Наталья Мусаева
Конспект НОД по окружающему миру с элементами экспериментальной деятельности «Удивительные камни и их свойства»
Конспект НОД по окружающему миру с элементами экспериментальной деятельности.
Тема: «Удивительные камни и их свойства»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами камней.
П/ с:
-Формировать знания детей о профессии геолога;
- Продолжать знакомство с телами неживой природы (камни);
Публикация «Конспект НОД по окружающему миру с элементами экспериментальной деятельности „Удивительные камни и их свойства“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Экспериментировать (классифицировать камни по разным признакам, выявлять их свойства и особенности;
- Развивать у детей представления о самоценности природы;
- Воспитывать эмоционально-положительное отношение к ней;
- Развивать исследовательские навыки: (принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и навыки). (Познание.)
- Поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас детей различными терминами, умение строить доказательную речь. (Коммуникация.)
- Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности. (Социализация.)
Методы и приё мы:
Словесный метод: вопрос – ответ, пояснение к тому, что
видят дети, просьба – предложение.
Создание проблемной ситуации: дети не знают, но хотят узнать о свойствах
камня.
Игровой метод: Физминутка «Гора и камешки», Д/и «Польза камня»
Словарная работа: полезные ископаемые, геолог, шершавый, шероховатый.
Предварительная работа: Чтение и обсуждение сказок П. Бажова, беседа о работе геологов, рассматривание иллюстраций с горным ландшафтом, коллекций камней.
Материалы: - коллекция камней, камни по количеству детей, иллюстрация с изображением геолога, иллюстрации горных вершин, глобус, картинки-схемы, фартуки по количеству детей, пластилин на всех детей, салфетки, подносы, лупы, эмблемы «Юные исследователи» на всех детей, разрезные картинки для д/и.
Ход деятельности
1. Организационный момент
(На ковре, в кругу)
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
Будьте все внимательны,
Активны и старательны.
Воспитатель: Посмотрите вокруг. Сколько всего интересного в нашей группе. Я нашла что-то интересное. Как вы думаете, что это? (Обратить внимание детей на глобус.)
В: Что такое глобус?
Дети: Это модель нашей планеты -Земля.
В: Какие цвета вы видите на глобусе? (синий, зеленый, голубой, желтый, коричневый). Что они обозначают? (Ответы детей.)
А я знаю одну тайн, у планеты, на которой мы живём, есть одежда. Что это может быть за одежда? Хотите узнать? (Дети проходят к мольбертам с картинками.)
В: Там, где одежда видна, на поверхности много камней, возвышаются каменные горы. Они очень высокие, на них есть много выступов. На горах очень мало растений. А самые высокие горы покрыты снегами, но из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду. Поэтому камни можно встретить везде.
А кто знает, как по-другому называют камни? (Ответы детей. Полезные ископаемые.)
Правильно, все подземные богатства, и камни в том числе, называют полезными ископаемыми.
В: Подумайте, почему они «полезные»? (Ответы детей.)
Да, вы правы, «полезные» потому что они приносят пользу людям.
В: Ребята, а какую же пользу приносят камни людям? (Ответы детей. Строят дома, дороги.) Чтобы узнать об этом ещё больше, предлагаю поиграть в игру «Польза камня».
Правила игры (Дети подходят к столам на которых лежат разрезные картинки. Они делятся на 4 подгруппы и собирают картинку из частей. Выигрывает та подгруппа, которая быстрее всех соберёт картинку и расскажет, что на ней изображено.)
После игры дети проходят на ковер.
В: Ребята, а кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни?
Дети: Геологи.
(На доске иллюстрации с изображением геологов.)
Воспитатель: Правильно, геологи. Геологи - это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях, изучают свойства камней. Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. Вот такая это работа!
2. Мотивационная часть.
Воспитатель: Ребята сегодня утром в детский сад почтальон принес посылку, интересно, кто это посылку нам прислал.
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: (Открывает посылку и достает коллекцию камней.) Смотрите, ребята, какие красивые камни. И все разные. Здесь ещё и письмо имеется. (Читает.) «Здравствуйте, ребята! Мы узнали, что вы любите проводить различные эксперименты. У нас очень много работы. Нужно определить свойства этих камней. Помогите нам, пожалуйста. Ученые-геологи». Ну что, ребята, поможем? Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию.
Но прежде чем приступить к опытам давайте с вами вспомним правила поведения в лаборатории. (Дети вспоминают и рассказывают, что можно и что нельзя делать в лаборатории и какие органы помогаю нам первыми в исследованиях) Воспитатель предлагает надеть фартуки.
(Дети проходят к столам с оборудованием.)
Воспитатель: Мы будем как настоящие ученые -геологи исследовать свойства камней при помощи опытов.
Воспитатель: Подвиньте к себе, поближе подносы. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотрите глазами все камни.
Опыт № 1. Определение цвета и формы.
Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные
Опыт №2 Определение характера поверхности.
Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
В. Ребята, вы наверно подустали? Давайте сделаем разминку, а потом продолжим наши опыты.
Опыт №3 .Рассматривание камней через лупу.
(Дети вспоминают как работать с лупой.)
Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.
(Дети рассматривают все свои камни.)
Воспитатель: что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.).
Вывод: все камни разные.
Физкульт - минутка на ковре. Игра “Гора и камешки”.
Стоит гора – старушка- До небес макушка, (Дети поднимаются на носки.)
Ее ветер обдувает, (Обмахивают себя кистями рук.)
Ее дождик поливает. (Встряхивают кистями рук.)
Стоит гора, страдает (Прикладывают ладошки к щекам.)
Камешки теряет. (Качают головой.)
И каждый день, и каждую ночь (Дети разбегаются и присаживаются
Катятся, катятся камешки прочь. на корточки.)
Восп. Немного отдохнули! А теперь вернемся к опытам.
Опыт№4 «Твердый или мягкий?»
Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую любой камешек. Сожмите обе руки сильно- сильно. Откройте ладони, посмотрите, что произошло. Пластилин изменил форму, а почему (потому, что он мягкий, а камень нет, потому, что он твердый). Ребята, вы определили еще одно свойство своих камней.
Вывод: Камень твёрдый, твёрже пластилина.
В: Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.
Опыт № 5. Определение веса.
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Итог деятельности.
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать ученым и сделать важный вывод о свойствах камней? (Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.) .
Рефлексия:
- Чем мы сегодня занимались?
- Что вам больше запомнилось?
Молодцы, ребята! Помогли геологам определить свойства камней. За ваши старания я вас награждаю эмблемами «Юных исследователей». А в дневниках наблюдений мы с вами поработаем после прогулки.