И заяц, и ворона наделены человеческими качествами и
выглядят, как люди. А сейчас покажите мне окончание сказки. ( Указывают пальчиком: как заканчивается сказка, почему так сказала ворона)
Докажите, что заяц был храбрец!
Правильно, помните пословицу: «Сам погибай, а товарища выручай». Конечно, заяц поступил, как настоящий друг. Даже представить страшно, что – бы стало с вороной, не будь рядом зайца (Ответы).
IV часть. Выразительность.
Продолжаем играть в нашу сказку. Представьте себе, что вы этот самый заяц – хваста! И вот сейчас вы выйдите ко мне таким зайцем. Покажите, изобразите мне его (Выразительность движений).
А теперь, расскажите, как он выглядел: грудь вперёд, голова поднята кверху, глаза смотрят на всех сверху вниз, руки в боки, и пошё л хвастать: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи».
А сейчас изобразите и расскажите, как выглядел этот самый заяц, когда рассказывал тётке Вороне, как хвастался. (Он был виноватым, голову опустил, плечи и лапы – тоже, голос – тихий).
Вот его тётка Ворона и потрепала. А как это можно изобразить. Девочки станут сейчас воронами, подойдут к мальчикам – зайцам и попытаются изобразить. Как ворона маленько зайца потрепала.
Ребята, в нашей сказке слово трепать встретилось 2 раза. Кто помнит: когда собаки стали трепать ворону. Значит, потрепать можно маленько, а можно и очень сильно. А ещё говорят в народе – нервы треплешь? Это переносное значение слова. Ребята, мы сегодня играли в замечательную сказку. Как она называлась?
Я приготовила для вас сюрприз.