Марина Куликова
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности
«Волшебница вода»
Цели:
- познакомить детей с некоторыми свойствами воды;
- развивать анализирующее восприятие предметов неживой природы;
- развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты;
- развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями.
Публикация «Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
«ПОЗНАНИЕ» - знают и называют агрегатные состояния воды и разнообразного проявления воды в неживой природе, её значении для всего живого; отгадывают загадку, умеют сравнивать, анализировать, делать выводы по опыту.
«СОЦИАЛИЗАЦИЯ» - принимают поставленную воспитателем задачу, действуют по словесной инструкции, стремятся к результату.
«КОММУНИКАЦИЯ» - формулируют ответы на поставленные вопросы, правильно произносят слова, понимают и адекватно реагируют на эмоции сверстников.
«ЗДОРОВЬЕ» - физкультминутка и динамическая пауза: помогают отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям; развитие общей, мелкой моторики, способности ориентироваться в пространстве правильного дыхания.
Задачи:
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды; развивать речь, мышление, любознательность; воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к воде, развивать умение делать выводы, умозаключения; воспитывать аккуратность при работе.
Словесная работа: вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, опыт, растворитель, учёный, лаборатория.
Оборудование и материалы: стаканчики, тарелочки, соломинки, клеёнки по числу детей, разноцветные краски, большие ёмкости
Предварительная работа: беседа о значении воды, просмотр фото и видео материала о различных проявлениях воды в неживой природе (снег, дождь, туман, облака, ледники, слушание звуков воды, опыты с водой : изучение агрегатного состояния воды.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: Очень добродушная
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (Вода)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде: В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает, в лес туманом заплывает.
На плите у нас кипит, паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить – без неё нам не прожить.
Сегодня мы с вами больше узнаем о воде; познакомимся с ней поближе. Дети, а как вы думаете, для чего нам нужна вода?
Дети: Люди пьют воду, варят еду, моют грязные фрукты и овощи, каждый день моют лицо и руки, поливают растения. Вода нужна рыбам и др. животным и др.
Воспитатель вносит глобус.
Воспитатель: Ребята, что это? (Глобус)
Это модель планеты. Это земля в уменьшённом виде. Это наша планета, только очень маленькая.
А почему на глобусе так много синего цвета? (Это моря, реки, океаны, озёра)
Ребята, а воду можно тратить, как хочешь?
Дети: Нет, воду надо беречь.
Воспитатель: Да, её много, но вся ли вода на Земле пригодна для людей, растений, животных? (нет, воду в морях и океанах пить нельзя)
А почему такую воду пить нельзя, кто знает? (вода в море солёная)
Правильно, а вот воды, которая нужна всему живому, очень мало. Кто знает, как называется вода, которую можно использовать для питья? (пресной) - повтор 2-3 детей
Воспитатель: Где можно увидеть в природе именно пресную воду? (озёра, реки, туман, снег, лёд, сосульки, айсберг, облака, водопад, ледники).
Мы, ребята, сегодня пришли в лабораторию узнать больше о воде. А вы знаете, что такое ЛАБОРАТОРИЯ? (это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты).
Сегодня мы будем экспериментировать, делать опыты, заниматься наукой. А вы хотите быть учёными – исследователями? А кто такие учёные? (ответы детей) Вы готовы? Тогда в путь!
Для проведения опытов по исследованию воды и её свойства нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются за столы).
Прежде чем приступить к работе, давайте потренируем наши пальчики, ведь им сейчас придётся немного поработать.
(ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ПАУЧОК»)
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Паучок ходил по ветке
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик,
Паучков на землю смыл,
(хлопок ладонями по коленкам).
Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками – солнышко светит)
Паучок ползёт опять,
(Действия аналогичны первоначальным)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять по ветке.
«Паучки» ползают по голове)
Воспитатель: Приступаем к нашему исследованию.
Опыт №1 : «Вода – бесформенная.»
На столе лежит кубик.
Воспитатель: Какой формы это предмет? А имеет ли форму вода? Для этого возьмите кубик и наполните его водой. А теперь капнем на поверхность стола. Что происходит? (На ровном месте она расползается.)
ВЫВОД: вода не имеет формы т принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость, не имеет формы.
ОПЫТ № 2 : «Вода – жидкость»
Дать детям два стаканчика : один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.
Воспитатель: Что происходит с водой? (она льётся)
Почему? (потому что
ВЫВОД: вода жидкая, она может течь, её называют жидкость
ОПЫТ № 3 : «У воды нет запаха»
Предлагаю вам понюхать воду. Дети, чем пахнет вода? (совсем не пахнет)
ВЫВОД: Чистая вода не пахнет.
ОПЫТ № 4 : «У воды нет вкуса»
Предлагаю взять соломинки и попробовать воду. Дети, скажите, а есть ли вкус у воды? (ответы детей)
ВЫВОД: Правильно, у чистой воды нет вкуса.
ОПЫТ№ 5 : «Вода прозрачная»
Перед детьми два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положены ложки.
В каком стаканчике видна ложка? (ответы). Как вы думаете, почему в воде видно ложку, а в молоке – нет? (вода прозрачная, а молоко нет).
Дорогие исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речка была непрозрачной? (ответы детей). Как в сказках: молочная река с кисельными берегами. Могли бы рыбы жить и другие животные в таких молочных реках?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как вы думаете, почему? Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения. А если не будет растений – не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это говорит о том, что водоёмы загрязнять нельзя.
Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдём немного погуляем, мы с вами пойдём к реке.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА.
К речке быстрой мы спустились (шагаем на месте)
Наклонились и умылись (наклоны вперёд – руки на поясе)
Раз, два, три,четыре (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились (встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс (круги двумя руками вперёд)
Одной, другой – это кроль (круги руками вперёд поочерёдно)
Все, как один плывём, как дельфин (прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой.
Отдохнули? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
ОПЫТ № 6 : «Вода – растворитель»
На столе два блюдца: в одном – обычный песок, в другом – сах. Песок. Два стакана с водой.
Воспитатель: В первом стакане растворите обычный песок. Что с ним случилось? (он не растворился). Какой вывод можно сделать?
Во втором стакане растворите сахарный песок. Что с ним случилось? (он растворился). Какой вывод можно сделать?
ВЫВОД: Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет. Значит вода – растворитель.
Воспитатель: На столе у вас находятся разноцветные краски, кисти, стаканы с водой. А теперь попробуйте растворить краски в воде. Что происходит с водой? (она окрасилась. Какую краску растворили, такой цвет и получился. Значит вода – растворитель.
ОПЫТ № 7 : «Пар – это тоже – вода».
На столе термос с кипятком или в присутствие детей вскипятить воду.
Как вы думаете, что такое пар? (ответы детей)
Помещаю над кипятком зеркало. На нём выступают капельки воды, показываю детям.
ВЫВОД: Пар – это тоже вода.
ОПЫТ № 8 : «Лёд легче воды».
Ребята, как вы думаете, что будет с кубиком льда, если его поместить в воду? (ответы). Давайте поместим кубик льда в воду и посмотрим.
Итак: Зачем нужно беречь воду? (ответы)
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги –
Мы ведь на планете не одни!
Уважаемые исследователи! Проделав наши опыты, мы с вами много интересного узнали о таком простом веществе, как вода. Какая бывает вода? (ответы детей).
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!