Галина Лодочникова
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебные свойства магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.
Задачи:
Образовательные:
формировать у детей элементарные представления о свойствах магнита;
учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;
активизировать словарь детей.
Развивающие:
развивать любознательность, интерес к познавательной деятельности;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Волшебные свойства магнита“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
Воспитательные:
воспитывать самостоятельность, коммуникативные навыки общения и навыки сотрудничества.
Материалы и оборудование:
магниты, предметы, сделанные из разных материалов, стаканчик с водой, листы бумаги, скрепки, тарелочка с песком, очки, металлические опилки, картон, картина с изображением поляны, бумажные бабочки и ромашки, магнитная доска
Предварительная работа:
беседы по прочитанному из детской энциклопедии «Почемучка»: Что такое подземные богатства? Из чего делают железо? Что внутри шахты?; использование детьми в свободной деятельности дидактических игр «Рыболов», «Магнитная касса цифр и букв», «Магнитная геометрическая мозаика»
Интеграция образовательных областей:
познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие
Виды детской деятельности:
познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная
Планируемый результат:
интерес к экспериментальной деятельности, желание участвовать в познавательном процессе
Ход занятия
1ч. Организационный этап
Педагог собирает детей вокруг себя:
- Ребята, вам нравится всё чудесное и необычное? А кто творит чудеса? Как вы думаете: какой предмет помогает волшебникам? К сожалению, у нас нет настоящей волшебной палочки, но зато у нас есть предметы, которые могут творить чудеса. А что это за предметы, вы постарайтесь догадаться. Занимайте места, я расскажу вам одну старинную легенду.
2ч. Практический этап
Жил в горах пастух Магнис. Пропала однажды у него овца. Прихватил он свой посох и отправился искать её. Шёл, шёл и попал в одно место: там повсюду лежали голые тёмные камни. Вдруг Магнис заметил, что его сандалии, подбитые железом и посох с железным наконечником стали прилипать к этим камням. Нагнулся Магнис, потрогал камни рукой – сухие и к руке не липнут. Перевернул Магнис свой посох деревянным концом вниз – не притягиваются камни. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Набрал Магнис этих тёмных камней и принёс домой. Он понял, что эти странные камни не признают никаких других материалов кроме железа. С тех пор эти необычные камни стали называть «камнями Магниса» или … А вы уже догадались как? (ответы детей)
- У меня на подносе - магниты разной формы и размера. Возьмите любой из них и расскажите, какой он на ощупь. (Ответы детей).
«Вот перед вами обычный магнит,
Волшебные свойства в себе он хранит»
- Хотите узнать, что это за волшебные свойства? (Ответы детей)
- Пройдите к столам.
Опыт 1. Какие предметы притягивает магнит
- Дети, перед вами лежат предметы, сделанные из разных материалов. Подносите к ним по очереди магнит и определите, какие из них притягиваются.
- Илона, что у тебя притянул магнит? А у тебя, Аня? А что у Дианы?
- Почему эти предметы магнит притянул?
- А какие предметы не притянул? А почему?
- Какой вывод можно сделать? (магнит притягивает к себе только железные предметы).
- Это и есть волшебное свойство магнита – притягивать к себе только железные предметы.
Задачка на сообразительность (на экспериментальном столике)
- У меня в песке - скрепки. Как их можно быстро собрать?
- Почему вы решили, что можно магнитом? (Магнит притягивает всё железное, а скрепка железная).
Опыт 2. Магниты действуют на расстоянии
- А сейчас давайте выясним, как магниты ведут себя с железными предметами на расстоянии.
- У вас на листе бумаги проведена линия, положите на неё скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит.
- Что произошло? (Ответы детей). А теперь держите магнит над скрепкой и потихоньку опускайте его. Что вы увидели? (Ответы детей).
- На каком-то расстоянии от линии скрепка вдруг «скакнула» и прилипла к магниту. Какой вывод можно сделать? (Ответы детей).
- Да, магнит действует на железные предметы даже на расстоянии. Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали «магнитным полем».
Задачка на сообразительность. (Вызываю двух детей для демонстрации опыта).
- Налейте в стаканчики немного воды и бросьте несколько гвоздиков (шурупов). Как, не замочив рук или каких-нибудь других предметов, вытащить гвоздики из воды? (Ответы детей).
- Правильно, магнитом, используя его свойство действовать на расстоянии.
Динамическая пауза.
- Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.
Встаньте вокруг меня в круг. Я буду магнитом, а вы – различными предметами. Какими – я буду вам называть. Будьте внимательны: вы должны приближаться ко мне только тогда, когда я буду называть предметы, сделанные из железа.
Опыт 3. Магнитные свойства можно передать обычному железу (опыт провожу вместе с детьми)
- Продолжаем наш разговор о свойствах магнита. Сейчас мы проведём опыт со скрепками и посмотрим, может ли скрепка сама стать магнитом.
- Я к магниту подвешу скрепку. Она что делает? (Притягивается). Сделайте так же. К этой скрепке я подношу аккуратно вторую. Попробуйте и вы. Что произошло? Верно, она притянулась к первой. Давайте возьмём ещё одну скрепку и поднесём её ко второй. Всё делаем очень аккуратно. Образовалась цепочка из скрепок. А сейчас я возьму первую скрепку и осторожно уберу магнит. (Дети повторяют за воспитателем). Смотрите: цепочка не сломалась. Как вы думаете: почему? Скрепки притягиваются друг к другу потому, что пока находились рядом с магнитом, намагнитились и сами стали магнитами. Но скрепки обладают магнитными свойствами недолгое время. Совсем скоро они распадутся и станут обычными. То же самое произойдёт с гвоздиками, иголками, если они некоторое время побудут в магнитном поле.
- Так может скрепка сама стать магнитом?
- Итак, делаем вывод: магнит может передавать свои магнитные свойства железным предметам.
- А сейчас я покажу вам магнитное поле. Ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. (Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики). Магнитное поле мы можем почувствовать, но не можем видеть. Как же нам сделать его видимым? Очень просто! Надо насыпать на картон немного металлических опилок. Если теперь поднести снизу картона магнит, то опилки «оживают». Они топорщатся, рисуют узоры. Если положить магнит полностью под пятно с опилками, можно заметить, что все опилки расположились вокруг магнита по определённым линиям. Это и есть линии магнитного поля.
3ч. Итог
Воспитатель собирает детей вокруг себя.
- Вам понравилось проводить опыты с магнитами? Давайте ещё раз назовём его волшебные свойства. Я начну, а вы продолжите.
- Магнит притягивает только …
- Магнит действует …
- Магнит передаёт свои свойства …
- Если вам сегодня было интересно, если вы хотите познакомиться с другими свойствами магнита, украсьте эту зелёную полянку бабочками и цветами (на магнитной доске – картина с изображением зелёной поляны, дети берут цветы или бабочек и с помощью магнитов украшают картину).