Воронкова Алёна Дмитриевна
Конспект НОД по ФЭМП для детей средней группы (4–5 лет) «Домики для сказочных поросят»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по формированию
элементарных математических представлений
для детей средней группы (4-5лет) на тему:
«Домики для сказочных поросят» (Л. Г. Петерсон)
Подготовила: Воронкова А. Д. ,
воспитатель
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Свинья, поросята
- Сказки. Конспекты по математике, ФЭМП
- Средняя группа
- «Три поросенка», сказка
- «Три поросенка». Конспекты по сказке
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Области (направления) основной общеобразовательной программы дошкольного образования: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Цель: научить сравнивать группы предметов; предметы по ширине, обозначать их пространственное расположение; выучить правило, как получить из квадрата треугольник.
Задачи:
Образовательные:
1. Повторить время суток.
2. Продолжить знакомить с геометрическими формами.
3. Повторить виды транспорта, профессии машиниста и кондуктора.
4. Продолжить знакомить с пространственным соотношением предметов на плоскости.
5. Закреплять счет и знание цифр от 1 до 3.
6. Повторить независимость числа от величины.
7. Повторить правило: как получить из квадрата прямоугольник
8. Выучить правило, как из квадрата получить треугольник, познакомить с понятием «диагональ»
Развивающие задачи:
1. Обогащать словарный запас через решение проблемных ситуаций.
2. Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение.
3. Развивать внимание, память, речь, логическое мышление, пространственную ориентацию.
Воспитательные задачи:
1. Прививать интерес к волшебным сказкам, вызвать сочувствие к героям
2. Формировать навыки взаимопомощи и взаимовыручки.
3. Продолжить формировать положительный опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает».
4. Продолжать учить адекватно оценивать свой результат и результаты других.
Оборудование:
Демонстрационный: карточки «Время суток», игрушки 3х поросят и волка, макет дома, изображение поезда с подписанными вагонами (1,2,3) и кондуктором, карточка с названием станции «Строительная», солома, ветки и камни, «ступеньки» для рефлексии.
Раздаточный: карточки на каждого ребенка с изображением поросенка и билет-цифра от 1 до 3, зеленая «полянка», 2 (3 для тех, кто быстрее сделает) квадрата, ножницы, соломинка, камешек, веточка.
Краткая аннотация к работе: сценарий НОД составлен в технологии «Ситуация открытия нового знания» и предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель собирает детей возле себя.
- Ребята, чем хотите сегодня заняться? (ответы детей)
-А хотите поиграть?
- Давайте для начала отгадаем загадку:
«Нам не страшен серый волк,
Серый волк — зубами щелк»
Эту песню пели звонко
Три веселых …
Ответ: Поросенка
-Молодцы, догадались. С нами пришли поиграть 3 веселых поросенка из сказки. Хотите послушать их историю? (ответы) Тогда слушайте.
- С приходом зимы 3 веселых поросенка задумались, что холодно и страшно стало жить на природе. Ребята, как вы думаете, почему поросятам холодно? (ответы детей). А почему страшно? (ответы). Верно, зимой выпал снег, ударили морозы и подул сильный ветер. А в лесу жил грозный серый волк! И стали они думать, как же им быть? Куда им спрятаться? Где взять домики? И пришли они к нам в группу просить помощи. Поможем им, ребята? (ответы) А вы справитесь?
-Хорошо.
2. Актуализация знаний.
- Прежде, чем начать работу, давайте сделаем план, как нам помочь поросятам :
1. Определим время
2. Выберем место
3. Решим, как построить домик : прочность, цвет, детали.
4. Построим домики.
-Ребята, а когда надо выполнять работу? давайте повторим с вами время суток: сейчас какое время? Давайте выложим карточки по порядку: что сначала, что потом под слова стихотворения:
Я хочу Вам объяснить,
Как на части день делить
Каждый может по часам
Время дня увидеть сам.
Утром солнышко встает,
За окошком рассветет.
Просыпаться нам пора,
В детский сад идти с утра.
Вот на улице светло,
Время полдника пришло.
Мы гулять, играть идем,
Много дел бывает днем!
Вот и солнышко садится,
Это вечер к нам стучится.
Вся семья вернется в дом,
Соберется за столом.
День закончился давно.
На дворе совсем темно.
Ночь приходит. Нам она
Доброго желает сна.
-В какое время надо начать работу нашим поросятам? (ответы) Верно, утром. 1 пункт плана мы выполнили.
-Итак, со временем мы определились. Теперь давайте решим, где им построить домики? (ответы) На полянке будет безопасно, волк не подкрадется незаметно, его везде будет видно.
-Как нам с поросятами добраться на полянку? (ответы детей)
- Хорошо. Отгадайте загадку, на чем мы поедем:
Что за домики подряд
На колёсах в ряд стоят,
Подбежал к ним сам собой
Самовар с трубой,
Ухватил, покатил,
И след простыл.
( Ответ: Поезд)
Воспитатель выставляет изображение поезда с 3 вагонами, машинистом и кондуктором.

-Молодцы! Посмотрите, перед вами лежат изображения наших поросят и рядом билет с номером вагона. Назовите их, пожалуйста (ответы детей).
-Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Сделай столько же» :
*присесть столько раз, сколько машинистов,
*подпрыгнуть столько раз, сколько кондукторов,
* наклониться столько раз, сколько вагонов у поезда.
Молодцы! Почему наклонились 3 раза?1 прыгнули?1 присели (ответы детей)
Хорошо. Давайте посчитаем, сколько вагонов у нашего поезда? (3) верно. Какой вагон первый?последний?по середине? Кто ведет поезд? А кто собирает билеты? Кто стоит спереди?а кто сзади? Что находится наверху?а что внизу? (ответы)
-Каждому вагону соответствует свой билет. А теперь давайте каждый возьмет своего поросенка и билет, билет отдаст кондуктору, а поросенка посадит в свой вагон, номер которого указан на билете.
-Хорошо. Всем хватило места? Сколько поросят в каждом вагоне – давайте посчитаем. В каждом вагоне по 3 поросенка. Как можно назвать одинаковое количество поросят в вагоне? (поровну) по сколько? (по 3 поросенка)
Звучит гудок поезда
-Ребята, нам пора ехать! Давайте встанем за мной и будем повторять слова и движения: физкультминутка «Паровоз»
Загудел паровоз «Ту-ту-ту-ту»
И вагончики повез.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Далеко их укачу.
Паровоз кричит: «Ду-ду,
Я иду, иду, иду».
А колеса стучат,
А колеса говорят:
«Так-так-так!»
(Дети кладут руки на плечи впереди стоящему ребенку)
(«вагончики» едут по кругу)
(Ходьба на месте, с продвижением вперед. Согнутыми руками делают движения вперед-назад)
- Молодцы! Выполнили второй пункт плана. Ребята, посмотрите, уже наступил день. Мы прибыли на станцию. Как она называется? (Читают, кто умеет).

Молодцы, станция называется «Строительная». Посмотрите, на столах лежат комплекты для будущих домиков поросят. Что вы видите? (2 квадрата, ножницы, зеленый фон)
-Из каких частей будет состоять домик? Верно: основание и крыша. Какой формы будет основание? (квадрат) А крыша? (треугольник).
3. Пробное действие.
–Давайте попробуем из имеющихся деталей сделать такой домик (показывает макет дома). Сели прямо, ноги вместе.
Дети пробуют, не получается сделать крышу.
4. Затруднение.
-Ребята, какое правило мы уже знаем? (Чтобы получился прямоугольник, надо квадрат разделить пополам) Молодцы. А как из квадрата сделать треугольник? (не знают)
-Что у вас возникло (затруднение) что надо сделать? (остановится и подумать, где узнать, как делать из квадрата треугольник) (Дети называют источники информации). Сейчас мы можем спросить у взрослого, прочитать в книге.
3. Открытие нового знания.
-В книге написано: чтобы получить треугольник из квадрата, надо его разделить по диагонали. Ребята, чего мы не знаем? (что такое диагональ). В книге есть схема (показывает схему диагонали).
Давайте повторим правило для треугольника: чтобы получить треугольник из квадрата, надо его разделить по диагонали. Попробуем сложить квадрат по диагонали. Что получилось (треугольник)

4. Включение нового знания в систему знаний.
-Теперь мы сможем построить домики для просят? (да)
Из чего домик у Ниф-Нифа? (из соломы)
Из чего домик у Нуф-Нуфа? (из веток)
Из чего домик у Наф-нафа? (из камня)
-Чей домик самый прочный (Наф-Нафа) Почему (ветки и солому можно раздуть)
Пробуют подуть на солому и ветки, на камень.

Из чего будем строить для поросят? (из камня, самый прочный). Верно! Мы выполнили третий пункт плана.
Приступаем к работе. Сели прямо, ноги вместе, работаем ножницами работаем очень аккуратно. Выкладываем на полянке основание, вырезаем крышу, вспоминая правило (еще раз проговаривают).
Принцип минимакса: -Кто закончил раньше, есть еще один квадрат, чтобы сделать печную трубу (с применением первого правила получения прямоугольника из квадрата)
-Умники! Сделали 4 пункт плана!
-Молодцы! Посмотрите, в сказочной стране наступил уже вечер. Наши поросята говорят вам большое спасибо и хотят поскорее поселится в ваших домиках. Им надо обустраивать свое жилье. И они прощаются с нами! (дети прощаются)
-А мы возвращаемся с вами в группу.

5. Рефлексия.
Дети проходят к коврику с мольбертом.
- Ребята - Где вы сегодня побывали?
- Кому смогли помочь?
- Смогли ли вы сделать домик?
Дети говорят о том, что они смогли сделать домики, потому что теперь знают правило: чтобы сделать треугольник из квадрата, его надо разделить по диагонали.
-У всех получились домики? Кому еще надо потренироваться? Давайте оценим каждый сам свою работу сегодня: поставим смайлик у кого все получилось – на первую ступеньку, кому надо еще потренироваться – на вторую ступеньку!
Молодцы! Отлично поработали!
Список использованных материалов:
1. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа. Учебное пособие. И. А. Помораева, В. А. Позина. «Мозаика-синтез». 2014 г. с. 39-40
2. https://vk.com/@vse_dlja_mam-stihi-dlya-detei-o-chastyah-sutok-utro-den-vecher-noch-12-st
3. https://zagadka.pro/1423.html
4. mdou105lip.ru › files › 2018/07/11 › transport___fizminutki
Треугольник
1 2 3
1 2 3
1 2 3