Татьяна Кондратьева
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие». Подготовка к обучению грамоте по теме «Звук [Й]. Буква Й»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук и буква «Й»
Программное содержание :
-Познакомить детей с буквой И КРАТКОЕ и звуком Й
-Закреплять: знания о гласных и согласных звуках, мягких и твердых согласных, умение определять место звука в слове, правильно произносить звуки
-Развивать артикуляционный аппарат, умение правильно дышать, мышление, внимание.
-Воспитывать самостоятельность, стремление доказывать свою правоту.
Оборудование : презентация к проведению НОД, мяч:
-Ватные тампоны для проведения физминутки;
Публикация «Конспект НОД по образовательной области „Речевое развитие“, Подготовка к обучению грамоте по теме „Звук [Й], Буква Й“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
-Карточка, где напечатано имя К А.
-Карточка с буквой «Й»
-Две емкости с буквой «Й»
Ход непосредственно образовательной деятельности
Организационный момент.
1Слайд: Буква «Ё» с картинками.
-Ребята сегодня у нас гости они пришли посмотреть,как вы готовитесь к школе, как стараетесь.
- Ребята с какой буквой и звуком вы познакомились на прошлом занятии?.(Ё)
- Какая она (Гласная)
Основная часть
Игра с мячом «Где живет звук?»
-Давайте назовем картинки, в которых есть звук «Ё». Я на доске приготовила подсказки-картинки в названиях которых есть звук Ё. Она может быть и в начале и в середине.
-В этой игре нам поможет мяч у кого он в руках, тот называет слов.
Дети по очереди называют слова. Молодцы!
Дети сели. (следим за осанкой)
2Слайд:
-А сегодня мы познакомимся с новым звуком «Й». Звук [Й] обозначается буквой -и краткое (Й).
-На какую букву она похожа (И). Эта буква очень похожа на букву «И».
3Слайд:
- А теперь посмотрите картинки, и назовите слова, где живет этот звук.
картинки: Йогурт; Йод; и слово Йога.
Воспитатель произносит и голосом выделяет звук Й.
-Где живет этот звук? (В начале слова).
Прочитать на слайде
Вспомните какие бывают звуки (ответы детей гласные и согласные).
4 слайд:
А звук «Й» какой? (ответы детей.)
Как вы думаете? Ответы детей. Почему? Давайте вместе произнесем этот звук. Как мы его произносили? Мягко,значит звук «Й» мягкий и обозначать его будем зеленым квадратиком.
5СЛАЙД (зеленый квадратик).
6 Слайд (слоги с человечками)
-Ребята давайте посмотрим, что получится если к букве и краткое «Й» добавим еще одну букву. Что получилось? (Слоги).Попробуем прочитать.
-А веселые человечки нам подскажут в каком положении должны находится губы при произношении этих слогов.
(У доски я с указкой дети читают слоги). Дети читают слоги.
- А теперь повернитесь друг другу и посмотрите правильно ли вы располагайте губы при произношении этих слогов.
-Какие веселые слоги. Ну что ж, хорошо мы поработали теперь пора размяться. Дети на ковре выполняют физминутку
Физминутка:
-Эй -идите все сюда,
Всем размяться нам пора
ОЙ-следите все за мной
Помашите мне рукой
АЙ-От нас не отставай
Дружно прыгай не зевай.
Уй- на ваточку подуй
И повыше его сдуй.
Игра «Подбери слово по схеме"
-Ребята сегодня мы познакомились и играли со звуком, ой забыла, как он называется (Й, а теперь звук «Й» решил поиграть с вами. Он хочет, чтобы вы определили его место в слове. Ребята на столах у вас карточки с тремя окошечками и квадратики разного цвета, которыми мы обозначаем звуки.
-Еще раз давайте вспомним звук «Й» какой всегда (согласный, мягкий). Обозначать его будим каким квадратиком (зеленым)
-Мы определили, что звук «Й» в словах йогурт, йод, йог стоит в начале слова. Но он может и находится и в середине и в конце слова. А теперь покажите, как будет выглядеть схема, если звук находится в середине слова.
-Теперь назовите картинки название которых, соответствует нашей схеме.
Дети называют слова, где звук «Й» в середине слова.
-А теперь обозначьте на схеме звук «Й» в конце слова. Найдите картинки, в названии которой звук «Й» мы слышим в конце слова. Дети называют слова, когда звук «Й» находится в конце слова.
- И с этим заданием справились, вы правильно научились находить слова соответствующим схемам.
-Дети напомните с какой буквой мы познакомились (и краткое, а звук «Й». и какой он всегда (согласный мягкий)
7Слайд:
Игра «Подбери слова признак»
-А сейчас я приготовила картинки. Посмотрите ребята, живет ли звук «Й» в названиях этих картинок? Дети называют картинки. Ответы детей (нет)Почему?
-Правильно ребята звук «Й» мы не услышим при произношении этих слов.
-Подберите слова –признаки к этим словам, где вы обязательно услышите звук «Й». Хотите убедится? Это не простая игра, слова которые вы будите подбирать они будут обязательно заканчиваться на звук Й.
-И так первая картинка:(на каждую картинку ответы двоих детей)
1) Лимон какой (кислый, желтый)
2) Торт какой? (круглый, вкусный)
3) Медведь какой (мохнатый, Злой)
-Что вы можете сказать о подобранных словах к картинкам? Чем они похожи?
Вывод: Во всех этих словах звук «Й» находился в конце слова.
-Ребята, вы хорошо научились выделять и находить место звука «Й» в словах, очень старались, были внимательными, что вас услышали персонажи сказочных героев,в именах которых тоже живет звук «Й».
-Посмотрите внимательно. Мне кажется кто-то здесь лишний.
-Как мы можем проверить? (произнести четко имя героя).
-Давайте проверим.
Звучит телефонный звонок.
Воспитатель сообщает детям
-Ребята, звонила Герда, она сообщила, что хотел к нам в гости прийти ее друг. Но Снежная Королева так рассердилась, что нет этого звука в её имени, заморозила звук «Й» в имени этого мальчика. Показывает емкость, где заморожена буква «Й».А чары рухнут тогда,когда вы составите схему имени этого мальчика.
-Кто догадался как зовут друга Герды?
Дети отвечают.
Звуко-буквенный анализ слова.
-Назовите первый звук в этом слове (К)
-Какой он (согласный)
-Каким квадратом отметим (синим)
-Второй звук какой?9гласный)
-Почему (можно пропеть)
-Каким квадратом отметим (красным)
-И последний звук какой?
-Какой он всегда (согласный мягкий)
Один ребенок выполняет на доске, остальные за столом.
Игра «Составь схему слова КАЙ.».
Воспитатель после выполненной работы достает букву «Й» с другой емкости, хвалит детей.
-Ребята а герои сказочных персонажей пришли не с пустыми руками. Они хотят подарить раскраски со своими портретами. За то, что вы так сегодня старались. А с какой буквой мы познакомились (и краткое, а звуком давайте вместе произнесем правильно «Й». Какой он? (Согласный и мягкий).
Ну что, и чтоб вы наверняка не забыли о этой букве и смогли показать и рассказать своим родителям о ней,давайте мы изобразим эту букву из ниток.
Заключительная часть
Ниткография буквы Й.