Ирина Мазалова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ж] и буква Ж»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №9 комбинированного вида»
по
обучению грамоте
в подготовительной к школе группе
на тему:
«Звук ж. Буква Ж»
Учитель-логопед : Мазалова И. В.
г. Богородицк
Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж.
Коррекционно-образовательные задачи:
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе „Звук [Ж] и буква Ж“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
1) закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;
2) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина слова);
3) упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
4) закрепить в речи детей понятие «слог»;
5)упражнять детей в делении слов на слоги;
6) учить детей преобразовывать слова;
7) совершенствовать звуковой анализ;
8) совершенствовать навык чтения слогов, слов;
Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух, внимание.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям; вести контроль за собственной речью; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.
Оборудование:
предметные картинки (банан, утка, коса, валенки); конверт с письмом; сюжетные картинки; мяч; листы для индивидуальной работы; предметная картинка (жук); пособие для звукового анализа; игрушка «Жук»; тетради, ручки; загадка; пособие «Слоговые домики», счетные палочки; карточки с изображением букв (Ж, К, У, О, А, И, картинка «Солнышко».
Дети встали в круг.
Логопед : Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Будем передавать друг другу солнышко и, улыбаясь, называть ласково по имени. Доброе утро, Димочка (дети передают «солнышко» друг другу).
Логопед : Тихо проходите и садитесь на свои места.
Логопед : Произнесем все вместе:
«Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять
И друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить
Не вертеться, не шалить.
I. Организационный момент:
Логопед : Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. Он передал мне письмо. Давайте прочтем, что в нем написано.
«Дорогие ребята!
Приглашаю Вас совершить чудесное путешествие в страну Букварию, где живут…
А кто живет в этой стране, вы должны отгадать сами.
Ваша новая буква»
Логопед : Вот какое интересное письмо. Ну что отгадаем, кто же живет в стране Букварии?
Дети: Да.
Показываю детям картинку с изображением банана.
Логопед : Ребята, что изображено на этой картинке?
Дети: На этой картинке изображен банан.
Логопед : Какой первый звук в слове банан?
Дети: В слове банан первый звук б.
Логопед : Молодцы, ребята. (переворачиваю картинку. На обратной стороне изображена буква Б).
Аналогичная работа с картинками: утка, коса, валенки, буква Ы.
Логопед : Ребята, давайте прочитаем, кто же живет в Букварии?
Дети: Буквы.
Логопед : Правильно. И сегодня мы познакомимся еще с одной новой буквой.
Отгадайте загадку:
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Дети: Жук.
Логопед : С какого звука начинается слово жук?
Дети: Слово жук начинается со звука [ж].
Логопед : Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ж.
Для того, чтобы правильно произносить звук, надо сделать гимнастику язычка и самомассаж.
Руки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы обогреваем.
Грабельки сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А теперь погладим пальцами мы щечки.
Щечки разминаем, чтобы надувались.
Губки пожуем мы, чтобы улыбались.
Мы почистим зубки, чтобы улыбаться,
Сядем на качели, чтобы покачаться.
Давайте дадим характеристику звуку [ж]. Произнесите звук [ж].
Дети: Ж-ж-ж.
Логопед : Звук [ж] можно пропеть?
Дети: Звук [ж] нельзя пропеть. Он согласный.
Логопед : Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук [ж]. Наше горлышко спит или работает?
Дети: Горлышко работает.
Логопед : Если горлышко работает, значит звук [ж] какой?
Дети: Звук [ж] звонкий.
Логопед : Молодцы, все правильно. А еще звук [ж] всегда твердый.
Вика, дай полную характеристику звука [ж].
Вика: Звук [ж] согласный, звонкий, всегда твердый.
Логопед : Кому сейчас жук сядет на плечо, тот пожужжит соседу на ушко.
2. Логопед : Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ж], слог со звуком [ж], слово со звуком [ж].
Ж, Ш, Ш, Ж, Ш, Ж, З, Ж, Ж, С, Ж
ЖА, ША, ЗУ, ЖИ, ЗИ
ЖУК, ШУБА, ЖИВОТ, ЗОНТ, ЖИРАФ
Логопед : Молодцы, все были очень внимательными.
3. Логопед : Ребята, возьмите картинку. У каждого из вас есть такая же.
Будь внимательным, смотри:
Слова со звуком [ж] назови
И место звука в слове укажи.
Дети: На этой картинке изображен желудь. В слове желудь звук [ж] находится в начале слова.
( аналогично со словами: ужи, ежевика, ножницы, жаба, жираф, ежи, лыжи, моржи, крыжовник, жилет, дождик, баклажан, художник, флажок).
Логопед :тРебята, вы заметили, что на картинке нет слов со звуком [ж] в конце слова. Так как звук [ж] в конце слова произносится как глухой [ш].
Логопед : Молодцы. Вы очень хорошо выполнили это задание.
3. Логопед : Ребята, что такое слог?
Дети: Слог – это часть слова, в которой обязательно есть гласный звук. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Логопед :
Буду я сейчас водить,
Буду слоги говорить.
Слоги нужно так поставить,
Чтобы слово получить.
Логопед : ЖИ, ЛЫ
Дети: ЛЫЖИ
(ЖИК, НО НИК, КРЫ, ЖОВ РАФ, ЖИ ЖОК, ЛУ ЖА, ПИ, МА ЖИК, Ё ЖОК, ФЛА ДИК, ДОЖ ЦЫ, НОЖ, НИ ЖОК, КРУ РАВЛЬ, ЖУ)
Логопед : Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Раздели слово на слоги» ( Карточка с заданием: дети по очереди выходят к доске и определяют количество слогов в словах).
Логопед : Молодцы, ребята. Встаньте в круг, отдохнем:
В домик к нам жук влетел,
Зажужжал он и запел: «ж-ж-ж».
Вот он вправо полетел –
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел –
Каждый влево посмотрел.
Жук на нос нам хочет сесть,
Не дадим ему присесть.
Жук нас приземлился,
Жужжа, закружился:
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук наверх полетел
И на потолок присел.
На носочки мы привстали,
Но жука мы не достали.
Хлопнем вместе:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Чтобы улететь он смог.
Логопед : Сядет на место тот, кто назовет ласково:
Флаг – флажок
(снег, берег, друг, сапог, шаг, пирог, круг, утюг, творог, луг).
Логопед : У меня для вас есть еще одна игра. Называется «Новое слово». Я назову вам слово, а вы замените в слове первый звук на звук [ж].
(лук, баба, мир, мало, пакет, билет, пучок, Веня).
Логопед : Ребята, мы с вами играли в игры со звуком [ж], а сейчас познакомимся с буквой Ж.
Эта буква широка
И похожа на жука.
Да при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук.
Логопед : Ребята, что это: буква или звук?
Дети: Это буква.
Логопед : Правильно. А чем буква отличается от звука?
Дети: Буквы мы видим, читаем и пишем. Звуки мы произносим и слышим.
Логопед : Ребята, возьмите листочки. Я сейчас расскажу вам одну историю. Однажды жук сидел на цветке. Подул сильный ветер, оторвал лепесток и унес далеко через поле вместе с жуком. Поможем ему вернуться к цветку. Идти можно только по буквам Ж. Берем карандаш и проводим дорожку от жука к цветку.
Логопед : Молодцы, ребята, помогли жуку вернуться на цветок.
Наш звук [ж] согласный и петь песенки не может. Стало ему грустно. Давайте поможем ему и познакомим с гласными звуками.
(выходят дети. Вешаю на шею таблички с буквами Ж, О, У, А, И. Дети читают слоги)
Слушает ЖУК внимательно,
Как вы слоги читаете старательно.
Дети: ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ, АЖ, ОЖ, УЖ, ИЖ
Логопед : Хорошо, молодцы.
А сейчас посмотрите на буквы. Надо поменять их местами так, чтобы получилось слово (буквы У, Ж, К)
Дети: Жук.
Логопед : Правильно. Возьмите «светофорчики». Выкладывает схему слова ЖУК.
(дети выполняют задание)
Логопед : Саша, выйди к доске и составь схему слова ЖУК. А вы, ребята, проверяйте.
Ребенок выкладывает схему слова на доске.
Логопед : Саша, почему ты поставил первым синий кружок?
Саша: Звук [ж] твердый согласный звук, поэтому обозначаем его синим кружком.
Аналогичная работа со звуками : [у], [к].
Логопед : Молодцы! Все хорошо справились с этим заданием.
Скороговорку повторите,
На звук [ж] сильней нажмите :
Жутко жуку жить на суку.
Логопед : Давайте напишем букву Ж в воздухе пальцем. Откройте тетради и напишите букву Ж в тетрадях.
(дети выполняют задание в тетрадях)
Логопед : Ребята, жуку очень понравилось у вас в гостях и он хочет узнать, что вам понравилось сегодня на занятии?
(ответы детей)
Давайте еще раз вспомним характеристику звука [ж]. Какой звук [ж]?
Дети: Звук [ж] – согласный, глухой и всегда твердый.
Логопед : Правильно, ребята, молодцы!
Жук не зря у нас гостил,
Букву Ж он изучил.
И за знания в ответ
Нам оставил свой портрет.
За то, что вы сегодня были такие внимательные, так хорошо занимались, жук на память хочет подарить вам свой портрет.
Можете отдохнуть.
Литература:
С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц «Учим ребенка говорить и читать» М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 184 с.
Е. А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – М., 1999. – 216 с.
Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке» - М. : Баласс, 2002. – 128 с.
Г. А. Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно» СПб. : Издательский Дом «Нева», 2004. – 304 с.
Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова «Обучение грамоте детей с нарушениями речи» М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
О. В. Тырышкина «Индивидуальные логопедические занятия», Волгоград, 2013. – 239 с.
Автор: Мазалова Ирина Владимировна, логопед
МДОУ «Детский сад №9 КВ»
Тульская область, г. Богородицк, Россия