Папки-передвижки

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему «Народные художественные промыслы» (1 фото)

Анжелика Александрова
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему «Народные художественные промыслы»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

Образовательные:

Конкретизировать имеющиеся у детей представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслах.

Формировать умение находить и выделять характерные особенности видов народного декоративно-прикладного творчества.

Развивающие :

Развивать интерес к искусству, эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений декоративно-прикладного искусства.

Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему „Народные художественные промыслы“» размещена в разделах

Развивать умение создавать узоры по мотивам народных росписей.

Закрепить приемы рисования пластилином в технике мазка, «капельки», спирали, травинки, завитков, волнистых линий.

Развивать творческую активность и интерес к рисованию пластилином.

Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

Воспитывать любознательность, умение внимательно слушать, смотреть, отвечать на вопросы.

Воспитывать самостоятельность, умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения элементов узора.

Методы и приемы:

Игровые приемы, приемы наглядного моделирования, создание проблемных ситуаций, словесные пояснения, вопросы, практические методы.

Интеграция компонентов содержания:

область «Познавательное развитие» - Развивать умение созерцать предметы. Систематизировать представления детей о декоративно-прикладном искусстве.

область «Речевое развитие» - Развивать умение естественно, выразительно рассказывать художественные произведения. Развивать построение высказывания. Воспитывать культуру речевого общения.

область «Социально-коммуникативное развитие» - Расширять представления о Родине – России. Развивать сообразительность, закреплять умение согласовывать свои действия с действиями других участников игры.

область «Художественно-эстетическое развитие» - Продолжать развивать декоративное творчество детей. Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов. Использование художественного слова о народных промыслах, пословиц, поговорок.

область «Физическое развитие» - развитие двигательной активности, мелкой моторики рук.

Оборудование:

Ноутбук в группе, ноутбук и видеопроектор в зале, видеописьмо от Деда-Всеведа, презентация «Мастерами славится земля», иллюстрации и изделия дымковского, хохломского и гжельского народного творчества, дидактическая игра «Разрезные картинки», материал для рисования пластилином по стеклу (пластилин, стекло с нанесенным контуром посуды, салфетки, белые листы). Аудиозапись русских народных песен.

Ход:

группе звучит аудиозапись русской народной песни)

Воспитатель: - Дети, посмотрите друг на друга. Какие мы красивые! Ребята, а давайте пожелаем себе хорошего настроения.

Здравствуй, солнце золотое (круговое движение руками)

Здравствуй, небо голубое (руки вверх, подняться на носки)

Здравствуй, вольный ветерок (покачивание поднятыми руками)

Здравствуй, маленький дубок (руки вперед)

Мы живем в родном краю (взяться за руки)

Всех я вас приветствую!

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу должен приехать Дед-Всевед, но что-то он опаздывает. А может он уже здесь, только мы его не видим. Давайте поищем. (Дети ищут) Раздается тихий стук, и в дверь осторожно просовывается большой конверт. Воспитатель выглядывает за дверь, там никого нет. Обращается к детям:

Что за чудеса за дверями никого нет, а конверт нам передали! На нем и адрес имеется. Давайте посмотрим, что в конверте находится (находят флешку).

Ребята, я поняла. Это ж видеописьмо, давайте его посмотрим (дети подходят к ноутбуку и смотрят видеописьмо) :

«Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Дед-Всевед. Мне очень хотелось к вам прийти, но, к сожалению, дорога до вас дальняя. Я слышал, что вы из подготовительной группы! И наверняка вы знаете, в какой стране вы живете! А вы знаете, чем славится наша страна? Что умеют делать наши талантливые, трудолюбивые люди (мастера? А вы хотите узнать это? Отлично! Поэтому, я попросил самых лучших мастериц из тех мест нашей большой страны, где в давние времена появились и дошли до наших дней народные промыслы, прийти к вам. И я думаю, что вам нужно поторопиться и пройти в зал (дети с воспитателем проходят в зал)

В зале расположены флаг России и карта России с отмеченными флажками местами народных промыслов (флажки с цифрами 1 2 3).

Воспитатель: Ребята, что это?

- Да, так выглядит наша страна на карте. Видим мы здесь леса и горы, реки и озера, города и села, (обращает внимание на флажки) Посмотрите, первый флажок находится к северу от Москвы, в город Киров, что на реке Вятке.

Появляется мастерица (роль мастерицы играет мама Димы Т.)

Мастерица: Здравствуйте, ребята! Очень долго я шла к вам! Наша Дымковская слобода славится своими мастерами, своими игрушками. Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – Дымка. Откуда же такое удивительное название?

Глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.

Берет мастер мягкий кусок глины и начинает лепить из нее фигурку

Затем фигурку надо высушить

Затем отправить в печь – обжигать

После обжига фигурку покрывают мелом

И только потом расписывают яркими красками

А узоры очень простые: круги, точки, волнистые и прямые линии, клетка. Все цвета - яркие.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Вот такие красочные игрушки выходят из рук мастериц

(предлагает рассмотреть иллюстрации дымковских игрушек, сопровождая показ стихотворениями)

Мастерица: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем:

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

(изображает различные движения, а дети повторяют за ней).

Мастерица: Какие вы молодцы! Я к вам пришла не с пустыми руками, я вам принесла в подарок наши дымковские игрушки. (достает из платка игрушки, выставляет их на стол)

Воспитатель и дети благодарят мастерицу и предлагают остаться.

Воспитатель: посмотрите ребята, второй флажок находится в заволжских лесах, находятся села, где возник еще один вид народного декоративного искусства – Хохлома. Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищенное - ОХ! И восторженное АХ!

Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество?

Появляется вторая мастерица (роль мастерицы играет мама Златы А.) Мастерица: Здравствуйте, ребята!

Разное рассказывают старики. Говорят, будто полторы тысячи лет назад поселился в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол, да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-Жар. Он ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Вот, мол, откуда пошла на Руси золотая посуда.

Это, конечно, сказка.

На самом деле давным-давно жил мастер икон, который очень хорошо рисовал иконы, но душа художника была в природе, живой жизни. Мастер поселился в глухих Керженских лесах и стал заниматься промыслом : делать чаши, кухонную утварь, украшая их видами природы – цветами, ветками, листьями, травой, ягодами, рыбами, птицами. Слава о мастере быстро разнеслась по земле, у него появились продолжатели его ремесла.

В старину люди ели из деревянной посуды. В селах в окрестностях Хохломы искусные мастера делали деревянную посуду, затем просушивали, покрывали металлическим алюминиевым порошком, расписывали красками, ставили в печь для обжига. Затем покрывали лаком и снова просушивали в печи.

Краски становились звучными, яркими, а серебряный порошок превращался в золотой, поэтому эту роспись называют золотой хохломой.

А отвозили эту посуду продавать на ярмарку в большое село Хохлома По названию этого села и посуду стали называть хохломской.

Ветка плавно изогнулась

И колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым

Земляника цветом алым.

Засияла, поднялась,

Сладким соком налилась.

А трава, как бахрома,

Золотая хохлома!

А здесь вы видите элементы росписи: осочки, завитки, капельки, кустики. (сопровождает показом и предлагает ребятам на выбор выполнить один из элементов росписи, используя картонные шаблоны посуды и гуашь)

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша хохлома.

Песня «Расписные ложки» (исполняют дети с музыкальным руководителем и мастерицей)

Мастерица: Ребята, я несла вам картинки, но, к сожалению, уронила, и все перепутала, вы мне не поможете собрать из этих частей целые картинки?

Игра «Разрезные картинки»

Мастерица: А еще у меня для вас есть подарок от наших мастеров, вот такие доски с нашей хохломской росписью.

Воспитатель: Спасибо тебе, мастерица, оставайся с нами, передохни с дороги.

Ребята, вы тут собрали целое из частей давайте с вами посмотрим, где же тут хохлома? А есть ли тут дымковские игрушки? А это что за сине-голубое чудо? Давайте ка посмотрим на карту, кажется Дед-Всевед нам еще один флажок оставил на ней.

(входит третья Мастерица, роль которой исполняет мама Кирилла Н.)

Мастерица: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Здравствуй, девица. Кто ты и откуда к нам пришла?

Мастерица: Я пришла, чтобы пригласить вас в сине-голубую сказку.

«В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, весёлые и красивые мастера. Нашли они в родной сторонке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё посуду разную, да такую, какую свет не видывал.

Пошли как-то раз девушки, живущие в селе Гжель, полоскать бельё на реку. А в небе речка отражается. Река синяя - и небо в ней… синее.

Показали они мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти.

Слава и красота гжельского изделия разнеслось по всему миру. За что гжель нравится всем? Чем она отличается? Да прежде всего своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий.

Умельцы рисуют узор серой краской. Затем обжигают в горячей печи, и серая краска на посуде от сильного жара, загорается ярко синим цветом.

Стали мастера своё умение показывать. У одного сахарница чудесная: ручки по обе стороны, а на крышке птица райская красуется.

Другой мастер посмотрел на сахарницу, подивился, а сам вылепил девицу, что в виде вазы сделана.

Третий мастер подивился такой красоте, а сам ещё лучше придумал: слепил он супницу в виде чудо - рыбки. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавником потряхивает

Полюбилась всем людям посуда. Стали называть они ее «Сказочная гжель»

И по сей день жив город Гжель, и уже праправнуки мастеров и их дети продолжают традицию, лепят и расписывают гжельскую посуду.

Белый чайничек из Гжели вам запомнится навек.

Неужели – неужели это сделал человек!

А вот посмотрите, какие кувшины и квасники

Животные и птицы

Невиданной красы

А вот как расписывают гжельскую посуду: используют линии, точки, бордюры, капельки (сопровождает показом и предлагает ребятам на выбор выполнить один из элементов росписи, используя картонные шаблоны посуды и гуашь)

А это, ребята, гжельская роза. Ребята, а в жизни розы бывают синего цвета? (нет не бывают). Наверное, это сказочная роза и попала она в гжель сказочным путём. Но как? Хотите послушать? (да).

«Сказка о гжельской розе».

Представьте себе, что в далёкой-далёкой стране, где царило вечное лето, в саду у одного купца росло много розовых кустов. И розы на них цвели самые разные – и красные, и розовые, и белые. Эти розы посадила жена купца, ухаживала за ними, поливала их, спасала от сорняков, и розы от этого цвели ещё пышнее, пахли ещё душистее.

Вот однажды купец собирался уезжать в далёкие края за разными товарами. Он решил съездить в Россию, потому что прослышал, что в самом сердце России, недалеко от Москвы, в селе Гжель делают очень красивую посуду. Вот за ней-то и отправился купец.

Когда жена провожала его в дорогу, она подарила ему розу и сказала: «Эта роза никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя». Так и путешествовала роза вместе с купцом.

Приехал купец в Россию, а тут наступила зима. Стало холодно, но роза не завяла. Ведь жена обещала купцу, что роза не завянет. Только она от мороза посинела, замёрзла вся. Увидели эту розу гжельские мастера и удивились, что цветок такой необычный. И сразу же захотели его нарисовать на своих изделиях. А потом купец эту посуду с нарисованными розами увёз и подарил жене.

Воспитатель: Спасибо тебе, Мастерица, что ты пришла к нам и рассказала о вашем народном творчестве

Мастерица: Я пришла к вам не с пустыми руками, принесла подарок наших мастеров (достает из платка посуду гжельскую).

(дети благодарят)

Воспитатель: Спасибо вам, дорогие Мастерицы, что вы к нам пришли и рассказали о своих промыслах. (Дымка, хохлома, гжель). Только добрые и веселые, талантливые, трудолюбивые люди могут создавать такие замечательные, красивые и сказочные вещи. О труде, мастерстве у нашего народа есть много пословиц и поговорок. Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки о труде и мастерстве?

Без терпенья нет уменья.

Без труда жить - только небо коптить.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Глаза боятся, руки делают.

Дело мастера боится.

За много дел не берись, а в одном отличись.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Не говори, что делал, а говори, что сделал.

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

Уменье и труд все перетрут.

В большом деле и маленькая помощь дорога.

Делу время - потехе час.

Воспитатель: Ребята, Дед-Всевед оказывается нам еще и видеописьмо отправил, давайте его откроем и посмотрим. И сделаем так, как нам скажут в этом письме.

Видеофизминутка

Воспитатель: Ребята, что-то мне подсказывает, нам надо в группу спешить, что-то там случилось! (идут в группу)

Воспитатель обращает внимание детей, что кто-то плачет. Подходят к избушке в Центр речевого развития. В избушке плачет кукла-бабушка (роль бабушки играет мама Матвея Ц.)

Воспитатель: Здравствуй бабушка!

Бабушка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут бабушка Настя.

В тихом Подмосковье речка Гжель бежит.

Вдоль этой речушки деревенька стоит.

Резные оконца на крыше конёк,

Из чистого колодца водицы глоток.

Заросли ивы вдоль речки бегут,

Умельцы в той деревеньке живут.

Расписную посуду они мастерят,

Синим по белому творят.

Воспитатель: Кажется, мы с ребятами поняли, ты пришла к нам из городка Гжель, где живут внуки и правнуки мастеров, которые расписывают посуду.

Бабушка: Правильно! (начинает опять плакать)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, мне кажется, что бабушка чем-то опечалена.

Бабушка: Ребята, на нашу деревню налетел ветер и забрал с нашей посуды все узоры. В домах сразу стало темно и тоскливо. Я узнала, что в вашем садике в подготовительной группе ребята нам смогут помочь и приехала к вам просить о помощи. Привезла вам изображения нашей посуды.

Воспитатель: Поможем бабушке? Ты, бабушка, посиди, отдохни с дороги.

Бабушка: Спасибо мои дорогие ребята, я знала, что вы поможете нам.

Воспитатель: А сейчас, ребята, я вам предлагаю тоже побывать в сказке. И превратиться в искусных мастеров. И распишем мы сегодня посуду гжельской росписью, но по-особенному, не краской, а пластилином.

(приглашает ребят к столам для работы)

( дети садятся за столы: на столах доски для лепки, пластилин, салфетки, стеки, силуэт подноса из белого картона)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, перед вами силуэт посуды, нарисованный на стекле. Скажите, у кого какая посуда (дети называют). Скажите, а чем гжельская посуда отличается от другой посуды? (отвечают)

А теперь давайте вспомним с вами, какие узоры и элементы используют гжельские мастера? (дети называют)

Хорошо!

Как расписывать красками вы уже пробовали. Я вам покажу, как сделать похожие мазки из пластилина. Отщипываем сначала кусочек синего пластилина, потом белого, скатываем шарик, наносим на контур, слегка придавливая, делаем мазок, протягивая пластилин по контуру в нужном нам направлении.

Ребята, для выполнения узора вы можете взять пластилин голубого цвета, либо взять синий и белый, хорошенько их смешав, вы тоже получите голубой цвет. (дети пробуют смешивать пластилин, отщипнув от каждого цвета по маленькому кусочку)

Завиточек можно сделать с помощью тоненьких колбасок.

Ребята, техника понятна? Тогда под русско-народные напевы предлагаю вам взяться за дело.

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям свободу в творчестве, оказывая индивидуальную помощь. В конце занятия воспитатель предлагает добавить работы ребят на выставку. Дети устанавливают свою «посуду» и выбирают понравившуюся. Воспитатель хвалит каждого, отмечая его успехи.

Бабушка Настя: Спасибо, дети, за ваши сердца добрые да за руки золотые! Потрудились вы на славу! Вижу я, что вы и вправду умелые ребята. Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут! Кстати, там уж и самовар вскипел, я приглашаю детей и гостей на чай с сушками, бубликами, конфетами.

Воспитатель: Пришло время расставаться. До новых встреч!

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему «Народные художественные промыслы»
Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Грибы прячутся в траве» .

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Горшок каши» в первой младшей группеКонспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Горшок каши» в первой младшей группе Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Горшок каши»в 1 младшей группе. Задачи:Формировать умение.

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Радуга-дуга» Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Радуга-дуга» Воспитатель: Пачкова Ю. Е. 2016 г. Образовательная.

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в младшей группе «Колобок-румяный бок» Задачи: Образовательные: -дать представление о свойствах теста: мягкое, сминается, легко раскатывается; -научить класть тесто на доску,.

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Снежинка» Цель: Воспитание умения видеть прекрасное в зимнем времени года средствами музыки, художественного слова и изобразительной деятельности.

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «В стране звуков» КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «В стране звуков» Разработала воспитатель.

Конспект организованно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Листопад»Конспект организованно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Листопад» Конспект организованно- образовательной деятельности Возрастная группа: 1 младшая Направление образования и развития (образовательная область):.

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию. Аппликация «Веселый поезд»Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию. Аппликация «Веселый поезд» Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликация)«Веселый поезд".Интеграция образовательных.

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Подснежник» Задачи:1. Учить конструировать подснежник из бросового материала, отображая характерные особенности этого цветка. 2. Повторить сезонные.

Конспект организованно-образовательной деятельности в средней группе по художественно-эстетическому развитию «Весна-красна»Конспект организованно-образовательной деятельности в средней группе по художественно-эстетическому развитию «Весна-красна» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 станицы Должанской муниципального образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему «Народные художественные промыслы»
Опубликовано: 15 сентября 2016 в 06:24
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему «Народные художественные промыслы»» (включая файлы) размещена пользователем Анжелика Александрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД