Елена Кайдаракова
Конспект НОД по обучению хакасскому языку для среднего дошкольного возраста «Санир а гренчебіс. Учимся считать»
▼ Скачать +Заказ
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Изеннер, ол аннар!
Дети: Изеннер, Елена Валерьевна!
Воспитатель: Ол аннар! (Ребята) А вы знаете, к нам сегодня в гости пришла Белочка -Тиині ек. Изен, тиині ек! Здравствуй белочка! Давайте с ней поздороваемся?
Дети: Изен, Тиині ек!
Воспитатель: Хый а ахтар! (Молодцы) Вы знаете, что белочка - Тиині ек очень шустрая и быстрая? Пока она бежала домой перепутала в корзинке с припасами все, что насобирала в лесу. А теперь Белочка ищет, кто ей сможет помочь, посчитать и разложить по корзинкам запасы в кладовую? Ол аннар, кто сможет сосчитать?
Публикация «Конспект НОД по обучению хакасскому языку для среднего дошкольного возраста „Санир а гренчебіс, Учимся считать“» размещена в разделах
На стол из корзины воспитатель высыпает ягоды, грибы, орехи, цветы, листья.
Задание 1 Необходимо сосчитать и распределить по количеству грибы, ягоды, орехи, цветы, листья.
Воспитатель: Ол аннар, назовите, что лежит в корзинке у «Тиині ек»?
Воспитатель: Чахсы! (Хорошо) Сосчитайте сколько грибов?
Дети: Один (пір).
Воспитатель: Пір. Хый а ахтар! (Молодцы) Гриб по хакаски - миске. Нин е миске? (Сколько грибов)
Дети: Пір миске!
Воспитатель: Сосчитайте сколько ягод?
Дети: Два. (Iкі)
Воспитатель: Iкі. Хый а ахтар! (Молодцы) Ягода по хакаски чистек. Нин е чистек? (Сколько ягод)
Дети: Iкі.чистек!
Воспитатель: А сколько у «Тиині ек» орехов?
Дети: Три. (с)
Воспитатель: с. Хый а ахтар! (Молодцы) Орех по хакаски хузух. Нин е хузух? (Сколько орехов)
Дети: с хузух.
Воспитатель: Сосчитайте, пожалуйста, цветы?
Дети: Четыре (Т рт)
Воспитатель: Чахсы! (Хорошо) Цветы по хакаски чахайах. Нин е чахайах? (Сколько цветов)
Дети: Т рт, чахайах!
Воспитатель: Чахсы! (Хорошо) Что не посчитали?
Дети: Листики.
Воспитатель: Сколько листиков, ол аннар?
Дети: Пять (Пис)
Воспитатель: Чахсы! (Хорошо) Листики по хакаски будут п р. Нин е п р? (Сколько листиков).
Дети: Пис п р.
Пу хайда сан? (Это какая цифра). Воспитатель показывает цифры по порядку
Здорово! Вы сосчитали припасы для «Тиині ек», теперь ей надо помочь, правильно распределить по корзиночкам. Присаживайтесь за стол.
Воспитатель кладет на стол корзинки с цифрами до 5 и Белочкины припасы, которые дети сосчитали (корзинка на каждого ребенка)
Задание 2 Положите в корзинку такое количество припасов, сколько показано цифрой на корзинке.
Воспитатель: У аа чахсы! (Очень хорошо) Вы помогли «Тиині ек»! Теперь «Тиині ек» не перепутает свои припасы и принесет домой в кладовую корзиночки с посчитанными припасами.
Белочка: Ал ыс, ол аннар! (Спасибо, ребята) Вы мне помогли, вы такие добрые и умные, но мне пора возвращаться в лес.
Воспитатель: Конечно «Тиині ек», мы тебя проводим.
Воспитатель: Ол аннар! (Ребята) Предлагаю проводить «Тиині ек» игрой «Дорога в лес». Пройдем на свободное место для игры и встанем в круг.
Правило игры: Дети встают в круг лицом друг к другу, воспитатель называет действие на ориентировку в пространстве и количество раз, таким образом, вырисовывается дорожка из провожающих детей. Задача детей выполнить действие и посчитать на хакасском свои действия в слух.
Воспитатель: Чтобы дорогу нам «Тиині ек» показать, станем дружно мы считать. Я называю количество и действие в пространстве, а вы выполняете и считаете по хакаски, договорились?
- 2 шага вперёд;
- 5 приседов вниз;
- 4 шага назад;
- 1 шаг назад;
- 3 шага назад;
- 1 шаг вперед;
- 5 прыжков вверх;
- 2 шага назад.
Воспитатель: Дружно за руки возьмемся и проводим Тиині ек! Аным ох, Тиині ек! (До свидания, Белочка)
Дети: Аным ох, Тиині ек! (До свидания, Белочка)
Воспитатель: Палалар! (Дети) Чем мы занимались сегодня? Помогли белочке? Какие новые слова на хакасском языке вы запомнили? Теперь вы будете считать по хакаски?