Татьяна Ласькова
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «В гостях у сказки «Три медведя»
Тема: В гостях у сказки «Три медведя»
Задачи:
Обучающие
-через сюжетную игровую ситуацию формировать элементарные математические представления
- совершенствовать навыки счета в пределах 4;
- закреплять умение сравнивать две группы предметов, добавляя к недостающей группе предмет;
Публикация «Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе „В гостях у сказки „Три медведя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- «Три медведя», сказка
- Темочки
- продолжать знакомство с количественным и порядковым счетом: учить детей правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте»;
Развивающие
- упражнять в умении сравнивать предметы по величине;
- закреплять названия цифр: 1,2,3, 4 и их последовательность;
- развивать внимание, зрительную память, логическое мышление
Воспитывающие
-воспитывать активность, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, помогать друг другу;
-воспитывать отзывчивость, сочувствие.
Оборудование и материалы : Слайды; карточки (по количеству детей) с изображением стульчика с тремя целыми ножками, карандаш – для игрового упражнения «Почини стульчик - обведи по точкам линию «сломанной» ножки»; 4 бочонка разного цвета с наклеенными цифрами от 1 до 4 (по количеству детей) для дидактической игры «Расставь бочонки по порядку», изображение рубашки и сарафана с набором пуговиц для игры «Найди потерявшуюся пуговицу»
Воспитатель:
Дети, я знаю – вы любите сказки! А хотите попасть в сказку? Узнаете, в какую сказку попадем, если отгадаете загадку. Очень важно дослушать ее до конца, даже если вы догадались раньше.
Договорились? Тогда слушайте: «Маша в лес одна пошла, одинокий дом нашла: села – посидела, ложкой кашу съела, спать в кроватке улеглась, хозяев не дождалась! Подскажите вы мне, дети, кто хозяева? (медведи)
Воспитатель предлагает закрыть глаза и попасть в сказку. «Раз, два, три – повернись, в доброй сказке очутись!» Слайд 1 3 МЕДВЕДЯ
Воспитатель: Так в какую сказку мы попали? Вспомним, как звали медведей (папа – Михайло Иванович, мама – Настасья Петровна, сынок – Мишутка). Сколько всего медведей в этой сказке? (три) Как узнали? (посчитали) Здесь нас ждет много интересного! И самое главное – от нас ждут помощи. Вы готовы?
Давайте вспомним, какая неприятность случилась в сказке? (Маша сломала стульчик) Почему? Почему она сломала только его, ведь она сидела на всех стульях? (раскачивалась на нем, он был самый маленький) СЛАЙД-2 (Сломанный стульчик и большой стул)
Воспитатель: У Стула Михайла Ивановича сколько целых ножек? (четыре) Как узнали? (посчитали). А у Мишуткиного стульчика сколько целых ножек? (три ножки). А что нужно сделать, чтобы ножек у маленького стульчика было столько же, сколько и у большого? (добавить еще одну ножку).
Дидактическое задание «Почини стульчик Мишутки» (По точкам соединить непрерывную прямую линию)
Вывод: Итак, у какого стула теперь ножек больше, а у какого меньше? ( Поровну: по четыре)
Мы оказали первую помощь медведям : привели мебель в порядок. СЛАЙД № 3 Стулья: большой, поменьше, маленький
Давайте узнаем, сколько всего стульев в доме. Как узнать? (посчитать) один, два, три – всего три стула. А можно стулья посчитать по-другому? По порядку? Когда считаем по-другому: задаем вопрос «Который по порядку?» стул Михайла Ивановича который по счету? (первый) Настасьи Петровны стул который по счету? (второй, а Мишуткин стульчик который по счету? (третий)
Посчитайте теперь сами. (3-4 ответа детей)
Вывод: Оказывается можно считать по-разному.
Воспитатель: Дети, назовите любимое лакомство медведей (мед). В чем хранят мед? Наши медведи хранят мед в бочонках.
(СЛАЙД – БОЧОНКИ МЕДА: НЕПРАВИЛЬНО РАССТАВЛЕННЫЕ)
Но они запутались, не знают, как поставить бочонки с медом на полочку, чтобы было правильно. Поможем?
Дидактическая игра «Расставь бочонки по цифрам» и объясни выбор (за столами)
Воспитатель: Как думаете бочонок какого цвета должен стоять первым? Почему? (на нем цифра 1) Следующий бочонок какого цвета? Какая цифра ему соответствует? Почему? Который по счету желтый бочонок? Который по счету бочонок стоит между синим и красным? Который по счету бочонок стоит за зеленым?
(СЛАЙД – БОЧОНКИ – ПРАВИЛЬНО РАССТАВЛЕННЫЕ)
Воспитатель: А сколько всего бочонков мы поставили на полочку? (четыре)
Как узнали? (посчитали) Всем ли медведям хватит меда?
СЛАЙД – МЕДВЕДИ, БОЧОНКИ
Одинаковое ли количество бочонков и медведей? Чего больше? Кого меньше? Что надо сделать, чтобы было поровну? (убрать один бочонок или пригласит еще одного героя этой сказки –Машу)
(СЛАЙД – МЕДВЕДИ, МАША И БОЧОНКИ)
Вывод: Думаю, наши медведи довольны порядком, который мы навели на полке у Настасьи Петровны.
После того, как мы потрудились – пора пройтись по лесу, по следам наших сказочных героев.
Физминутка
Три медведя шли домой Ходьба друг за другом в развалку, руки в локтях согнуты у плеч
папа был большой – большой Ходьба на носках, руки вытянуты над головой
мама с ним поменьше ростом Ходьба полу-присядя, руки на поясе
а сынок – малютка просто, очень маленький он был, по лесочку так ходил Ходьба на корточках, руки на коленях
Мед увидит, собирает – папе с мамой помогает
Стоя на месте, приподнимание на носочках, иммитируя доставание меда из дупла
Воспитатель: После таких прогулок медвежья одежда рвется, ведь в лесу много сухих веточек. Вот и сейчас во время прогулки отлетели пуговицы с одежды Настасьи Петровны и Михайла Ивановича. Поможем вернуть пуговицы на место? Но, чтобы все сделать правильно, надо быть очень внимательным. Пуговицы на одежде должны быть разные: Сколько красок в одежде, столько и должно быть на пуговицах геометрических фигур таких же цветов. Сколько цветов в Рубашке Михайла Ивановича? (четыре). Назовите их (желтый, синий, белый, коричневый) Значит подойдет пуговица с четырьмя геометрическими фигурами таких же цветов. А сколько цветов в сарафане Настасьи Петровны? (три цвета – красный, зеленый, оранжевый) Значит и пуговицы надо подбирать с тремя такими же цветами геометрических фигур.
Дидактическая игра «Почини одежду»(две подгруппы)
Проверка: Какую пуговицу подобрали к рубашке и к сарафану? Почему? (Дети объясняют свой выбор и называют цвет и форму геометрических фигур)
Воспитатель: Молодцы, и в этом помогли медведям!
А теперь Мишутка просит нас помочь выполнить правильно задания, которые он получил в Лесной школе (СЛАЙД) :КАРТОЧИ
карточка цифры 1234; 12 4; 2143.
Задание: «Назови цифры», «Какой цифры не стало», «Найди ошибку».
Воспитатель: Пришло время нам возвращаться в детский сад. Закроем глаза и произнесем: «Раз, два, три – повернись – в детском саду очутись!»
Итог: В какой сказке побывали? Чем помогли медведям? (Починили стул, поставили бочонки с медом по порядку, нашли потерявшиеся пуговицы. Как считали? (по количеству и по порядку) Что сравнивали? Что было самым интересным? А что было самым трудным?
Литература:
В. П. Математика в детском саду. Сценарии занятий: 5-6 лет. М, Мозаика–Синтез, 2018