Людмила Иванова
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе по теме «Измерение длины»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить умение сравнивать длины предметов «на глаз» и с помощью непосредственного наложения, ввести речевую практику слова «длиннее», «короче».
2. Формировать представление об измерении длины с помощью мерки.
3. Познакомить детей с измерительными инструментами.
4. Познакомить детей с единицами измерения длины – сантиметр, метр.
Развивающие:
1. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, устойчивое внимание, глазомер, моторику рук.
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе по теме „Измерение длины“» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Развивать мыслительную активность, умение анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Оборудование: раздаточный (по количеству детей) : листы бумаги в клеточку, карандаши простые, линейка, мягкий сантиметр, деревянный метр, рулетка.
Предварительная работа:
Просмотр мультфильма «38 попугаев».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, хотела сегодня поменять выставку книг, но какую бы книгу я не взяла - не входит на полочку. Как быть? Как можно определить – какая из книг войдёт на полочку.
Воспитатель: с помощью чего можно измерить высоту книги? (условной меркой)
- Давайте вспомним мультфильм, который смотрели вчера (38 попугаев).
Что в нём делали животные?
Кем и чем мерили удава?
(попугаями, мартышками, слонёнком).
- какой длины был удав, когда его мерил слонёнок (2)
- мартышка? (5)
- попугай? (38)
- Кто из животных был самым крупным? (Слон)
- Кто был самым маленьким? (попугай)
- почему результаты были разными? (разные мерки)
Воспитатель: Предлагаю проверить это самим, возьмите себе любые мерки и измерьте высоту книг.
4 книги. Делимся на группы.
Кинезиологическое упражнение «Кулак, ребро, ладонь».
Показ воспитателя измерения меркой.
Воспитатель: Ребята это очень важно и мы должны обязательно это запомнить!
Первое правило: берём мерку и прикладываем её к самому краю книги, смотрите, я даже пальчиком провела, чтобы был ровный край мерки с книгой, чтобы не сбиться со счета мерок, мы должны на каждую мерку откладывать фишку, потом другую мерку прикладываем к концу первой, мерки касаются друг друга это второе правило.
Когда последнюю мерку отложим, тогда мы посчитаем фишки и узнаем, сколько мерок вошло в длину нашей книги.
Воспитатель: Что мы сейчас делали с помощью мерки?
(Измеряли высоту книги).
- Какие результаты у вас получились? (разные)
Воспитатель: Вы убедились, какая получается неразбериха, когда люди пользуются разными мерками.
Воспитатель: В древности существовали свои мерки измерения. Древнейшими мерами длины являются локоть и сажень. Локтем являлась длина от локтя до переднего сустава среднего пальца. Сажень простая – расстояние между размахом вытянутых рук человека от большого пальца одной руки до большого пальца другой. Пядь – расстояние от конца большого пальца до конца мизинца при наибольшем возможном их раздвижении. Шаг.
(демонстрация схемы. Приложение 1.)
Воспитатель: Как вы думаете? Были ли точными эти измерения?
- чтобы не было неразберихи, ввели общие единицы мерок, чтобы результаты измерений были точными.
Воспитатель: Перед вами лежат различные предметы (линейка и твёрдый деревянный метр). Как вы думаете для чего нужны эти предметы? Что общего вы в них видите?
У них есть шкала. Между числами 0 и 1, 2и 3 что вы видите? – это и есть сантиметр.
В каких случаях используют линейку?
А все ли удобно мерить линейкой? Например, длину ковра?
(неудобно, слишком маленькая)
Для измерения очень длинных предметов используется вот такая мерка – метр. (в нем 100 см)
Где можно использовать метр?
С помощью метра можно измерить длину и высоту стола, стула, рост куклы, длину ковра.
(Подвести к столу, где салфеткой накрыты предметы - мягкий сантиметр, рулетка).
- Оказывается, что для измерения длины используются и другие измерительные приборы.
Как вы думаете, когда используют мягкий сантиметр? Почему в этих случаях не подходит линейка или твёрдый метр? (дать детям потрогать твёрдый метр и мягкий сантиметр)
(с помощью сантиметра можно измерить длину по кривой - окружность головы, объем талии или дерева). Измеряем окружность головы детей.
Это - рулетка. Где её используют? Видели ли вы раньше такой прибор? Где?
(на строительстве, при ремонтных работах)
-Хочу вас предупредить, что детям пользоваться рулеткой опасно, так как о её металлические острые края можно сильно пораниться или поранить кого-нибудь. Рулеткой можно измерить длину всех сторон ковра.
Воспитатель: Мы всё можем измерить. Главное точность измерения. Предлагаю вам потренироваться. Возьмите тетради. Найдите красную точку, от неё и отправляемся. Отсчитывать шаги сегодня будем не клеточками, а см. Воспитатель: Если я скажу: «Чертим 2 см вправо», то до какой отметки на линейке нужно будет прочертить линию? (до отметки 2).
- это и будет 2 см.
Работа в тетради. Графический диктант.
3 см вправо
3 см вниз
3 см влево
3 см вверх
Воспитатель: Что у вас получилось? (квадрат)
- Превратите ваш квадрат в рисунок, добавьте элементы, кто хочет- может пользоваться линейками.
Воспитатель: Отдохнём. Предлагаю игру.
В понедельник я купался,
А во вторник рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал,
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал.
Воспитатель: Без точности измерения не построить не один дом.
- Но мы все живём в разных домах. Теперь начертите каждый свой дом. (какие линии будут одинаковыми, равными? Верх и низ, боковые стороны).
Воспитатель: Замечательные дома у вас получились, молодцы!
Рефлексия. Задания в конвертах.
Воспитатель: Решите в своей команде, кто идёт за конвертом с заданием.
1 конверт: измерить окружность мяча
2 конверт: измерить длину и высоту коробки
3 конверт: измерить книгу
4 конверт: измерить длину ткани.
Воспитатель: Решите в своих командах – какой инструмент вам понадобится.
(работа группах).
Воспитатель: Вижу вы уже научились измерять длину. Самое время измерить размер книги и полочки.