Лариса Сухопарина
Конспект НОД по обучению грамоте с детьми старшей группы «Звуки [Д], [Д’], буква Д»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
«ЗВУКИ Д, ДЬ, БУКВА Д»
ЗАДАЧИ:
- познакомить детей с буквой Д;
- продолжать учить читать слова; выполнять звукобуквенный анализ слова, составлять слова из букв разрезной азбуки и переписывать слово в тетрадь;
Темочки:
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- выполнять звукобуквенный анализ слова, составлять слова из букв разрезной азбуки и переписывать слово в тетрадь;
- познакомить с правилом, что имена людей пишутся с большой буквы;
- учить преобразовывать слова ДОМ-ДЫМ- ДАМ- ДАМА.
- продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением.
- продолжать развивать умение удерживать в памяти и воспроизводить слоговой ряд из 3-4 элементов;
- развивать умение дифференцировать звуки по твердости- мягкости;
-закрепить умение определять место звуков в начале и в конце и слова;
- воспитывать умение слушать ответ другого человека;
- воспитывать умение правильно вести себя в обществе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- игрушки: одеяло, подушка, солдатик, дельфин, динозавр, помидор, карандаш, индюк, дерево, крокодил, ведро, набор посуды;
- картинки: дом, дорога, дерево, диван, дельфин, доктор;
- зеленые и синие ленточки;
-зеленая и синяя коробки;
- игрушки Старичок- Звуковичок, Мышонок, 2 куклы;
-ширма, наборное полотно;
- кассы, тетради, ручки, материал для звукового анализа;
- зеркала, магнитофон, «волшебная палочка»;
- карточка со словом ДОМ;
-звукобуквенный дом для согласных.
ИНДИВИДУАДЬНАЯ РАБОТА: следить за звукопроизношением Захара Ак., Леры М., Ани Б. ; активизировать внимание Олеси Р.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: объяснить значение слов «дам», «дама»; поговорить с детьми об именах.
Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком (в начале слова, в середине слова, дать понятие, что звук «в» согласный звук развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить детей называть слова с заданным количеством слогов, развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.
Материал: прописи, карандаши
Ход НОД.
1. Орг. момент.
Раз-два-три-четыре-пять – становитесь в круг играть. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне. Мы спокойны и добры, мы приветливы и здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения. Подарите друг другу улыбки. (Дети садятся за столы).
2 Ребят слышите кто то к нам стучит?К нам в гости пришёл Старичок- Звуковичок и принёс волшебный сундучок. Для того,что бы открыть сундучок вам ребята надо выполнить все задания и замочек откроется.
По дороге к вам ребята старичок поймал песенку и принес ее нам. Послушаем? (Звучит аудиозапись).
Какой звук вы услышали в песенке?
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Его не видно, в руки не взять
Но зато слышно. Что это? (Звук.) Давайте ребята вспомним; звуки мы слышим, произносим, а буквы-видим и пишем.
А давайте произнесём звук [д]. Воздух не выходит свободно, он встречает преграду: язык и верхние зубы.
Значит звук Д-согласный, он бывает твёрдым и мягким.
А вы знаете, что у звука [д] есть младший братик- звук [д’]. Послушайте его: дь- дь- дь…Какой это звук? (Это согласный, мягкий, звонкий звук).
А звук [д] – согласный, твёрдый. Старичок- Звуковичок предлагает поселим звук [д] в синий домик, а звук [д’] в зелёный домик. Ну вот звуки рассели по домикам.
Послушайте ещё одну загадку
В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд- приятель!»
И ставит подпись (Дятел).
Ребята на какую букву начинается слово дятел? Правильно на букву Д. Рассмотрите букву Д, на что она похожа? Дети рассматривают картинки с изображением буквы Д.
Первое задание. Ребята старичок- Звуковичок хотел бы с вами поиграть в игру «продолжи предложения, и определи положение буквы Д в словах».
В этом доме ты мне верь
Заперта надёжно (дверь).
Если влезть захочет вор
Он не попадёт во (двор).
В руках у Даши дудочка
А у Дани (удочка).
После дождя на небе появиться (радуга).
Девочка села на своё место и достала (тетрадь).
Второе задание. Ребята помогите старичку- Звуковичку найти для буквы Д друзей. Чтение слогов.
Третье задание. Поиграем в игру «Внимательные ушки». Повтори за мной (каждому ребенку предлагается повторить серию слогов). Если услышите букву Д-похлопайте в ладоши. П,А,Ю. Д,У,Г,Ф,В,Д,Ч,. Если услышите слог с буквой Д потопайте ногами –ПА,ХО,ДА,СЕ,БЕ,ДО,ЧА,СУ,ДИ,РА,ПО,ДЕ.
Четвёртое задание. Ребята, возьмите ленточки и вставайте в круг. Игра «Сигнальщики». Я называю слова. Если в слове звук Д- вы поднимаете синюю ленточку, если в слове звук Дь- зеленую. В слове «дом» какой вы слышите звук (Мы слышим звук [д]); какой это звук (это согласный твердый звук, какую ленточку вы поднимаете (мы поднимаем синюю ленточку). Поднимаем синюю ленточку. Аналогично разбираем слово «дерево». Слова: душ, подарок, девочка, динозавр, доктор, дятел, следы, тетрадь. Присаживайтесь за столы.
Пятое задание. Что нарисовано на картинке? (Дом). Какой первый звук в этом слове, какой квадрат нужно положить, почему? (Аналогично с каждым звуком). Сколько всего звуков в слове «дом», сколько гласных звуков, сколько согласных звуков? Выложите из букв это слово, прочитайте его. У доски дети складывают из картинок слова; мёд, дыня, дятел.
Шестое задание. Что у меня в руках? (Волшебная палочка). Она загорится, и вы превратитесь в волшебников. Превратите слово «дом» в слово «дым». Как вы превратили? Прочитай слово. Превратите слово «дым» в слово «дам». Как вы его превратили? Прочитай. Превратите слово «дам» в слово «дама». Как вы превратили? Прочитай слово. Волшебная цепочка слово дом, в слова том, кол, пол, сом. Волшебная палочка погасла, и вы стали детьми.
Сделаем букву Д из пальчиков : покажите указательный и средний пальчики на правой руке, остальные пальчики сожмите в кулачок, опустите вниз и разведите в стороны, вот так сделайте перекладину из указательного пальца левой руки и соедините пальчики. Какая у нас получилась буква? Выложите эту букву на доске из ниток.
А давайте ещё поиграем пальчиками.
Физминутка ;
А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
Седьмое задание. Напишите букву Д в тетради.
Старичку – Звуковичку очень понравилось то как вы отвечали на занятии и вы справились со всеми заданиями и помогли открыть заветный сундучок. Вручает старичок детям медальки.
Итог занятия. Рефлексия.
- С какой буквой познакомились на занятии?
- Расскажите все о букве Д
(Буква Д согласная, обозначает два звука : [д] – согласный, твердый звонкий и [д’] – согласный мягкий звонкий.
- Так к какой группе мы должны отнести Д?
- Оцените свой труд.
- Кто считает, что он хорошо потрудился на занятии – похлопайте в ладоши.