Дорошина Елена
«Юные экологи спешат на помощь». Бинарное занятие по экологии в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать нравственный аспект защиты экологии на основе
воспитания бережного отношения к родной природе.
Задачи урока:
1. Образовательные.
• закреплять у учащихся представления об охране природы;
• повторить понятия живая, неживая природа;
• систематизировать знания по разделам животные, растения;
• учить применять на практике приемы сохранения окружающей среды;
• проверить запас знаний по разделам: птицы, звери, цветы, деревья.
2. Коррекционно-развивающие:
• корригировать внимание путем выполнения заданий;
• коррекция и развитие связной устной речи;
• коррекция и развитие зрительных восприятий;
• коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления) через игры с картинками;
• коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства через совместную деятельность)
4. Воспитательная.
• воспитывать интерес к познанию;
• воспитывать умение работать в команде;
• воспитывать самостоятельность;
• воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к природе, трудолюбие, умение сопереживать)
Ход игры
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы предлагаем вам отправиться в очень увлекательное путешествие. И речь пойдет о нашей планете о ее природе, о нашем отношении к ней, об уважении ко всем живому.
- Ребята, давайте рассмотрим глобус. Как он выглядит?
- В последнее время мы только и слышим с экранов телевизоров, что в нашей стране и на планете загрязнена природа, а именно: воздух, почва, вода. От этого страдают растения, животные, люди.
Дефектолог:- Ребята,посмотрите на экран и обратите внимание как выглядит наша планета (цветы вянут, птицы болеют, тяжело дышать и т. д.)
Видео на 1-2 минуты про загрязнённую планету.
-Ребята, с нашей планетой произошла беда, её здоровью угрожает опасность. Люди так загрязнили нашу Землю, что смыло все краски с нашей планеты (показывает картинку с грустной планетой, землей). Мы с вами должны спасти землю и вернуть цвет (картинки: черно-белая планета, мусор)
Воспитатель:-Ребята, а вы знаете, а кто такие экологи, что они делают?
-Правильно, экологи всё знают о природе. А вы?
-Ой ребята, посмотрите, здесь было написано спрятано очень важное слово, но сильный ураган перепутал все буквы. И чтобы его отгадать, предлагаем вам отправиться в уникальное, очень интересное и познавательное путешествие в мир природы.
На пути мы встретим разные препятствия и трудные задания, но вам помогут ваши знания и любовь к природе.
-Чтобы достойно пройти все испытания, вам необходимо разделиться на две команды. Для этого предлагаю провести жеребьёвку. Каждый из вас возьмёт из этого сундучка эмблему. А потом быстро найдёт по такой же эмблеме своих единомышленников по команде.
Жеребьёвка: синие или зелёные эмблемы по числу детей в группе (команды: Синие и Зелёные).
Дефектолог: Ребята, вы уже знаете, как вести себя в природе, ухаживать за растениями, охранять природу. Сегодня мы принимаем Вас в Эколята. Эколята – это защитники природы, дети которые, любят природу, охраняют её.
– Сегодня мы с вами пойдем в путешествие в лес, но я должна быть уверена, что вы хотите стать настоящими защитниками природы. И для того, чтобы очутиться в лесу мы с вами произнесём волшебное заклинание. Итак, вы готовы? Повторяем за мной.
Заклинание: - Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Как листочки, покружиться,
чтоб в лесу очутиться.
Вот так чудо из чудес:
Мы попали с вами в лес!
Задание №1
Дефектолог:
-Ребята, а кто в лесу живет, давайте с вами вспомним. Правильно, а вы хорошо знаете птиц? А какие бывают птицы? Кто такие зимующие птицы?
- Кто такие перелетные птицы?
Распределить птиц по группам: зимующие и перелётные. (каждая команда получает конверт с 2 комплектами птиц, одна команда собирает зимующих птиц, другая команда перелетных птиц)
Команды выставляют картинки на своих досках (или на столах, затем все вместе проверяют. Команды, выполнившие задание без ошибок получают букву - П
Задание №2
Воспитатель: Сейчас вам загадаю загадку, та команда, которая угадает ее первой, та и начнет отвечать на вопросы первой, слушайте внимательно от тетушки Совуньи из леса:
Сам зверек поменьше кошки,
Хвост пушистый и большой.
Ну и быстрые же ножки
Скачут по лесу стрелой.
Педагог (раздает картинки):
Вопросы:
1 команда:
1. Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это? (насекомые)
2. Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)
3. Как называется дом муравьев? (муравейник)
4. Сколько ног у жука? (шесть)
5. Кто в лесу всю зиму спит? (еж, медведь, барсук)
6. Лев – дикое или домашнее животное? (дикое)
7. Почему опасен пожар в лесу? (Может загореться весь лес)
8. Какую пользу приносят деревья? (листья деревьев собирают пыль и грязь, обогащают воздух чистым кислородом)
2 команда:
1. Карась, щука, сом, окунь – это. (рыбы)
2. У какого зверя рыжая шубка? (у белки, у лисы)
3. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека (скворечник)
4. У какой птицы красная грудка? (у снегиря)
5. Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (дикие)
6. Почему в одних случаях заяц - белый, а в других – серый? (белый заяц бывает зимой, а весной и летом – серый)
7. Главный враг леса. (пожар)
8. Кто чаще всего виноват в возникновении пожаров в лесу? (люди)
Получили букву Л (одна из команд, и повесили на доску)
Задание № 3
Дефектолог: Чтобы догадаться, о чем пойдет речь, надо разгадать загадку и показываем вместе со мной (педагог показывает, ребята повторяют):
Через нос проходит в грудь (вдох)
И обратный держит путь (выдох)
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (вдох-выдох)
(в о з д у х)
- И ребята, давайте еще раз с вами повторим.
Дети садятся.
Дефектолог:1. Ребята, как вы думаете, почему нам бывает иногда трудно дышать? (он загрязнен)
2. Чем он загрязнен? (газами от машин, заводов)
3. А где чище воздух: в городе или в лесу? (в лесу)
- Какие вы растения, деревья знаете в лесу?
4. Какой вывод мы можем сделать? (все живое дышит воздухом и этот воздух должен быть чистым)
Дефектолог: В квадрате с буквами спрятались слова, которые подсказывают, где воздух чище. Давайте попробуем прочитать и обязательно ребята, нужно подчеркнуть слова маркером.
А ТРОПАР
М Л Е С З Ю
Ф Р О Щ А К
П А Р К Т Е
Ответы детей: ЛЕС, РОЩА, ПАРК. ТРОПА
Получили букву А (одна из команд, и повесили на доску)
Задание № 4
Игра «Воздух. Земля. Вода»
- Молодцы, ребята! А давайте мы с вами немного поиграем! Ребята давайте вместе с вами станем в круг.
- Мы будем бросать вам мяч и говорить слова, если назовем слово «воздух», то ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу, на слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.
С каждой командой поочереди, другой педагог считает очки.
Команды, выполнившие задание без ошибок получают букву - Н.
Воспитатель: с этим заданием все команды справились на отлично.
Задание №5
«Карточку посмотри и о его пользе кто изображён расскажи»
Воспитатель: А сейчас ребята, мы проверим ваши знания о нашей природе.
По одному ребенку из каждой команды. Ребенок достает карточку из волшебного мешочка и описывает. (сидя)
-Мухомор - лечатся животные лоси, медведи, олени.
-Пчела--- производит полезные продукты для человека, в том числе, и опыляет растения.
-Дятел – лесной доктор – убивает личинок жуков короеда из-под коры деревьев и строит новые дупла для других птиц и животных.
-Лягушка – ловит насекомых с неприятным запахом и вкусом, которые, не едят птицы.
Команды, выполнившие задание без ошибок получают букву – Т.
Задание № 6
Дефектолог: - Ребята, а теперь я проверю, какие вы у меня сообразительные. Посмотрите, я сейчас каждой команде буду показывать карточку. Вам нужно определить, что здесь лишнее, и если это правильно, я буду зачеркивать.
Игра «Четвёртый лишний».
На экране группы картинок, дети называют лишнее, аргументируя свой ответ сложным предложением с союзом «потому что» (всего 8):
1) заяц, еж, лиса, шмель;
2) трясогузка, паук, скворец, сорока;
3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;
4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
- Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием. И получаете букву. «А».
Дефектолог: Молодцы! Теперь мы сможем прочитать всё слово. И это слово «ПЛАНЕТА». Ребята,мы справились со всеми заданиями, и давайте посмотрим, смогли мы с вами вернуть нашей планете цвета.
Для этого нам пора возвращаться в нашу группу. Мы закрываем глаза и произносим: – «Вокруг себя ты обернись, 1,2,3 и в группе ты окажись!»
Задание № 7
- Ребята, а посмотрите, что стало с природой? (картинка). Посмотрите, какая она стала красивая.
А давайте мы вами сделаем ее еще красивее, украсим нашу планету яркими, прекрасными цветами. (украшаем планету разноцветными цветами)
-Ребята, посмотрите, нравится вам планета? Какая она стала?
Ребята, понравилось ли вам путешествие?
Дефектолог:- Ребята, вы проявили смелость, смекалку, и показали нам свои знания, поэтому мы посвящаем вас в Экологи.
Для этого мы произнесем клятву.
КЛЯТВА: Мы, воспитанники Детского сада, клянёмся:
1. Любить и беречь природу.
2. Беречь прекрасный мир растений, сажать деревья и кустарники.
3. Заботиться о животных и птицах, подкармливать их зимой.
4. Соблюдать чистоту и безопасность во время пребывания в лесу, парке и
предупреждать об этом окружающих людей.
5. Охранять почву, воздух, реки и озёра от загрязнения.
6. Любить и беречь планету, помнить о том, что планета - общий дом для
человека (клянёмся).
- Наше путешествие закончилось, вы действовали дружно, весело и слаженно. Вы настоящие экологи! Пусть вам всегда сопутствует удача!