Петрученя Оксана
Конспект НОД по окружающему миру «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты.
Закрепить представление детей о некоторых свойствах воздуха (невидим, необходим для дыхания, имеет вес, легче воды).
Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать.
Публикация «Конспект НОД по окружающему миру „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
Материалы и обрудование: пакеты целлофановые, зубочистки, баночки с водой, камень, гвозди, стаканы с водой, трубочки, мольберт, воздушные шарики, запись метели, кусочки лука, чеснока, яблока, апельсина, вата, запись торнадо, гуашь, пипетка.
Ход:
Восп. : Ребята хотите стать исследователями?
Дети. Да.
Восп. : А как вы думаете, кто такие исследователи?
Дети. Ответы.
Восп. : А что мы будем исследовать, вы узнаете из загадки:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он не видимый, но все же
Без него мы жить не можем.
Что это?
Дети. Воздух.
Восп. : Правильно воздух. Одеваем специальную одежду и превращаемся в исследователей воздуха.
Попробуйте не дышать, сделайте глубокий вдох и задержите дыхания. Легко вам было не дышать?
Дети. Нет тяжело.
Восп. : Как вы думаете, сможет ли человек прожить без воздуха?
Дети. Человек не может жить без воздуха.
Восп. : А кто еще не может прожить без воздуха?
Дети. Без воздуха не могут жить животные, растения, рыбы, птицы.
Восп. : Молодцы, мы узнали, что все живое не может жить без воздуха.
Посмотрите внимательно вокруг, налево, направо, я воздуха не вижу, а вы видите.
Дети. Нет, не видим.
Восп. : Почему вы не видите его?
Дети. Мы не видим воздух, потому что, он невидимый.
Восп. : А можно воздух поймать руками? Попробуйте. Ну что получилось?
Дети. Нет, воздух руками поймать нельзя.
Восп. : А хотите увидеть?
Дети. Да.
Восп. : Возьмите со стола целлофановые пакеты. Закрутите их. Что произошло с пакетом?
Дети. Пакеты надулись.
Восп. : Что в них находится?
Дети. В пакете находится воздух.
Восп. : Почему кажется, что пакет пустой?
Дети. Потому что воздух прозрачный, невидимый.
Восп. : Возьмите острую палочку и осторожно проткните пакет. Поднесите его к лицу и нажмите руками. Что вы чувствуете?
Дети. Подул ветерок.
Восп. : Ветер это что?
Дети. Ветер, это колебания воздуха.
Восп. : Какой ветер дует из пакета?
Дети. Воздух из пакета дует холодный.
Восп. : Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?
Дети. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Восп. : Пойдемте дальше проводить наши исследования. Подойдите к столу. Посмотрите, что у меня лежит на нем?
(Баночка с водой, предметы: камень, гвозди)
Как вы думаете, есть ли в этих предметах воздух?
Дети. Ответы.
Восп. : Давайте проверим. Бросаем в воду один предмет, следом другой. Что вы видели?
Дети. Камень тонет, выходят пузыри.
Восп. : Что это за пузыри, которые поднимаются?
Дети. Пузыри – это воздух.
Восп. : Куда двигался камень?
Дети. Камень двигался вниз на дно.
Восп. : Как вы думаете, почему камень падал вниз?
Дети. Камень падал вниз, потому что он тяжелый.
Восп. : Какой мы можем сделать вывод. Подойдем к мольберту и зарисуем схему этого опыта.
«дети рисуют схему»
Восп. : Продолжим дальше исследования. Присядем за столы, пододвиньте к себе стаканы с водой и подуйте в трубочку. Что происходит с водой?
Дети. Появились пузырьки.
Восп. : Куда они поднимаются?
Дети. Пузыри поднимаются вверх.
Восп. : Как вы думаете, почему пузыри воздуха поднимаются вверх?
Дети. Пузыри воздуха поднимаются вверх, потому что воздух легче воды.
Восп. : Подойдем к мольберту и зарисуем схему.
«дети зарисовывают схему»
Ну что продолжим наши исследования?
Дети. Да.
Восп. : Как вы думаете, воздух можно услышать?
Дети. Ответы детей.
Восп. : Вы хотите послушать воздух?
Дети. Да хотим.
Восп. : Я предлагаю его услышать с помощью воздушных шариков. Возьмите шары и надуйте их. Потихоньку выпускаем воздух. Что вы слышите?
Дети. Мы слышим шипение.
Восп. : Как вы думаете, почему мы его слышим в шариках?
Дети. Ответы.
Восп. : какой мы можем сделать вывод?
Дети. Когда воздух выходит из шарика, происходит колебания, поэтому мы можем его услышать.
Восп. : А в каком еще из явлений природы воздух издает звуки?
Дети. Метель, вьюга.
Восп. : Хотите послушать?
Дети. Да хотим.
«включаем звукозапись вьюги»
Восп. : Давайте подойдем к мольберту и зарисуем схему нашего опыта.
«шарик и в низ волнистые линии»
Восп. : Молодцы, давайте с вами немного отдохнем. Вставайте в круг и повторяйте за мной (физкультминутка).
Дует ветер с высоты,
Гнуться травы и кусты
Влево – вправо
Влево - вправо
Клонятся цветы и травы
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте
Выше, веселей, вот так
Переходим все на шаг
Вот и кончилась игра
Заниматься нам пора.
Отдохнули, продолжим наши исследования.
Восп. : Давайте подойдем к следующему столу. Вдохните ртом воздух. Вы чувствуюте его вкус?
Дети. Нет, мы не чувствуем.
Восп. : А как вы думаете, почему?
Дети. Ответы детей.
Восп. : Какой вы можете сделать вывод?
Дети. Воздух не имеет запаха и вкуса.
Восп. : А теперь вдохнем носом воздух. (подношу кусочки яблока, чеснока, лука, лимона)
Чем пахнет?
Дети. Перечисляют.
Восп. : Какой можно сделать вывод?
Дети. Воздух может передавать запахи.
Восп. : Подойдем к мольберту и зарисуем схему.
«рисуем яблоко, лимон, и т. д.»
Восп. : Подставьте ладошку. Ложу кусочек ваты. Подуйте на нее. Что происходит?
Дети. Вата движется.
Восп. : Как вы думаете, почему вата стала двигаться?
Дети. Потому что мы подули на нее.
Восп. : А ребята ветер это что?
Дети. Ветер это воздух.
Восп. : Какой вывод можем сделать?
Дети. Воздух обладает силой и может перемещать предметы.
Восп. : Вы знаете ребята, воздух обладает такой силой, что может поднимать дома и машины. Это природное явление называется смерч или торнадо. Хотите посмотреть? Присаживайтесь на ковер.
«включаю запись видео торнадо».
Восп. : Вот мы и посмотрели, какой силой обладает воздух. Давайте подойдем к мольберту и зарисуем.
Восп. :А вы знаете, ребята, что воздухом можно рисовать? Подойдите к столу, присаживайтесь. При помощи краски и трубочки будем рисовать волшебные картины. Я вам сейчас покажу, как рисовать. (кляксография).
Молодцы, красивые картины у нас получились. Давайте с вами немного пофантазируем. Миша, как ты думаешь, что у тебя получилось? Пускай наши картины высыхают, а мы вспомним, что узнали про воздух. А что больше всего понравилось? Молодцы, занятие закончилось.