Получи документы

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Части суток»

Юлия Сучкова
Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Части суток»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по ФЭМП для детей старшей группы : «Формиро-вание представлений о частях суток»

Программное содержание:

Основная задача:

учить определять части суток по разнообразной деятельности человека и по объективным показателям;

закреплять знания детей о последовательности частей суток;

формировать представление о временном промежутке «сутки»;

формировать представление о временных понятиях «вчера», «сего-дня», «завтра».

Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в средней группе „Части суток“» размещена в разделах

развивать функцию моделирования последовательности событий, активизировать внимание, память. Воспитывать умение соблюдать очерёдность при ответах, выслушивать товарища, не перебивая.

Развивающая среда : мягкая игрушка Лунтик, иллюстрации «утро», «день», «вечер», «ночь». Схемы рассказов (картинки на каждое действие, круги разного цвета (желтый, красный, синий, фиолетовый) на каждого ре-бенка, обозначающие части суток.

Методические приемы: Наблюдения, рассматривание картин, карточек, дидактическая игра, беседа, чтение художественного произведения.

Ход занятия

Воспитатель: Все проснулись? Потянулись! Улыбнулись!

Сюрпризный момент.

(Воспитатель в руках держит Игрушку Лунтика из мультипликационного фильма «Лунтик».)

Воспитатель: Ребята к нам сегодня рано утром в детский сад призем-лился Лунтик. Он запуталась в частях суток, и просит нас помочь ему разобраться в том, когда наступает «утро», «день», «вечер», «ночь»? Что значит «вчера», «сегодня», «завтра». Поможем ему?

Дети: Да

Воспитатель: Ребята скажите мне, пожалуйста, в какое время суток приземлился Лунтик? Сейчас какое время суток? (утро). Молодцы ребята, верно.

(Если дети затрудняются, предложить послушать загадку)

Вот проснулось в небе солнце,

Заглянуло к нам в оконце.

Петушок горланит мудро,

Возвещая: «Это…»

Воспитатель: Правильно, конечно утро.

Ребята, предлагаю поиграть. Согласны. (Да). Я буду читать стихотворения про части суток, а вы будете показывать карточку нужного цвета. Скажите мне пожалуйста, какими цветами мы обозначаем части суток? Карточка утро - какого цвета? (желтого, верно, еще каким цветом мы обозначаем части суток? Ответы детей. Красным (день, синим (вечер, фиолетовым (ночь). Будьте внимательны! А Лунтик будет внимательно слушать и запоминать.

Мамы деток разбудили.

Дети личики умыли.

Застелив свою кровать,

Будут в детский сад шагать.

Все ответят дружно, наступило? (желтый - утро)

Дети показывают карточки воспитатель проверяет ответы.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Кто пойдет к доске, выберет картинки и расскажет нам, что делают люди утром? (Люди утром просыпаются, умываются, завтракают, дети идут в детский сад, школьники в школу, а взрослые на работу).

Воспитатель: Молодцы. Ребята я вам открою один секрет: чтобы весь день у вас было хорошее настроение, утро надо начинать с улыбки. Давайте мы с вами отдохнем и вспомним нашу весёлую физкультминутку про утро.

Физкультминутка

Каждый раз по утрам делаем зарядку.

Очень нравиться нам все, делать по порядку:

Весело шагать, руки поднимать, руки опускать,

Приседать, вставать, прыгать и скакать.

Солнышко уже давно,

Смотрит ласково в окно.

Поиграли, почитали

и немножечко устали.

На прогулку мы идем.

Происходит это? ….(красный - днем)

Дети показывают карточки воспитатель проверяет ответы.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Кто пойдет и выберет картинки, действия на которых происходят днем? (Люди днём делают самые важные дела, дети находятся в детском саду: они занимаются, играют, гуляют, обедают, спят, школьники учатся, взрослые работают).

Ну, а в это время суток

Всё окутает прохлада,

Солнцу отдых тоже нужен

А ребятам – вкусный ужин (синий - вечер)

Дети показывают карточки воспитатель проверяет ответы.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Что люди делают вечером? Кто пойдет, выберет картинки и расскажет (Люди возвращаются домой с работы, детского сада, учебы, ужинают, отдыхают: смотрят телевизор, играют, чистят зубы, ложатся спать)

-Кто еще расскажет, что люди делают вечером? (ответы детей)

Вот и на небе – луна,

Очень строгая она:

Наблюдает – все ли

Улеглись в постели? (фиолетовый - ночь)

Воспитатель: Молодцы, ребята!

-А что ночью делаете вы? (ответы детей)

Ребята, сколько частей суток мы знаем (четыре) правильно. А теперь я предлагаю вам самостоятельно разложить части суток в правильном порядке.

(дети выполняют задание, начиная раскладывать цветные круги слева направо начиная с «утра» и заканчивая «ночью»)

Воспитатель: Молодцы, все справились с таким трудным задани-ем. Физкультминутка

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели-встали, сели-встали

И на месте побежали.

Воспитатель: От утра и до утра Сутки знает детвора.

Вывод: Утро, день, вечер, ночь вместе, составляют сутки (или называются сутки).

Воспитатель: Ребята, на сколько частей делятся сутки?

Дети: На четыре.

Воспитатель: А как они называются?

Дети: Утро, день, вечер, ночь.

Воспитатель: Молодцы. День, который уже прошёл, называет-ся вчера. Этот день уже был, и он закончился. Что было у вас вчера? (Дети называют прошедшие события)

Воспитатель: Как называются сутки, которые уже прошли?

Дети: Вчерашние, вчера.

Воспитатель: Молодцы. День, который идёт сейчас, называет-ся сегодня. Мы проснулись утром, наступило сегодня, и будет оно весь день, пока мы не ляжем спать. Что мы с вами делали сегодня? (Дети называют события текущего дня)

Воспитатель: Как называются сутки, в которых мы сейчас живем?

Дети: Сегодняшние, сегодня.

Воспитатель: Молодцы. День, который ещё не наступил, а только будет – это завтра. Этого дня ещё нет, он только будет, мы его ждём. Как вы думаете, чем мы будем заниматься завтра? (Дети предлагают свои варианты.)

Воспитатель: Как называются сутки, которые скоро наступят?

Дети: Завтрашние, завтра

Воспитатель: Какие сутки длиннее, вчерашние, сегодняшние или зав-трашние?

Дети: Одинаковые.

Воспитатель: Можно ли вернуть день, который прошел?

Дети: Нет.

Воспитатель: А как он называется?

Дети: Вчерашний.

Воспитатель: Вчерашний день вернуть нельзя, только если своими поступками и делами.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какой сегодня день неде-ли?

Дети: Вторник.

Воспитатель: А можно ли вернуть вчерашний день недели?

Дети: Нет.

Воспитатель: Как вы думаете, куда движется время?

Дети: Только вперёд.

Воспитатель: Молодцы! Таким образом, можно сделать вывод, что сутки состоят из четырёх частей, а именно – утро, день, вечер, ночь. Для того чтобы наш Лунтик запомнил последовательность частей суток повторим несколько раз одно предложение:

«Утро, день, вечер, ночь – пролетели сутки прочь».

Воспитатель: На какие 4 части можно разделить сутки?

-Какое время суток самое светлое?

-Какое время суток самое темное?

-Молодцы!

-В заключении я хочу прочитать вам стихотворение

Утро, день, вечер, ночь -

Убежали сутки прочь.

Чтоб о сутках не жалеть,

Нужно каждый час беречь,

Чтоб успеть потанцевать,

Почитать, порисовать,

Поиграть с друзьями

И помочь маме.

Воспитатель: Ребята, Лунтик очень рад, что он приземлился именно в нашем садике, и повстречал таких добрых, умных, сообразительных ребят, как вы. Я думаю, что Лунтик запомнил последовательность частей суток и понял, что значит «сегодня», «вчера», «завтра». Вы ребята ему в этом очень помогли. Лунтик благодарит вас и с нетерпением ждёт новой встречи с вами!

Подведение итогов.

Диагностическая методика «Диагностика временных представлений в средней группе» Е. С Деминой.

Данное задание содержит 3 контрольных упражнения, которые были по-добраны в соответствии с основными темами, предусмотренными в программах и методиках по формированию временных представлений у детей среднего дошкольного возраста. Диагностика проводилась отдельно с каждым из воспитанников.

Упражнение № 1 «Части суток».

Материал: два набора картинок. В первом наборе картинки, ярко отображающие ту или иную часть суток через природные явления (восход солнца, закат, наличие луны и звезд на темном небе и т. д.).

Второй набор представлен картинками, на которых изображены действия детей в определенные части суток (родитель ведет ребенка в детский сад, ребенок с другими детьми гуляет на участке детского сада, рисует за столом, педагог читает детям сказку, ребенок идет с родителем из детского сада домой, ребенок умывается, ложиться спать и т. п.).

Первая часть упражнения : Педагог раскладывает перед

дошкольником первый вариант картинок и просит рассказать, в какой части суток так бывает. В процессе беседы задаются следующие вопросы:

- в какой части суток так бывает?

- почему ты считаешь, что на картинке изображено утро?

- если бы ты рисовал утро, что бы ты нарисовал еще?

Подобные вопросы задаются по каждой из четырех картинок.

Вторая часть упражнения : Педагог раскладывает перед

дошкольником в непроизвольном порядке картинки из второй серии и просит их разложить по порядку. Давая следующую установку: «Все картинки перепутаны, разложи их по порядку в той последовательности, как если бы эти события могли происходить в один и тот же день». После того, как он выполнят задание, ребенку предлагают составить по картинкам рассказ.

Упражнение оценивается максимально в 4 балла (за оба задания из упражнения результаты суммируются). При этом первая часть задания (на определение части суток по картине) оценивается в 3 балла.

- 3 балла дошкольник получает в том случае, если он правильно определил все 4 части суток.

- 2 балла за задание ребенок получает, если им была допущена одна ошибка.

- 1 балл при наличии 2-х ошибок, а при наличии более двух ошибок за задание - 0 баллов.

Второе задание упражнения (упорядочивание картинок) дошкольник получает 1 балл - за правильное выполнение задания. Если была допущена хотя бы одна ошибка, ребенок получает - 0 баллов.

На основании полученных результатов выделяются следующие уровни усвоения представлений о частях суток, когда ребенок набирает

следующее: высокий уровень - 4 балла; средний уровень - 3 балла; низкий уровень - менее 2 баллов.

Упражнение № 2 «Разложи картинки по сезонам».

Материал: набор картинок, с ярко выраженными сезонными явлениями (весна - птицы вьют гнезда, бегут ручьи, расцветают подснежники; лето - деревья зеленые, кругом трава, цветут цветы, в гнезде у птицы птенцы; осень - птицы улетают, идет дождь, листья на деревьях пожелтели; зима - на домах, деревьях, на земле лежит снег, на реке лед).

Педагог беспорядочно раскладывает перед дошкольником картинки и просит их разложить в порядке следования сезонов, а затем составить рассказ по этим картинкам.

Второе упражнение оценивается в 2 балла. 1 балл ребенок получает за правильное упорядочивание картинок по сезонам (при допуске хотя бы одной ошибки, ребенок получает 0 баллов) и 1 балл за составленный рассказ с использованием необходимых временных понятий.

Упражнение № 3 «Вчера-сегодня-завтра».

Материал: 5 наборов картинок по три картинки в каждом наборе со сле-дующим примерным содержанием: мальчик играет с машиной, мама покупает машину в магазине, папа с мальчиком чинят сломанную машину.

Педагог объясняет дошкольнику, что нужно разложить картинки так, чтобы можно было сказать: «Это было сегодня, это было вчера, это будет завтра». Посередине нужно разместить картинку, глядя на которую можно сказать, что это было сегодня. Слева от нее положить картинку, на которой отражено событие вчерашнего дня. Справа от картинки с сегодняшними событиями поместить картинку с событиями завтрашнего дня.

Картинки для обследования

После необходимых пояснений педагог в непроизвольном порядке раскладывает все картинки перед ребенком, после чего он поочередно упорядочивает их вышеуказанным способом.

Третье упражнение максимально оценивается в 5 баллов. По одному баллу дается за каждый правильно упорядоченный набор картинок.

Если ребенок набрал: 5 баллов, характеризуется как высокий уровень выполнения задания;

-3-4 балла, показывает средний уровень;

- менее 3 баллов, соответственно низкий уровень.

Для того чтобы провести диагностику развития временных представлений у детей среднего дошкольного возраста, нужно было изготовить наглядный материал - раздаточные материалы (картинки).

Публикации по теме:

Дидактическая игра для художественно-эстетического развития «Части суток»Дидактическая игра для художественно-эстетического развития «Части суток» Играть можно со среднего возраста. Цель: закреплять и различать разные цвета и оттенки, развивать эстетические чувства, определять к.

Конспект занятия по исследовательской деятельности на прогулках «Части суток» Экологическое занятие с детьми старшей группы. Тема:Части суток. Цели деятельности педагога: Познакомить с частями суток,их признаками;.

Календарный план образовательной работы на неделю «Зима. Календарь. Время. Части суток. Часы» в подготовительной группеКалендарный план образовательной работы на неделю «Зима. Календарь. Время. Части суток. Часы» в подготовительной группе План работы с 30 ноября по 4 декабря Тема: «Зима. Календарь. Время. Части суток. Часы.» Задачи: - Закрепить знания детей о зиме и зимних.

Конспект НОД с детьми разновозрастной группы «Части суток: утро, день, вечер, ночь»Конспект НОД с детьми разновозрастной группы «Части суток: утро, день, вечер, ночь» .

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим «Части суток» в подготовительной группе Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Цель:.

Конспект занятия по математике «Части суток. Слева, справа, наверху. Большой, поменьше, маленький»Конспект занятия по математике «Части суток. Слева, справа, наверху. Большой, поменьше, маленький» Программные задачи:Закрепить знания о частях суток,называть их последовательность. Учить различать равенство по количеству предметов,выражая.

Конспект занятия по математике в младшей группе «Части суток: утро. Сравнение предметов по величине. Один — много»Конспект занятия по математике в младшей группе «Части суток: утро. Сравнение предметов по величине. Один — много» Программные задачи:Познакомить детей с частью суток-утро,отгадывать загадки на основе зрительной воспринимаемой информации; сравнивать.

Конспект занятия по математике в младшей группе «Части суток: вечер. Сравнение предметов по величине. Один-много»Конспект занятия по математике в младшей группе «Части суток: вечер. Сравнение предметов по величине. Один-много» Программные задачи:Познакомить детей с частью суток-вечер;учить сравнивать знакомые предметы по величине (высокий-низкий) употреблять.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Части суток» Тема: Части суток Цели: развивать умение детей сравнивать предметы по длине, составлять узоры путем комбинирования цвета и формы; учить.

Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток»Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток» Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смена лунных фаз, смена времен года, обусловленные суточным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Части суток»
Опубликовано: 18 ноября 2021 в 14:16
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Части суток»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Сучкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД