Мария Олеговна Гуляева
Использование логических блоков Дьенеша в ФЭМП по программе В. К. Кудрявцева «Тропинки»
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра.
Публикация «Использование логических блоков Дьенеша в ФЭМП по программе В, К, Кудрявцева „Тропинки“» размещена в разделах
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша. Этот дидактический материал, разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем, успешно используется для развития логического мышления у детей во многих странах мира. Изучив методику начала использовать в своей работе блоки Дьенеша. Для того, чтобы проводить работу по блокам Дьенеша определила цель и задачи:
Цель:
Развитие логического мышления и психических функции, формирование мыслительных умений и способностей, тренировать у детей внимание, память, восприятие.
Задачи:
1. Развивать представление о множестве, операции над множествами. Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
2. Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
3. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
4. Развивать пространственные представления.
5. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
6. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
7. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
На основе логических блоков разработала игровой материал. Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий, предусмотренных современными вариативными программами. Для того, чтобы реализовать индивидуальный подход, организовала работу с учетом трех уровней развития детей (низкий, средний, высокий). Работу по формированию познавательных способностей начинала со знакомства с формой, затем с цветом. И, соответственно, предлагала детям игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству)
Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
1. Формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
2. Цветом – красные, желтые, синие;
3. Размером – большие и маленькие;
4. Толщиной – толстые и тонкие.
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм, одним из трех цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов толщины. Каковы же формы организации работы с логическим блоками? 1. Занятия (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности. 2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры). 3. Вне занятий, в развивающей среде группы (ИЗО - деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентировки.) Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения. Логические блоки можно использовать : В подвижных играх (предметное ориентирование, обозначение•домиков, дорожек, лабиринтов); Как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели• жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки») В сюжетно-ролевых играх: Магазин -деньги обозначаются блоками,• цены на товар обозначаются кодовыми карточками. Почта-адрес на посылке, письме, открытке обозначаются блоками, адрес на домике обозначаются кодовыми карточками. Аналогично, Поезд – билеты, места.
Приобретенные навыки и умения позволят в дальнейшем детям успешно овладевать основами математики и информатики. Использование блоков Дьенеша помогает в изучении основных свойств геометрических фигур по их признакам и по существующим во множестве геометрическим отношениям (соотношениям, включать подмножества в состав множества; разбивать множество на непересекающиеся подмножества. Практически все варианты игр возможно использовать в работе с детьми разного возраста, в зависимости от уровня их развития. Задания в играх упрощаю или усложняю, использую меньшее или большее количество признаков фигур и, в соответствии с этим, меньшее или большее количество элементов набора. Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм, то их можно использовать в работе с детьми, начиная с раннего возраста. В соответствии с принципом постоянного наращивания трудностей предусматриваю, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования геометрическими фигурами. Предоставляла возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Дети использовали их по своему усмотрению в различных видах деятельности. В процессе манипуляций с блоками дети устанавливали, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.
Для того чтобы поддержать интерес детей к занятиям, к обучению, постоянно придумываю варианты игровых задач, сюжетов, сказочных персонажей. Использование логических блоков в аппликации, рисовании, конструировании и моделировании предметов из геометрических фигур разнообразит занятия детей, сделают их интересней, поможет детям ориентироваться в пространстве и закономерностях («Дом» «Елочка» «Бабочка» «Животные») и т. д. Работать с детьми, заниматься с детьми, развивать и обучать возможно только в системе и на основе личностно-ориентированной модели общения, предполагающей наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства. Перед педагогом стоит задача чрезвычайной важности: Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение, способствовать логично т обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребенок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью