Анна Александровна Калёнова
Конспект НОД по ФЭМП «Цифры один и два. Первый и второй» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Познакомить с цифрами 1 и 2;
2. Познакомить с понятиями «следующее» и «предыдущее» число;
3. Познакомить с правилами получения следующего и предыдущего числа;
4. продолжать знакомство с понятиями «часть» и «целое»;
5. Продолжить учить составлять математические рассказы с опорой на рисунок;
6. Находить и называть заданные закономерности;
6. Учить объединять подмножества и вычленять подмножества из множества на основе этих понятий;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Один, много, ни одного. Занятия по ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 1 (один), счёт до одного
- Число и цифра 2. Состав числа два, счёт до двух
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2021
8. Учить соотносить множество с натуральным количественным числом и называть его;
9. Учить записывать названные числа в виде числовых карточек;
10. Учить пересчитывать предметы в ряду.
Задачи:
1. Развитие организационных умений: называть тему занятия, понимать цель задания, обозначенную педагогом, работать по плану, предложенному педагогом;
2. Развивать коммуникативные умения: выражать свои действия в речи, помогать друг другу при выполнении заданий.
3. Оценивать результат работы (не получилось-получилось, исправлять допущенные ошибки;
4. Развивать память и внимание.
Материал для занятия: цветные верёвки или шнуры, фломастеры или цветные карандаши, готовые числовые карточки, счётные палочки.
Ход НОД.
I.Дидактическая игра «Ходим в гости», которая подводит к открытию и формулированию нового материала.
1. Игра по знакомым правилам. Форма работы: фронтальная.
На ковре из цветных верёвок выложено несколько «домиков». В одном «домике» сидит один ребёнок, во втором находятся двое детей, в третьем «домике» сидят трое детей.
П. : -Ребята, сегодня нас пригласили в гости, но только очень просят приходить по одному. Вы можете идти по выбору в любой «домик». Придя в гости, вам необходимо сказать, сколько человек в «доме» стало. Если вы назовёте число верно, то остаётесь в гостях, а если ошибаетесь, уходите.
Игра продолжается до тех пор, пока все дети группы не окажутся в «домиках», при условии–не более 10 человек в каждом «домике». Если группа большая, необходимо сделать необходимое число «домиков».
После того как все оказались «в гостях», педагог с детьми сравнивает число гостей в «домах» по парно (первый «домик» со вторым). При этом дети тоже становятся в пары.
2. Открытие нового умения и знания. Формулировка основной цели и темы занятия. Форма работы: в парах.
На данном и всех последующих занятиях, ребята знакомятся впервые с составом чисел из двух меньших и правилами получения предыдущего и следующего числа (следующее число образуется присчитыванием единицы к заданному числу, предыдущее число образуется отсчитыванием единицы от заданного числа).
А).Задание №1.
При работе с данным заданием детям необходимо сформулировать правила получения предыдущего и следующего числа, делая вывод, что число 2 (целое) состоит из 1 и 1 (частей, а если к одному прибавить (присчитать) один, то получится 2, число 1 получается из числа 2 путём вычитания (отсчитывания) одного из двух. Рассмотрев и сравнив рисунки предложенного задания совместно с детьми, педагог подводит ребят к рассказу о том, что число 2 на 1 больше, чем на 1, число 1 на 1 меньше, чем 2.
Последовательность работы.
Педагог просит детей рассмотреть два верхних рисунка, которые соединены зелёной стрелкой, друг с другом посоветоваться и придумать историю, где будут слова «было», «стало». На выполнение задания отводиться 1-2 минуты, после которых из пары один ребёнок рассказывает о том, что они придумали. (Медвежонок-девочка каталась на велосипеде, к ней приехал медвежонок-мальчик. Медвежат стало двое. Медвежонок-девочка приехала первым, а медвежонок-мальчик приехал вторым по счёту).
Далее рассматривается рисунок с числовыми карточками вверху страницы и объясняется, что обозначает каждая карточка (вместе собрали одного медведя и ещё одного: сложили число медведей).
Педагог предлагает детям задать вопрос, который будет начинаться со слов «Сколько стало?»
Педагог детям предлагает найти данное число, выложив перед собой предметы-заместители (пуговицы, геометрические фигуры, счётные палочки и т. д.) Дети, выполняя данную работу, комментируют вслух свои действия (один да один будет два). Далее на числовой карточке с вопросом записывается с помощью точек (чёрточек) результат выполненного действия (число 2).
Так же следует проработать и с нижним рисунком.
Воспитатель задаёт вопросы детям, которые отмечены рядом с красной точкой, и просит на них ответить. Детям при этом необходимо работать с предметами-заменителями (пуговицы, геометрическими фигурами, счётными палочками и т. д.)
Воспитатель поясняет детям, что число один можно обозначить цифрой 1, рядом ставится цифровая и числовая карточка. Также следует поступить с числом 2.
Б).Задание №2.
Работая с представленным заданием, дети пересчитывают медведей по порядку и присваивают им номера (порядковые числительные): первый, второй.
При этом проходит знакомство с понятием следующего и предыдущего числа: число один является предыдущим для числа два, число два – следующим за числом один и т. д. Проходит работа в соответствии с заданием пособия. Результатом её являются заполненные числовые карточки. Пересчитывая на рисунке медвежат, ребята рядом с каждыми рисунком кладут одну счётную палочку (один кружок) и комментируют свои действия (Медвежонок в платье – первый по счёту, кладу одну палочку, на числовой карточке ставлю одну точку, медвежонок в штанишках – второй по счёту, кладу вторую палочку, ставлю на числовой карточке две точки.)
Формулирование основной цели и темы занятия.
П.: -Ребята, что же мы узнали? Чем мы будем заниматься?
Д. : -Мы узнали, что числа один и два обозначаются цифрами 1 и 2. Сейчас будем рассказывать об этих числах.
II.Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление).
1. Задание №3. Продолжение развития мелкой моторики рук. Учить узнавать и называть печатные арабские цифры.
Обводим на рисунке линии в соответствии с ранее данными рекомендациями: показать ребёнку, как должна двигаться рука, помогая определить начало и конец линии. Следует смотреть за тем, чтобы рука ребёнка двигаться в том направлении, что и при письме (слева направо по строке и по часовой стрелке, если это отдельная деталь). Необходимо помнить, что ребёнок-левша будет выполнять действия в обратном направлении.
После того как на рисунке обведены линии, приступаем к выполнению штриховки, необходимо комментировать свои действия: помпон на шапке медведя обозначен цифрой 1, значит, надо его штриховать справа налево, а отворот на шапке обозначен цифрой 2, значит, надо его штриховать сверху вниз.
Задание №4. Форма работы: фронтальная. Работаем в соответствии с заданием в пособии.
В.: -Ребята, расскажите, что вы видите на рисунке?
Д.: -Медвежонка и медведицу.
В.: -Сколько всего медведей на рисунке?
Д.: -Два.
В.: -Ребята, сейчас нужно найти на рисунке с этим числом числовую карточку. Какие под ней изображены карточки?
Д.: -Две пустые карточки.
В.: -Их каких чисел можно составить число два?
Д.: -Один и один.
П.: -Ребята, запишите на пустых карточках эти числа. Предлагаю вам составить рассказ, в котором будут слова «целое» и «часть».
Объясняем: на рисунке изображены два медведя. Их можно распределить на две группы: маленькие медведи и большие медведи.
На рисунке все медведи–это целое, маленькие медвежата и большие медведи–это части целого. Один и один–это части, два–целое. Если сложить один и один, то получится два.
III.Тренировочное упражнение. Форма работа: фронтальная. Работа в соответствии с заданием в пособии.
IV.Итог занятия.
Форма работы: фронтальная.
П.: -Ребята, что нового вы на занятии узнали? Чем занимались? Что вам больше всего понравилось?
Не использованные на занятии материалы, могут быть предложены ребят для индивидуальной работы в свободное время от занятий.