Олеся Ситдикова
Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Заяц Коська и родничок»
▼ Скачать + Заказать документы
Оборудование: Карточка с зашифрованными словами, листы бумаги определенного размера, планы и схемы для прокладывания маршрута, математические картинки, наборы картинок, объединенных общим сюжетом «Вода в природе».
Образовательная область «Познание». Формирование элементарных математических представлений, целостной картины мира, расширения кругозора детей. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в средней группе „Заяц Коська и родничок“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Заяц, зайчонок. Все о зайцах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Образовательная область «Безопасность». Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
Образовательная область «Социализация». Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Образовательная область «Чтение художественной литературы». Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Образовательная область «Художественное творчество».Развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.
Образовательная область «Физическая культура». Формирование у детей потребности к двигательной активности и физическом совершенствовании.
Словарная работа: лужица, зимний пейзаж, туман, карта.
Методические приемы: обследование наглядности (рассматривание план-карты, рисунка); словесный метод (беседа, указания, пояснения, художественное слово); практический (расшифровка слова, работа по планам и схемам, раскрашивание рисунка для Коськи); эвристический (развитие находчивости и активности); мотивационный (стимулирует активность детей за счет проблемной ситуации в ходе занятия); метод «жеста руки», игровой, наглядный, репродуктивный.
План занятия:
I. Организационный момент (3 минуты).
II. Основная часть (20 минут).
III. Физкультминутка (4 минуты).
IV. Заключительная часть (4 минуты).
V. Итог занятия (2 минуты).
Ход занятия:
Часть 1
I. Организационный момент: игра «Найди свое место»
Детям раздаются картинки, и предлагается следующая инструкция.
Воспитатель: Внимательно рассмотрите картинку, которая вам досталась, и объединитесь в несколько групп так, чтобы в каждой группе были собраны картинки, в которых есть что-то общее.
Для данного занятия я предлагаю картинки, которые имеют отношение к теме занятия:
• лужица – море – река – озеро – пруд - любой природный водоем;
• снег (зимний пейзаж) – река подо льдом (может быть ледоход на реке) – снеговик – сосулька;
• облако или тучка – пар, поднимающийся над чашкой с горячим чаем – туман над рекой или лугом.
Дети должны кратко объяснить свой выбор.
II. Основная часть:
Для того чтобы узнать тему занятия, каждая группа должна расшифровать предложенное ей слово.
Каждой из трех образовавшихся подгрупп предлагается карта с зашифрованным словом.
Воспитатель: На ваших столах – зашифрованные слова. Чтобы прочесть их, сначала нужно решить примеры. Возле каждого примера стоят разные буквы. Буква записывается в клеточку с номером, которой совпадает с ответом примера.
1 2 3 4 5 6
5 - 2 = … Д 5 + 1 = … К
7 - 2 = … И 2 + 2 = … Н
4 – 3 = … Р 6 – 4 = … О Слово «Родник»
1 2 3 4 5
10 – 5 = … О 2 +1 = … Е
5 – 3 = … З 6 – 5 = … О
2 + 2 = … Р слово «Озеро»
1 2 3 4
3 + 1 = … А 5 – 3 = … Е
6 – 5 = … Р 7 – 4 = … К слово «Река»
Итак, наше сегодняшнее занятие о воде, а точнее о том, что у воды есть удивительное свойство: она может быть и жидкой, и твердой, и в виде пара, и еще может превращаться из одного своего состояния в другое. Для того чтобы лучше понять это, мы отправимся в путешествие вместе с героем сказки «Заяц Коська и родничок».
Часть 2
Путешествие Коськи
Воспитатель: Однажды заяц Коська ходил по лесу и скучал: не с кем было ему поиграть. «С кем же мне побегать наперегонки?» - спросил Коська. И вдруг услышал чей-то тоненький, звонкий, чистый голосок: «Поиграй со мной!» «Кто ты? – удивился Коська. – Кто это со мной разговаривает?» - «Это я, родничок». И Коська увидел у своих ног не большую ямку, а в ней маленький, чистый родничок, бьющийся из-под земли. «Что ты? – сказал удивленный Коська. – Ты же из воды. Разве вода бегает?» - «Конечно, - ответил родничок. – Мне уже тесно в этой ямке, сейчас я убегу из нее». Родничок выплеснулся за край ямки и побежал по земле веселой струйкой. Коська побежал за ним.
Сначала родничок часто терялся в траве. А потом он встретил несколько своих братьев – других родничков – и вот уже по земле бежит быстрый ручеек.
Сначала родничок повстречал двух своих братьев, потом еще трех, потом еще одного. Из скольких родничков образовался ручеек?
Ребята, что я вам только что сказала?
Закрепляем понятие «задача» - где есть: условие, вопрос, решение и ответ.
Воспитатель: А теперь найдите на своих столах листочек бумаги квадратной формы и запишите на нем решение задачи.
Одного ребенка можно вызвать к доске, чтобы он записал решение, а вся группа проверила его правильность.
Воспитатель: Испугался заяц Коська : вдруг потеряется родничок среди своих братьев. Окликнул он его, и родничок отозвался : «Я здесь, Коська. Догоняй!» долго бежал Коська за родничком и добежал до большой реки, в которую впадал ручеек. «Родничок? Где ты?» - позвал Коська своего друга. «Я здесь, - откликнулся родничок, и его голубая головка показалась где-то на середине реки, - теперь я вместе с рекой отправляюсь к далекому морю». - «А можно и мне с тобой?» - спросил Коська. «Нет, Коська, слишком далек путь, - ответил родничок. – А тебе уже пора возвращаться домой». - «Но мне так жаль расставаться с тобой, - загрустил Коська. – Мы так весело бегали наперегонки». – «Мы еще встретимся, я тебе обещаю», - раздался уже издалека голос родничка.
А Коська отправился домой. Вот только дорогу не запомнил: так быстро он бежал вслед за родничком. Но у нас есть карта, по которой мы поможем Коське найти его дом. А посередине карты нарисован план, по которому нужно идти от большой реки. Возьмите фломастеры и нарисуйте дорогу для Коськи.
Следовать по плану должны от цифры к цифре, пока не доберетесь до нужного домика. Таким образом, путем проб и ошибок дети находят правильное решение: они приводят Коську к кирпичному домику с черепичной крышей.
III. Физкультминутка
Зайчики
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики. Полуприседания с поворотами вправо-влево.
Раз, два, три, четыре, пять,
начал заинька скакать. Прыжки вперед-назад.
Лапки вверх и лапки вниз,
На носочках подтянись,
Влево, вправо поклонись,
Наклонись и подтянись. Движения выполнять по содержанию текста.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. Приседание на корточки, потирание рук.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. Выполнение прыжков, стоя на месте.
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики. Полуприседания с поворотами вправо-влево.
Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг – и ускакал. Поворот спиной, приседание на корточки, обхватить себя руками, голову опустить вниз.
Часть 3
Возвращение родничка
Воспитатель: Когда Коська вернулся домой, было уже поздно. Коська очень устал, поэтому свернулся клубочком на мягком ковре из мха под березой и уснул. Разбудила его дождевая капля, упавшая ему на нос. «Доброе утро, Коська!» - вдруг услышал он голос родничка. Встрепенулся Коська, оглянулся по сторонам, но никого не увидел. «Эй, где ты?» - позвал он. «Да здесь я, наверху!» посмотрел Коська на небо и увидел своего друга, выглядывавшего из небольшой тучки. «Как же ты там оказался?» - удивился Коська. «Да очень просто. Днем солнышко так пригрело меня, что я превратился в легкий пар, поднялся высоко-высоко. А здесь, в вышине, холодно, вот я и превратился снова в капельки воды, спрятался в тучке. А теперь дождем проливаюсь на землю». – «Вот это да! – удивленно воскликнул Коська. – Что же это получается? Значит, ты можешь быть и водой, и паром?» - «Правильно. А когда придет зима, я стану льдом. Таковы свойства воды: она может быть и жидкой, и твердой, и в виде пара».
Пока родничок рассказывал это, тучка таяла в небесной вышине и наконец совсем исчезла. «Вот и пропал мой родничок, - огорчился Коська. – с кем же я буду играть и бегать на перегонки?» - «Привет, Коська!» - вдруг от услышал у самых своих лапок. Глянул Коська вниз и увидел своего друга – в той же песчаной ямке, что и накануне утром. «Ты снова здесь? Но как же это получилось?» - только и смог вымолвить Коська. «Да очень просто! Я с дождем ушел под землю и опять из-под земли пробился сюда», - сказал родничок. «Вот чудеса!» - воскликнул Коська, радуясь возвращению друга.
А на самом деле, ребята, ничего необычного в этом нет. Так всегда происходит в природе: вода испаряется с поверхностей рек и морей, проливается на землю дождем, вновь выходит из-под земли родниками и ручейками. Это называется круговоротом воды.
А заяц Коська, чтобы вы не забыли о его приключении, прислал вам картинки, которые просил раскрасить для него и его друга родничка.
IY. Заключительная часть:
Воспитатель в качестве домашнего задания предлагает детям математические картинки. (Математическая картинка, где различные участки помечены цифрами, и даны образцы, указывающие цвета, соответствующие разным цифрам).
На стенд для родителей вывешивается информация о содержании занятия и предлагается перечень вопросов для обсуждения с ребенком.
Y. Итог занятия:
1. О чём мы сегодня говорили на занятии?
2. Что вам запомнилось больше всего?
3. Где и как путешествовал родничок?
4. Кто ему в этом помогал?
5. Где оказался родничок в конце путешествия?