Любовь Михайлова
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «В гостях у Королевы Лета и Снежной Королевы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Для детей 4-5 лет средняя группа.
Тема: «В гостях у Королевы Лета и Снежной Королевы» или «Тёплые и холодные цвета в изобразительном искусстве».
Цель: - Продолжать ознакомление детей с основами художественного отражения действительности в цветоведении «Тёплые и холодные цвета», как важнейшими средствами передачи мыслей и чувств художника в изобразительном искусстве.
Задачи.
Образовательные:
- Ознакомление детей с понятием цветоведения – как науке о цвете.
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию „В гостях у Королевы Лета и Снежной Королевы“» размещена в разделах
- Андерсен Ханс Кристиан
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лето
- «Снежная королева», Андерсен Х.К.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
- Расширять знания детей о цвете, познакомить с понятием «тёплые и холодные цвета спектра».
- Продолжать воспитывать интерес и любовь к изобразительному искусству.
- Продолжать расширять представления об окружающем мире и цветовосприятии в природе, в предметном мире, во всём, что окружает нас.
- Развивать мышление, воображение в своём личном мироощущении цвета и природных красок.
Предварительная работа: ОО «Художественно-эстетическое развитие» НОД знакомство детей с четырьмя основными цветами и их оттенками; знакомство с цветами «Радуги» и рисование на тему «Радуга»; дидактические игры «Подбери по цвету», «Найди такой же», «Волшебный цветок», и др. Чтение художественной литературы : «Сказки про краски»; стихи об основных цветах; загадки. ОО «Познавательное развитие» : детское экспериментирование с красками; наблюдение за окружающей природой «Посмотри, как хорош мир в котором ты живёшь!»; предметное окружение (совместное рассматривание разных предметов – игрушек, предметных картинок, одежды, книжных иллюстраций, и мн. др.) Подвижные игры на цветовосприятие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Актуальность темы.
Знакомство с теплыми и холодными цветами.
Цвет в живописи –сложное понятие. Он связан с физической
природой света и с устройством человеческой системы зрения, с
процессом цветового восприятия. Давно известно, что нет двух
людей, одинаково видящих одни и те же предметы и пейзажи, но при
всем богатстве колоритов в цветовых ощущениях художников есть
общие принципы. Деление живописной палитры на теплые цвета и
холодные цвета – одно из таких понятий. Цветовой спектр и
цветовой круг принято делить на две части - на теплые цвета и
холодные цвета: от зеленого к красному цвету располагаются
теплые, от голубого к пурпурному – холодные.
Зеленый цвет, некоторыми считается холодным цветом, другие выделяют для него особое понятие – нейтральный.
Деление всех цветов на теплые цвета и холодные цвета— это
природные ассоциации.
Желтый, красный, оранжевый – это цвета солнца, огня. А синеватые и голубоватые цвета вызывают логичные ощущения прохлады: это цвет неба, воды, льда, снега.
Хорошо развитое чувство цвета, помогает полнее почувствовать красоту
окружающего мира, гармонию красок, ощутить духовный комфорт.
Дошкольник, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том
числе и цветовую культуру, способен овладеть определенными эталонами
цвета, т. е. научиться видеть мир во всем многообразии цвета и
систематизировать то, что видит.
Цвет – одно из важных средств выразительного отражения образов природы в рисунках. С помощью цвета передаются состояние погоды, настроение, характеристика какого-то образа.
Дети младшего дошкольного возраста с большим трудом подмечают разные сходства оттенков между собой. Дифференцировка светлоты цветового тона начинает отмечаться у отдельных детей с 4-х лет.
Цветовому решению в детских рисунках большое внимание уделяла
Н. П. Сакулина, отмечая, что ребёнок младшего дошкольного возраста «Различает достаточное количество цветов, но он затрудняется в словесных
обозначениях, не может преодолеть «предметности цвета». На основе
проведённых ею исследований по сенсорному воспитанию детей она делает
вывод о том, что «в дошкольном возрасте начиная с 4 лет, необходимо не только накопление цветовых представлений, но в этот период детям уже могут быть доступны знания системы сопоставления цветовых тонов с эталонным, таким как «спектральный круг», шкала высветления цвета, изменение его насыщенности.»
В образной форме вполне возможно познакомить детей этого возраста с
понятиями о «тёплых» и «холодных» цветах.
Ход НОД.
К презентации «Знакомство с тёплыми и холодными цветами в изобразительном искусстве».
Воспитатель: читает стихотворение детям (слайд – 4 «художник у мольберта» и стихотворение)
Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Скажи, какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета
Зима, весна и лето?
Ромашку сделай белой,
Гвоздику сделай красной,
Лилию – оранжевой,
Желтый одуванчик.
И мы увидим тоже:
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер,
Поймём, какого цвета
Огромная планета!
- Ребята, вы внимательно слушали стихотворение, а о чём говорится в нём?
Дети: - О художнике, о природе, о цвете в природе….
Воспитатель: - Правильно, в этом стихотворении автор обращается к художнику и спрашивает у него «Расскажи нам, художник, о том какой разноцветный мир нас окружает?» А как художник может рассказать нам о том «Какого цвета дождик?», «Какого цвета вечер?», «Какого цвета цветы, облака, солнышко и вся наша планета?»
Дети: с помощью рисунка, нарисовать картину!
Воспитатель: - Правильно, художник может всё это нарисовать и передать всю окружающую красоту в своих картинах. Но чтобы нарисовать картину окружающей нас природы художник должен знать все цвета красок и хорошо разбираться в них. Он должен понимать, какой цвет ему нужен для того чтобы нарисовать: «Летний, солнечный день!» или «Зимний лес». Какие краски выбрать для передачи картины «Тёплые» или «Холодные»?
- Ребята сегодня я хочу предложить вам посмотреть презентацию о цветах в изобразительном искусстве и познакомиться с «Тёплыми и холодными цветами». Мы постараемся понять какие чувства может у нас вызывать цвет.
Только недавно мы рисовали с вами «Радугу» и познакомились с цветами радуги, давайте вспомним эти цвета: (слайд – 5 «радуга»)
Дети: - Называют все цвета радуги по порядку.
Воспитатель: - Ребята, цвет очень сильно влияет на чувства, состояние и настроение людей.
Например:
КРАСНЫЙ ЦВЕТ (слайд -5) – цвет огня, крови, опасности; красный светофор, о чём нас предупреждает?
Дети: об опасности! Стоять!
Воспитатель: - Но красный цвет может быть и красивым: «В красном сарафане девушка идёт…», красный платочек, красная роза….
ОРАНЖЕВЫЙ ЦВЕТ (слайд – 6) – говорит о жарком песке, о лете, об вкусных апельсинах, о полезной морковке, он радостный и добрый.
ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ (слайд – 7) – тёплый, весёлый, привлекательный, бодрящий!
- Ребята, что мы можем нарисовать желтым цветом?
Дети: - Солнышко, банан, цыплёнка, одуванчики, цветы и мн. др.
ЗЕЛЁНЫЙ ЦВЕТ (слайд – 8) – вызывает покой, доброе настроение, умиротворение.
Подскажите мне, что мы рисуем зелёным цветом?
Дети: с радостью рассказывают о своих цветовых восприятиях.
ГОЛУБОЙ ЦВЕТ (слайд – 9) – чувство простора, бесконечности, спокойствия.
СИНИЙ ЦВЕТ (слайд – 10) – вызывает чувство холода, тоски, печали, серьёзности.
ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ (слайд – 11) – соединяет чувства синего и красного цветов, он полон жизни и в тоже время тоски.
Вот мы и вспомнили и рассмотрели «Цвета Радуги!»
Но есть ещё и другие цвета, например: белый и чёрный.
БЕЛЫЙ ЦВЕТ (слайд -12) – символизирует свежесть, чистоту и молодость.
ЧЁРНЫЙ ЦВЕТ (слайд – 13) – отсутствие цвета и света, недоброе, враждебное.
- Ребята, что мы можем нарисовать белым цветом, а что чёрным?
Дети: высказывают свои наблюдения из окружающей действительности.
Воспитатель: - Ребята, Художник приглашает нас «В гости к королеве Лета и к Снежной королеве»; он хочет рассказать нам какие краски любят эти королевы и что интересного в их стране?
(слайд – 14 «художник и две королевы»)
- Первая «Королева Лето!» приглашает нас в гости! (слайд – 15) Посмотрите, какая она красивая, вокруг неё цветы и летняя красота. Вы чувствуете какое тепло идёт от «Королевы Лета»?
Дети: рассказывают о своих впечатлениях.
Воспитатель: - Ребята, только недавно прошло наше лето (СЛАЙД -15 картинка «Летний отдых детей»); помните, как вы отдыхали летом: загорали, купались на море, вокруг цвели красивые летние цветы. Хорошее было лето, было тепло.
А теперь нас приглашает в гости «Снежная Королева!», давайте посмотрим на неё, как она выглядит? (СЛАЙД -16 «Снежная королева»)
Ребята, королева очень красивая, она сама как будто сделана из снега, вокруг неё снег и снежинки, она любит что?
Дети: - Холод!
Воспитатель: - Да, у неё в её царстве государстве всегда холодно.
(СЛАЙД -17 «Зимние забавы детей»)
Но мы с вами не боимся холода и зимнего мороза, одеваемся потеплее и пойдём играть в снежки и лепить снежную бабу!
- Ребята, мы с вами рассмотрели картины которые нарисовали художники про «Королеву Лето» и про «Снежную королеву».
Какие краски использовали художники для лета?
(СЛАЙД -18 таблица «тёплые и холодные краски»)
Дети: яркие, солнечные, тёплые.
Воспитатель: - А какие краски для «Снежной королевы»?
Дети: холодные, синие, голубые, белые, спокойные.
Воспитатель: - Все краски которыми мы рисуем делятся на теплые и холодные цвета. И художник, который решил нарисовать картину, он подбирает те краски которые ему необходимы. Если это будет картина про лето или про осень, то краски будут в тёплых тонах, а если зима или ранняя весна, то и краски будут холодных тонов, тон в данном случае обозначает – цвет.
(СЛАЙД -19-20 «краски спектра»)
- Посмотрите, как нарисовали красивые «Цветочные букеты» для наших королев. Какой букет для Лета, а какой для Зимы?
(СЛАЙД – 21 «два букета»)
А теперь я предлагаю вам поиграть!
На мольберте выставлены два домика «Домик лета и домик зимы» и две королевы.
Игра: «Тёплое – холодное!»
На столе приготовлены предметные, разрезные картинки (перемешаны между собой). Дать задание детям разобрать картинки и разложить их на тёплые и холодные цвета. Картинки в тёплых красках на стол с права, а картинки в холодных красках слева.
Дети: - С радостью выполняют задание. Воспитатель в ходе игры беседует с детьми, если кто ошибается, подсказывает наводящими вопросами.
Затем игра продолжается на (СЛАЙДАХ – 22-24 игра «Холодное и тёплое»)
Ну что ж ребята, мы сегодня с вами узнали на какие цвета делятся краски. И теперь если мы решим рисовать лето то мы выберем, какие краски?
Дети: - Тёплые!
Воспитатель: - А если будем рисовать зиму?
Дети: - Холодные!
Воспитатель: Мы с вами ещё много, много будем рисовать, но при этом будем внимательно выбирать какие краски нам нужны.
А наше путешествие к королевам красок завершено.
Я желаю вам творческих успехов.