Ольга Румянцева
Конспект НОД по грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Звук [ж] и буква ж»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по грамоте в подготовительной к школе группе
Тема : «Звук и буква «ж»»
Цель: формирование представлений детей о звуке [ж] и букве «ж», их обозначение на письме
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать умение выделять на слух и различать в чужой и собственной речи звук [ж] и определять его место в слове
2. Закреплять правильное произношение звука [ж]
Публикация «Конспект НОД по грамоте в подготовительной к школе группе на тему „Звук [ж] и буква ж“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
3. Расширять словарный запас, грамматический строй речи детей
Развивающие:
1. Развивать слуховое и зрительное внимание
2. Развивать фонематическое восприятие
3. Развивать мышление, память, речь детей
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к правильному произношению и чтению звуков
2. Воспитывать желание говорить правильно и чётко
Ход ЗВУЧИТ МУЗЫКА
I. Организационный момент.
Вос-ль: Ребята, а вы хотите, чтобы произошло волшебство? Для этого нужно отгадать загадку.
Я живу - не тужу,
Все над ухом жужжу
И детишек бужу.
Дети. Жук.
Вос-ль: Правильно. Вот сейчас я взмахну волшебной палочкой, вы все закроете глаза и мы превратимся в жуков.
Раз, два, три - волшебство к нам приходи! (Одевают на голову маски жуков).
-
Теперь вы все жуки, посмотрите друг на друга. Вот это лесная поляна. (на ковре и на полу лежат вырезанные из бумаги цветы) Жуки очень любят цветы. Они пьют ароматный нектар и питаются цветочной пыльцой. Давайте покажем, как они нюхают цветы. ВОЗЬМЕМ ЦВЕТЫ В РУКИ
ВОС-ЛЬ: Дети, поднесите к носу цветок, представив на миг, что он настоящий, ароматный. Вдохнём через нос этот аромат, выдохнем через рот. Давайте повторим ещё два раза. (дыхательная гимнастика) Молодцы!
Вос-ль: А теперь подуем на цветы. Вдох через нос, губы трубочкой, щёки не надуты.
Дети дуют. цветы разлетаются по поляне.
Вос-ль: Молодцы! (дыхательная гимнастика
-На лесной полянке открылась школа и я сегодня приглашаю вас в школу. на урок
Вос-ль: Ну, а вот звенит звонок, (звеню в колокольчик)
Жуки сядут за урок.
- Присядем на ковёр, скрестив. (дети садятся)на цветы.
- Начинается наш первый урок - грамота.
- Скажите, пожалуйста, каких вы жуков знаете?
Дети: жужелица, божья коровка, жук олень, жук-носорог, слоник, майский жук. бронзовка, колорадский жук, плавунец, скарабей
Вос-ль: Какой звук издают жуки?
Дети: Ж-ж-ж.
Воспитатель: Приложите руку к горлышку. Произнесите звук [ж].Что происходит с ним?
Дети: горлышко дрожит.
Воспитатель: Скажите тогда, каким будет звук [ж]?
Дети: Согласный, твёрдый, звонкий.
Воспитатель: Давайте все вместе произнесём звук [ж].
Хоровое произношение
Воспитатель: А какой буквой обозначается ЗВУК Ж?
Воспитатель: Теперь предлагаю поиграть с вашими пальчиками.
Пальчики соберите в кулачок. Мизинец и большой пальцы разведите в стороны (усы у жука, предлагаю ими пошевелить.
Жук летит, пыхтит, жужжит
И усами шевелит. (показываем и проговариваем вместе со мной)
Вос-ль: Молодцы!
-Теперь попрошу вас всех встать. (дети поднимаются).
ЖУКИ расправьте крылья, лапки. И полетели за столы.
Вос -ль: Всем жукам очень нравится звук [ж]. Это их любимый звук. А так как вы «жуки», вам предлагаю поиграть в игру «Поймай звук».
Вы должны выполнить хлопок над головой, когда услышите звук [ж].
Задание понятно? Будьте внимательными
Начинаем.
Вос-ль: М, Ж, В, Р, Ж, Л, Ж, П,С,Ж. К, З,Ж
Вос-ль: Теперь сложнее, услышать слог с этим звуком. жа, ва, ло, жо, ду, жу. не, же,зи, жи.
Вос-ль: Молодцы! Какой у жуков хороший слух!
Следущая игра «измени слово»
я буду произносить слова, а вы будете заменять первый звук, звуком ж
печь –жечь, мало – жало,весть –жесть. бетон – жетон. пакет –жакет, пучок – жучок. лук – жук месть – жесть. веня –женя
-сейчас мы сделаем звуковой анализ слова жало (работаем с конвертами)
-сколько слогов в этом слове
-на какую букву падает ударение
-какой звук ударный
-сколько букв в этом слове
-сколько звуков в этом слове
расскажите про первый звук в этом слове
ж –согл. звонкий. твёрдый (синим)
а - гласная
л – согласная твёрдая звонкая
о – гласная
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Высоко летает жук
Низко опускается
Опять быстро он летит
И жужжит жужжит жужжит
Замедляет свой полёт
И садится на цветок
-У жуков,как и у людей, бывает переменчиво настроение.
Предлагаю вам произнести чистоговорки с разным настроением
Жа-жа-жа - мы видели ежа. Произнесите её (радостно)
Жи-жи-жи - у камней ежи. Произнесите её (грустно)
Жу-жу-жу - молока дадим ежу. Произнесите её (удивлённо)
Воспитатель: Оказывается, одну и ту же фразу может каждый произнести по-разному. Молодцы!
воспитатель: Вы любите играть в прятки?
Звук [ж] тоже любит эту игру. Вам нужно снять картинку и сказать, где спрятался звук [ж] : в начале, в середине или в конце слова?
Дети подходят к доске Ответы детей
Воспитатель: Жучки мои, а сейчас расскажите, чем мы сегодня
занимались? (ответы детей)
Что вам понравилось?
Какие задания показались наиболее сложными?
А мне понравилось как вы сегодня все дружно и активно работали.
Воспитатель:-А теперь я взмахну волшебной палочкой, вы закроете глаза и превратитесь в людей
Раз, два, три - волшебство к нам приходи! (снимают маски).
На память о нашем занятии я хотела бы подарить картинку-раскраску.
Вам нужно будет раскрасить места только с буквой Ж, чтобы получить изображение. А кто у вас получился, вы потом мне расскажите