Олеся Саютина
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуками [в][в’] и буквой Вв«
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
на тему:
«Знакомство со звуками [в][в’] и буквой Вв»
для детей старшей группы.
Составила:
воспитатель
Саютина Олеся Валерьевна
г. Тамбов 2019
Тема: «Знакомство со звуками [в][в’] и буквой Вв»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, чтения слогов и слов.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе „Знакомство со звуками [в][в’] и буквой Вв„» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Образовательные: Ознакомление со звуками [в][в’] и буквой Вв. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, чтения слогов и слов с новой буквой Вв. Профилактика нарушений письменной речи.
Развивающие: Развитие диалогической речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, тонкой и общей моторики.
Воспитательные: Формирование самостоятельности, инициативности, ответственности. Развитие чувства товарищества, чувства справедливости.
Тип занятия: Развивающее занятие
Форма занятия: Интегрированное занятие
Продолжительность занятия: 25 минут
Участники: Воспитатель, дети старшей группы
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Оборудование и материалы:
Компьютер, магнитная доска, презентация, карточки-буквы, паровозик и вагончики из «Играйки. Читайки»
Предварительная подготовка:
Разучивание артикуляционных упражнений, работа со схемой
Методы и приемы работы с детьми:
Словесные: беседа, рассказ, объяснение (вопросы, сравнение, пояснения, объяснения, указания, разговор, педагогическая оценка).
Наглядные: демонстрация слайдов, схемы, таблицы, работа с карточками (показ образца, показ способа действия).
Игровые: дидактическая игра (выполнение игровых действий, элементы соревнования).
Практические: практические задания; анализ и решение проблемных ситуаций (упражнения, моделирование, решение проблемной ситуации).
Этапы занятия
Вводная часть 3 минуты
организация детей;переключение их внимания на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней; создание эмоционального настроя
Основной этап 20 минут
сообщение нового знания;
тренировка использования нового знания в собственной практической деятельности детей;
смена видов деятельности: двигательная, продуктивная
Заключительный этап 2 минуты
закрепление и обобщение изученного материала;
подведение итогов деятельности;
оценка результатов детской деятельности
Ход занятия.
Приветствие.
Воспитатель встаёт с детьми в круг, произносит слова и показывает движения, дети повторяют:
Здравствуй правая рука- протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука - протягиваем вперёд,
Здравствуй друг- берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг- берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг- качаем руками.
Мы стоим рука в руке, вместе весело шагаем-шаг на месте,
Можем маленькими быть- приседаем,
Можем мы большими быть- встаём,
Но друг другу помогаем.
Воспитатель: А теперь садитесь на свои места, я хочу вам что-то показать. (Демонстрируется слайд № 2)
- Ребята, скажите пожалуйста, что делают девочки на картинке? (разговаривают)
- С помощью чего люди общаются между собой? (с помощью речи)
- Что произносит человек? (звуки)
- На какие две группы делятся звуки? (гласные, согласные). Слайд № 3.
- Какие звуки мы называем гласными? (произносятся долго, нараспев; воздух не встречает препятствий на своём пути, всегда с участием голоса).
- Каким цветом в звуковом анализе обозначаем гласные звуки?
- Какие звуки называем согласными? (воздух встречает препятствие на своём пути, состоят из шума и голоса или только из шума)
- Какими могут быть согласные звуки? (звонкими или глухими; твердыми или мягкими).
- Каким цветом обозначаем твердые согласные звуки? А мягкие согласные?
Воспитатель: Правильно, молодцы!
А теперь давайте поиграем в игру:
Я знаю много имен мальчиков и девочек:
[В]аня, [В]ася, [В]алера, [В]аря, [В]лада. Какой чаще всего звук повторялся?
[В’]ика, [В’]ероника, [В’]иолетта, [В’]италий. Какой чаще всего звук повторялся?
Воспитатель: Верно. Сегодня мы познакомимся со звуками [в], [в’] и буквой В. Слайд № 4.
Зубками мы нижнюю губу прикусим,
Между ними голос пустим.
Звук [в] – согласный, твердый, звонкий.
Звук [в’]– согласный, мягкий, звонкий.
– Чем отличаются звуки [в] и [в’]? Слайд № 5. (Звук [в] – твердый, звук [в’]– мягкий).
Что общего между ними? (Звуки [в] и [в’] согласные, звонкие).
Воспитатель: Хорошо. На следующей картинке (слайд № 6) мы видим мальчика и девочку. Их зовут Валя и Витя.
- Какой первый звук в слове Валя? ([в]).
- Дайте характеристику звуку [в].
[В] – согласный, звонкий, твердый (каждая характеристика проверяется педагогом и детьми- наличие препятствия для воздуха, работа голосовых связок (ладонь на горлышке, твердое произнесение). Обозначаем синим цветом.
- Давайте посчитаем, сколько слогов в слове Валя? (2)
- Хорошо, а теперь разберём имя Витя.
- Какой первый звук в слове Витя? ([в’])
- Дайте характеристику звуку [в’] .
[В’] – согласный, звонкий, мягкий (каждая характеристика проверяется педагогом и детьми — наличие препятствия для воздуха, работа голосовых связок (ладонь на горлышке, мягкое произнесение). Обозначаем зеленым цветом.
- Определите, сколько слогов в слове Витя(2)
Верно. А у кого из вас в имени встречаются звуки [в] и [в’]? (дети называют свои имена)
Развиваем фонематический слух. Упражнение «Присядь, когда услышишь звук [в]»
Воспитатель: Звуки [в] и [в’] очень любят играть. Встаньте, пожалуйста со стульев. Сейчас я буду произносить слова, а вы будете приседать, когда услышите звук [в]:
ворона, сова, совок, воскресенье, хутор, воск, флаг,варенье, фикус, диван
Воспитатель: Молодцы! Вы были внимательными, и не допустили ошибок.
А скажите, пожалуйста, для чего нам нужны буквы? (Для обозначения звуков речи на письме).
Давайте вспомним, чем отличаются буквы от звуков? Слайд № 7. (Звуки невидимы, их можно только произносить и слушать, а буквы можно увидеть, написать, прочитать)
Воспитатель: С помощью какой буквы мы можем записать звуки [в] и [в’]?
(Слайд № 8).Правильно, для обозначения этих звуков используется буква В).
Стихотворение о букве:
У буквы В, ну прямо смехота – На удивление два живота.
Давайте повторим ещё раз все вместе: (дети повторяют стихотворение)
Воспитатель: Хорошо, думаю, что теперь вы не перепутаете эту букву с другими. А вы знаете, что звуки [в] и [в’] дружат со всеми гласными звуками? Что же получается, когда они встречаются? Чтение слогов ВА, ВО, ВЫ, ВЭ, ВУ (Слайд № 9, ВЕ, ВИ, ВЁ, ВЯ, ВЮ (Слайд № 10).
Воспитатель: Вот сколько нового мы узнали сегодня про звуки. Ребята, а хотите ещё поиграть?
Игра «Раздели слова на слоги»
ВА-ТА, ВО-ДА, СО-ВА, ВЕ-ТЕР, КЛЮК-ВА, ВА-ГО-НЫ, ВАФ-ЛИ, ДИ-ВАН, ТЫК-ВА, ВА-ЗА, БУК-ВЫ.
Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа.
Педагог помещает на доску изображение паровозика и трёх вагончиков. Вместо номеров на них закреплены буквы. Перед доской раскладываются предметные картинки.
Воспитатель: И последняя игра, которая называется «Весёлый поезд». Вы видите на паровозике и вагончиках буквы. Нужно поместить в паровозик машиниста. А в вагончики – пассажиров. Их названия должны начинаться с указанных букв.
Дети выполняют и комментируют выполнение задания:
1-й ребёнок: Я посадил в паровоз кота, потому что на паровозе написана буква К.
2-й ребёнок: Я посадил в первый вагон попугая, потому что на вагоне буква П.
3-й ребёнок: На втором вагоне буква Т, поэтому я посадила в вагон тигра.
4-й ребёнок: На последнем вагоне буква В,поэтому я посадил туда волка.
Воспитатель: Замечательно. «Весёлый поезд» отправляется в дорогу, а нам пора подводить итоги занятия. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. Какое задание было самым трудным? Какое задание понравилось больше всего?
Далее педагог предлагает детям оценить работу друг друга, напомнив, что следует быть справедливыми и честными.
Использованная литература:
1. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» -
Москва, издательство «Мозаика-Синтез», 2010г.
2. Максаков А. И., Тумакова Г. А. «Учите, играя» - Москва, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
3. Нищева Н. В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа» -
Санкт-Петербург, издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016г.
4. Репина З. А., Буйко В. И. «Уроки логопедии» = Екатеринбург, издательство «Литур», 1999г.