Галина Шпень
Конспект НОД по исследовательской деятельности в подготовительной группе «Волшебные свойства магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные: Сформировать представление о свойствах магнита. Познакомить с физическим свойством «магнетизмом». Продолжать учить самостоятельно, осуществлять возможные решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки. Продолжать учить делать обобщения. Активизировать в речи детей слова: притягивает, магнитные силы, магнитное поле.
Публикация «Конспект НОД по исследовательской деятельности в подготовительной группе „Волшебные свойства магнита“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Развивающие: Развивать познавательную активность ребёнка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита; речь, внимание, логическое мышление, любознательность.
Воспитательные: Воспитывать желание приходить на помощь другим.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественная литература».
Оборудование и материалы: Письмо; волшебная варежка; рабочие листы со схемой; металлические, пластмассовые, стеклянные, деревянные предметы; магниты, ёмкости, песок, стакан с водой, картон.
Техническое оснащение: Проектор.
Предварительная работа: Чтение сказки «Иван Царевич и Василиса Прекрасная», «Василиса Премудрая», «Красная шапочка», «Незнайка», «Простоквашино»; игры с магнитной доской и магнитными буквами; рассматривание различных видов магнитов; игры с магнитом в центре экспериментирования «Рыбалка», «Бабочка»; исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?».
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и улыбнёмся им.
2. Проблемная ситуация:
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите сказки. Я тоже люблю сказки, в них всегда есть волшебство и загадка.
- К нам из волшебной сказочной страны пришло письмо от сказочных героев.
- Хотите узнать, что в нём?
- Волшебное письмо можно взять волшебной рукавичкой. (Беру письмо).
- Вы разгадали моё волшебство? Как с точки зрения науки объяснить моё волшебство? (Догадки детей).
- Скажите что такое магнит? (Предмет, притягивающий изделия из металла).
-Какой он на ощупь? (Твёрдый, холодный, гладкий, тяжёлый).
- Ребята предметы, которые притягивает магнит как называются? (Магнетическими).
- А предметы, из каких материалов магнит не притягивает? (Дерево, ткань, пластик, резина, бумага, стекло).
-А эти предметы, какие? (Не магнетическими).
Свойство магнитов, притягивать предмет, называется магнитной силой.
Я не буду раскрывать свой секрет, а предлагаю вам провести испытание магнита и доказать свои догадки.
-Ребята давайте пройдём в лабораторию «Любознайка», где мы узнаем много интересного и станем настоящими волшебниками. (Проходят за столы).
Воспитатель: - Дети перед вами лежит тарелочка с предметами.
- Положите в жёлтую тарелочку те предметы, какие вы, считаете, что магнит притягивает?
- А теперь возьмите магнит и проверьте свои предположения?
Воспитатель: - Дети перед вами лежат схемы в них нарисованы предметы, а в середине магнит, который обладает магнетизмом, т. е. может притягивать предметы.
Проведите красной стрелочкой к магниту те предметы, какие притягиваются.
Воспитатель: Спросить у детей какой предмет они обвели.
3. Экспериментальная деятельность детей :
Воспитатель: Что ж, давайте заглянем в рукавичку и конверт и проверим, правильны ли были ваши предположения (обнаруживаем магнит в рукавичке и конверте).
- Пора узнать содержимое письма. Просьба о помощи от Ивана Царевича: «Дорогие ребята, мне нужна ваша помощь! Мою невесту Василису Прекрасную похитил и держит в темнице Кощей Бессмертный. Чтобы вызволить и победить Кощея, нужен меч кладенец, который хранится на дне глубокого колодца, наполненного водой. Я не знаю, как достать меч и прошу вашего совета, помогите» (Дети высказывают свои предположения).
Воспитатель: Давайте проведём опыт и узнаем, действует ли магнитная сила в воде
(В стакан с водой опускаем скрепку, привязываем магнит к нитке, опускаем, достаём).
Вывод: Магнит сохраняет свои свойства в воде. Пошлём Иванушке посылку с магнитом. А выводы занесите в лист наблюдения.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Воспитатель: - Ребята давайте снова заглянём в письмо, ой следующая просьба от Василисы Премудрой «Маленькие мои друзья, меня похитила Баба Яга. Она нашла камень волшебный, притягивающие металлические предметы и не отпускает меня, пока я ей не расскажу про этот камень. Очень интересует, её вопрос как он появился, и для чего нужен?».
Видеофильм: История магнита, и для чего он нужен.
Воспитатель: - Ну что вы запомнили, откуда появился магнит?
Значит, отправим наш фильм Василисе Премудрой по адресу «Дремучий лес, в избушку на курьих ножках».
Воспитатель: - Посмотрим, что же дальше написано в письме.
«Здравствуйте, ребята. Я заблудилась. Отправила меня мама к бабушке отнести ей пирожки и горшочек с маслом, велела никуда не сворачивать, а идти только на юг, но я сбилась с пути. Помогите мне, пожалуйста, найти направление на юг и добраться до бабушки?».
Воспитатель: - Ребята, как вы считаете, чем мы можем помочь Красной Шапочке? (Высказывание детей).
- Конечно, молодцы, ей поможет компас.
-А для чего изобрели люди компас?
Дети: Для того чтобы узнать направление сторон света и он необходим путешественникам, туристам, чтобы они не потерялись в горах в лесах, в пустынях, в морях.
Воспитатель: - Правильно. А давайте мы не только поможем Красной Шапочке найти дорогу, но и сами узнаем о том, как устроен компас.
Видеофильм: о компасе.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете какая же самая главная часть компаса?
Дети: Это намагниченная стрелка, поставленная на остриё и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета: синяя стрелка показывает на север, а красная – на юг.
Воспитатель: - А хотите мы с вами попробуем, изготовить компас.
Скрепка натираем о магнит. В контейнер с водой опускаем листок на него кладём намагниченную скрепку.
Сколько вы не переворачивали диск, скрепка всё равно будет, останавливается в определённом направлении.
Попробуйте повернуть диск и, посмотрим, что произойдёт.
Дети: Стрелка возвращается и указывает на север.
Воспитатель: - Давайте, сравним с настоящим компасом, что вы увидели?
Дети: Стрелка компаса показывает в том же направлении, что и намагниченная скрепка – на север. Значит, у нас получился настоящий компас.
Воспитатель: - Молодцы, вы настоящие изобретатели. Ну что отправим компас Красной Шапочке?
Воспитатель: Ребята давайте снова заглянём в письмо, ой следующая просьба от Незнайки. Вот какой интересный случай произошё л у Незнайки: как-то раз, когда он загорал на берегу ручья, который коротышки называют Огурцовой рекой, он по рассеянности потерял в песке ключи от своего домика. Как же их найти посоветуйте Незнайке?
Воспитатель: - Как вы думаете как можно отыскать ключи в песке?
Дети: Можно руками поискать в песке; можно внимательно посмотреть, можно магнитом провести по песку, ключи железные они и притянутся.
Воспитатель: Молодцы. А теперь пойдёмте и проверим правильно ли наше предположение?
- Возьмите контейнер с песком и магнит; и повадите магнитом над песком.
Приступайте. (Дети проводят над песком магнитом, и к нему притягиваются железные предметы, спрятанные под песком).
Воспитатель: Дети расскажите, что вы сделали и что получилось?
Ребё нок: Я провёл магнитом над песком и к нему притянулся ключ, спрятанный в песке. Значит магнитные силы проходят через песок.
Вывод: магнитные силы проходят через песок.
Пошлём Незнайке посылку с магнитом. А выводы занесите в лист наблюдения.
Воспитатель: Ребята давайте снова заглянём в письмо, ой следующая просьба от Дяди Фёдора. Пишет нам Дядя Фёдор, что он собрался ехать на машине в деревню Простаквашино на летние каникулы, а машина у него не заводится. Помогите ребята завести мне машину.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как можно завести бумажную машину с помощью магнита?
Дети:
Надо на дно машины закрепит магнит, поставить её на лист картон, а под лист картона магнит и двигать магнит. Машина будет двигаться по картону.
Воспитатель: - Приступайте к проведению опыта.
- Расскажите, что вы сделали и что получили.
Дети: - Машины двигаются.
Воспитатель: - А почему?
Дети: - Внизу у машины тоже есть магнит. Магнит притягивает магнит.
Воспитатель: - Что двигает машины? (магнитная сила).
-Правильно, магнитные силы оказывают своё волшебное действие.
-Какой мы можем сделать вывод?
-Магнитная сила проходит через картон.
Вывод: магнитные силы проходят через картон.
Пошлём Дяде Фёдору посылку с магнитом. А выводы занесите в лист наблюдения.
Воспитатель: - Дети давайте ещё раз вспомним, через какие предметы действует магнитная сила? (Через воду, песок, картон, ткань).
Воспитатель: Дети вы сегодня молодцы! Помогли всем сказочным героям.
- Узнали много нового. Скажите какому сказочному герою вам больше всех понравилось помогать? А какой опыт вам понравилось проводить? А что ещё вам понравилось и больше всего запомнилось?
Воспитатель:
- А сказочные герои за ваши старания прислали вам подарок-диск с мультфильмом «Лунтик и его друзья» о магните. Я приглашаю вас на просмотр мультфильма.