Оксана Доронина
Конспект занятия в в подготовительной группе «Измерение крупы с помощью условной мерки»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Возраст детей: 6 лет
2. Тема: Измерение крупы с помощью условной мерки.
3. Цель:
1. Образовательная: Совершенствование навыков детей устного счёта от 1 до 10. Формирование навыков измерения крупы с помощью условной мерки.
2. Воспитательная: Воспитание познавательного интереса к математике.
4. Оборудование: крупа в миске, мерные стаканчики, фишки, плакат с изображением птиц, обручи, геометрические фигуры, мяч.
5.
Публикация «Конспект занятия в в подготовительной группе „Измерение крупы с помощью условной мерки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крупы. Поделки из круп
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
1. Организационный момент (3 минуты)
2. Работа с демонстрационным материалом (17 минут)
а) Игра «Назови скорее» (5 минут)
б) Счёт от 1 до 10 в прямом и обратном порядке (10 минут)
в) Физминутка (2 минуты)
Пальчиковая гимнастика
3. Работа с раздаточным материалом (5 минут)
4. Дидактическая игра «Найди своё гнёздышко» (3 минуты)
5. Подведение итогов занятия (2 минуты)
6.
1. Организационный момент (3 минуты)
Звучит музыка.
Дети берутся за руки и становятся в круг на ковре.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу вам рассказать сказку «Колобок». Сказку необычную с математическими заданиями. А кто из вас будет хорошо работать, тот получит воздушный шарик со смешным смайликом. А куда эти шарики мы отнесем, я пока вам не скажу – пусть это будет секретом. В конце занятия я вам скажу, куда отнести воздушные шарики. Жили-были старик со старухой. Надумали они как-то испечь колобок. Старик старухе и говорит: «Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок». Старуха так и сделала: по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила тесто, скатала колобок, испекла и положила на окошко стынуть. Скучно стало колобку на окне лежать, он взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку — и дальше по дорожке. Катится колобок, а навстречу ему заяц:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, от тебя, зайца, не хитро уйти!
— Пока не выполнишь моё задание, никуда не покатишься!
2. Работа с демонстрационным материалом (17 минут)
а) Игра «Назови скорее» (5 минут)
Воспитатель. Сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру «Назови скорее». Я бросаю одному из вас мяч и задаю вопрос. Вы отвечаете на мой вопрос и бросаете мяч мне обратно.
- Какое сейчас время года? (зима)
- Какое время года есть до и после зимы? (осень и весна)
- Сколько времен года в году? (четыре)
- Какой сейчас месяц? (февраль)
- Какой сегодня день недели? (вторник)
- Какой это день по счёту? (второй)
- Сколько дней в неделе? (семь)
- Какой день идёт перед вторником? (понедельник)
- Какой день недели идёт после вторника? (среда)
- Какие дни называют выходными? (суббота и воскресенье)
- Почему их так называют? (в эти дни никто не работает)
б) Счёт от 1 до 10 в прямом и обратном порядке (10 минут)
Воспитатель.
- Молодцы, ребята! Мы выполнили с вами задание зайца.
Покатился колобок дальше — только заяц его и видел!
Катится колобок, а навстречу ему волк:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, волк, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, а от тебя, волк, не трудно уйти!
- Не покатишься дальше, пока не выполнишь моё задание.
Для выполнения задания волка нам понадобится большая картина. Я её несла из дома. Хотите на эту картину посмотреть? (да)
Чтобы принести картину и показать вам, мне пришлось её разрезать на несколько частей. Как мы можем с вами посмотреть всю картину целиком? (собрать ее части вместе)
Давайте вместе соберем картину из частей и посмотрим что на ней нарисовано.
- Молодцы, ребята! Мы с вами собрали целую картину.
- Сколько частей у картины? (семь)
- Что нарисовано на картине? (птицы кушают на кормушке)
- Как вы думаете, какое время года изображено на картине? (зима)
Воспитатель.
Февраль - самый холодный месяц зимы. В это время птицам очень тяжело добыть себе пищу, поэтому зимой люди помогают птицам – строят кормушки для них и кладут различный корм для птиц.
- Посчитайте, сколько всего птиц на рисунке? (шесть)
- Посчитайте, сколько синиц на рисунке? (две)
- А сколько воробышков? (два)
- Сколько ворон? (нету)
- А сколько снегирей на картинке? (один)
- Есть ли голуби на картинке? (нет)
- А какая ещё птичка есть на нашей картине? (сорока)
Молодцы! Мы выполнили задание волка.
Поэтому волк не съел колобка, и он покатился дальше.
в) Физминутка (2 минуты)
Пальчиковая гимнастика
Прилетайте, птички! «зовущие» движения пальцев 4 раза
Сала дам синичке. «режущие» движения одной ладони по другой
Приготовлю крошки пальцы щепоткой – «крошим хлеб»
Хлебушка немножко. тереть подушечки пальцев друг о друга вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же – левой рукой
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны, тереть ладонью о ладонь «катая из хлеба макароны»
Ешьте макароны!
3. Работа с раздаточным материалом (5 минут)
Катится колобок, а навстречу ему медведь:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Не съешь, медведь! Я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, я от волка ушел и от тебя, медведь, легко уйду!
- Не уйдешь, пока не поможешь птицам!
Воспитатель.
- Ребята, а вы хотите помочь птицам? (Да)
Ребята, пройдите за стол.
- Ребята, посмотрите с мою миску. Какая в моей миске крупа? (пшённая)
- Какую кашу можно сварить из этой крупы? (пшенную)
- Как можно узнать сколько крупы в миске? (измерить ложкой, измерить кружкой, высыпать в мерную кружку и посмотреть сколько будет)
Давайте вместе с вами подумаем, как правильно измерить крупу. (дети вместе с воспитателем по очереди озвучивают правила измерения крупы)
1. Насыпать полный стакан пшенной крупы.
2. Пересыпать крупу из стакана в пустую миску.
3. Выставить фишку.
Дети под руководством воспитателя измеряют количество пшенной крупы мерными стаканчиками в миске воспитателя.
- Мы с вами разговаривали о том, что птицам зимой холодно и не хватает корма. Вы сказали, что хотите птицам помочь. Как мы можем с вами помочь птицам? (покормить крупой на прогулке)
Выполнил Колобок задание медведя и покатился дальше. Медведь только его и видел.
Катится колобок дальше, а навстречу ему хитрая лиса:
— Здравствуй, колобок! Какой ты румяный, хороший!
Колобок обрадовался, что его хвалят и запел свою песенку. А лиса и говорит:
— Какая славная песня, только стара я стала, плохо слышу, сядь ко мне на нос да спой еще разок.
Прыгнул он лисе на нос и запел: Я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, я от волка ушел и от медведя, и от тебя лиса легко уйду!
- Никуда тебя не отпущу, пока не узнаю, сколько крупы дети дадут птичкам!
Воспитатель.
Ребята, посмотрите внимательно на свои столы. У вас на столах стоят миски с крупой. Каждая птичка может склевать совсем немного крупы. Вот столько (воспитатель показывает полную мерную ложку пшенной крупы).
Давайте вместе с вами узнаем, сколько птичек сможет накормить каждый из вас. Как мы сможем это с вами узнать? (измерить крупу мерными ложками и мерными стаканчиками)
Дети работаю в парах. Измеряют количество крупы мерными ложками и стаканчиками. По окончании измерений дети озвучивают получившиеся результаты. (у каждого ребенка получилось разное количество мерных ложек в стакане)
Воспитатель.
- Я скажу вам по секрету, что в каждую миску я насыпала одинаковой количество крупы – пять мерных ложек. А у вас у каждого получилось разное количество мерных ложек? (дети отвечают, воспитатель подводит их к выводу)
У каждого из вас были мерные ложки разного размера. Чем меньше мерка, тем больше измерений вам придётся сделать. Чем больше мерка, тем меньше измерений вам придётся сделать.
Вот и выполнили мы лисье задание. Покатился колобок дальше и вернулся целым и невредимым к бабушке и дедушке.
Воспитатель.
- Ребята, совсем скоро наступит весна.
- Как называется первый месяц весны? (март)
Весной птицы вернутся из тёплых стран и начнут вить гнёзда.
4. Дидактическая игра (3 минуты)
Давайте с вами сыграем в игру «Найди своё гнёздышко». Перед вами лежат карточки с точками и цифры. Вам нужно соотнести количество точек на карточке и положить на эту карточку правильную цифру (цифра должна соответствовать количеству точек на карточке).
5. Подведение итогов занятия (2 минуты)
7. Основной материал занятия «Измерение с помощью условной мерки» сообщается в форме анализа картины с птицами; работа с раздаточным материалом (измерение крупы) проводится в парах. Повторение в начале и конце занятия проводится в игровой форме. Рефлексия проходит в форме фронтальной беседы с детьми, в результате которой дети получают воздушные шары.
8. Повторение в начале занятия в форме подвижной игры с мячом «Назови скорее»
Повторение в конце занятия в форме игры «Найди свое гнездышко»
9.
- Какое сейчас время года? (зима)
- Какое время года есть до и после зимы? (осень и весна)
- Сколько времен года в году? (четыре)
- Какой сейчас месяц? (февраль)
- Какой сегодня день недели? (вторник)
- Какой это день по счёту? (второй)
- Сколько дней в неделе? (семь)
- Какой день идёт перед вторником? (понедельник)
- Какой день недели идёт после вторника? (среда)
- Какие дни называют выходными? (суббота и воскресенье)
- Почему их так называют? (в эти дни никто не работает)
- Хотите на эту картину посмотреть? (да)
- Как мы можем с вами посмотреть всю картину целиком? (собрать ее части вместе)
- Сколько частей у картины? (семь)
- Что нарисовано на картине? (птицы кушают на кормушке)
- Как вы думаете, какое время года изображено на картине? (зима)
- Посчитайте, сколько всего птиц на рисунке? (шесть)
- Посчитайте, сколько синиц на рисунке? (две)
- А сколько воробышков? (два)
- Сколько ворон? (нету)
- А сколько снегирей на картинке? (один)
- Есть ли голуби на картинке? (нет)
- А какая ещё птичка есть на нашей картине? (сорока)
- Ребята, а вы хотите помочь птицам? (Да)
- Какая в моей миске крупа? (пшённая)
- Какую кашу можно сварить из этой крупы? (пшенную)
- Как можно узнать сколько крупы в миске? (измерить ложкой, измерить кружкой, высыпать в мерную кружку и посмотреть сколько будет)
Давайте вместе с вами подумаем, как правильно измерить крупу. (дети вместе с воспитателем по очереди озвучивают правила измерения крупы)
1. Насыпать полный стакан пшенной крупы.
2. Пересыпать крупу из стакана в пустую миску.
3. Выставить фишку.
Как мы можем с вами помочь птицам? (покормить крупой на прогулке)
- Как называется первый месяц весны? (март)
10. Фишки (во время измерения крупы, две миски (в одной из них пять ложек крупы) для измерения крупы с помощью мерных ложек, мерные ложки разной глубины для измерения крупы, карточки с точками и цифры (при соотнесении цифр и точек, гелиевые воздушные шары со смайликами при подведении итогов занятия, сказочные герои при сопровождении рассказа воспитателя.
11.
1. Организационный момент (3 минуты)
Звучит музыка.
Дети берутся за руки и становятся в круг на ковре.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу вам рассказать сказку «Колобок». Сказку необычную с математическими заданиями. А кто из вас будет хорошо работать, тот получит воздушный шарик со смешным смайликом. А куда эти шарики мы отнесем, я пока вам не скажу – пусть это будет секретом.
5. Подведение итогов занятия (2 минуты)
- Ребята, скажите, вам понравилось наше занятие? (воспитатель спрашивает детей по очереди, уточняя почему понравилось/не понравилось занятие)
Каждый ребенок, высказав свое мнение о занятии получает воздушный шар.
- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо работали на занятии. Давайте с вами отнесем крупу в кормушку для птиц и повесим воздушные шарики рядом с кормушкой.
12. 6 детей
13. Что можно изменить : вместо крупы можно взять фасолинки или семечки (их можно измерить по количеству).
Самоанализ. Обращать внимание детей на точность измерения крупы, правильный счет птиц. Не торопить ребенка, если он не успевает что-либо сделать. Сопровождать деятельность детей. Направлять детей. Не задавать вопросы, требующие хорового ответа («Ребята, скажите, вам понравилось наше занятие?»).
14. Список использованных источников
1. Обухова С. Картотека пальчиковой гимнастики на тему «Зима». https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/04/14/kartoteka-palchikovoy-gimnastiki-na-temu-zima
2. Павлова Н. В. Конспект НОД в старшей группе «Измерение». https://vospitateljam.ru/konspekt-nod-v-starshej-gruppe-izmerenie/
3. Санитарные нормы в детском саду. https://deti-club.ru/sanitarnye-normy-v-detskom-sadu-dokument/comment-page-13
4. Сказка. Колобок https://hvatalkin.ru/skazka/24
5. Хасанова Д. Консультация для воспитателей. Организация занятий по ФЭМП в старшей группе. https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-vospitatelei-organizacija-zanjatii-po-fyemp-v-starshei-grupe.html