Ольга Тарасенко
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в рамках тематической недели «Моя страна»
▼ Скачать + Заказать документы
(подготовительная группа)
Воспитатель 1 категории МБДОУ № 6 «Улыбка» Тарасенко О. П.
Цель: Продолжать учить составлять число из двух меньших чисел.
Задачи: Учить составлять число 10 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
Закреплять умение определять предыдущее и пропущенное число к названному или обозначенному цифрой в пределах 10.
Упражнять в умении измерять длину и ширину предметов с помощью условной меры.
Оборудование:
Публикация «Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в рамках тематической недели „Моя страна“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Демонстрационный материал : карточки с цифрами 1-3,2-4, 3-5, 4-6, 5-7,6-8,7-9, полочка для книг, 10 книг
Раздаточный материал : 30 прямоугольников одного цвета, 30 квадратов размера, карандаши, листы бумаги, на которых дано начало задания, палочки Кюизенера для измерения длины полочки одного размера, карточки с цифрами 1-9
Ребята, очень много познавательной информации мы получаем из книг Сегодня я из библиотеки принесла новые книги. Пока мы будем их читать, они будут стоять у нас на полочке в группе.
Ребята, а я смогу поместить книгу на полочку? Как я смогу это узнать?
Что нам надо сделать,Карина?
( Карина: «Измерить высоту полки и высоту книги, а затем сравнить результат измерения)-
Педагог:
Сейчас я буду задавать вопросы для всех, но отвечать будут только те дети, кого я назову. Чем мы будем измерять высоту полочки и книги,Глеб?
Глеб: Высоту измеряем меркой.
Воспитатель: Что такое мерка?
Ответ ребенка : То, чем измеряют, называется меркой.
Воспитатель: Сегодня условной меркой будет палочка Кюизенера
Воспитатель: Как мы ставим мерку,Матвей?
Матвей: Мерку ставим точно от конца снизу вверх.
Воспитатель: Как называется место, где мы отметили конец мерки, Настя? (Это- метка)
Воспитатель: Как мы укладываем мерку по высоте, Маша?
Маша: Мерку укладываем точно по прямой линии, в точке точно отмечаем место, на которое пришелся конец мерки.
Воспитатель: Сколько раз мы укладываем мерку?
Карина: От одного конца до другого.
. Воспитатель обобщает: начинать измерения нужно ставить точно от конца снизу вверх до другого конца. измерять надо точно и аккуратно. Неточные действия приведут к ошибочному результату!
Педагог:
Измерять высоту полочки будут Арсений и Маша. Все остальные ребята начинают измерять высоту книги. Результат измерений вы обозначите цифрой.
(Воспитатель проходит по проходу и следит за правильным выполнением измерений.)
Воспитатель: Сколько раз мерка уложилась в высоте книги, …полочки? На что указывают это число? (Сколько раз мерка уложилась в высоте полочки. Количество мерок определяет размер предметов).
По окончанию измерения дети показывают результат обозначенной цифрой.
Педагог:
Сколько мерок высота полочки, Миша?
Миша: Высота полочки 7 мерок.
Воспитатель: Давайте вместе подумаем, поместятся книги на полочке или нет.
Дети: Полочка выше книги, значит книга поместится на полочке. Значит мы можем разместить книги на полочке, так как высота 7 мерок выше 6 мерок. 7 больше 6.
Сейчас мы пройдем за столы, для продолжения работы.
Воспитатель: Ребята, а сколько книг у нас на полке? Я напоминаю, что вопросы я задаю всем, а отвечает только один, кого я назову! Сколько книг стоит на полочке, Лера?
Лера: На полочке стоит 10 книг.
Воспитатель: А как ты это узнала (Сосчитала.)
Воспитатель: Матвей, ты согласен, а как ты узнал, что 10 книг (Я сосчитал)
(Ребята, сосчитайте книги (напоминаю, если это необходимо по правилам счета: слева на право, пальчиком дотрагиваясь до каждого предмета и последнее числительное соотносить с предметом, делая круг в воздухе. Молодец!)
После этого воспитатель отодвигает одну книгу в сторону- «Мы прочли одну книгу и отодвинули ее вправо»
Воспитатель: А сейчас сколько книг в данной группе? ….Елисей, ты можешь дать ответ?
Елисей: 10 книг!
Педагог: Давай проверим! Что нужно сделать, чтобы проверить, что число книг в данной группе 10?
Елисей: Сосчитать!
Воспитатель: Лера, сосчитай, пожалуйста! (Ребенок считает.)
А чем же отличается эта группа предметов от предыдущей. Кто мне скажет?
Ребенок: 9 книг стоит на месте, а 1 отодвинута вправо. А всего вместе составляют число 10.
Педагог:
Обозначьте цифрами, как мы разделили число 10 на два меньших числа.
Лера: 9 и 1 будет 10
Воспитатель: «Молодцы, вы правильно выполнили задание», - и отодвигает еще одну книгу.
Педагог: «-А что вы можете сейчас сказать?»
Лера: «Всего 10 книг»
-А почему же опять 10. Давай проверять! Как мы будем проверять?
Матвей: «-Сосчитать (Ребенок считает)В группе слева-1,2,3,4,5,6,7,8 книг, а справа-1,2. А всего 10 книг.
Педагог «- Обозначьте цифрами, как мы составили число 10 из двух чисел.
Молодцы, вы правильно выполнили задание» и отодвигает еще одну книгу.
«-А что вы можете сейчас сказать? Сколько всего книг?»
Настя: «Всего 10 книг»
Педагог: «Давайте проверять! Что будем делать?»
Миша: «Сосчитать!»(Ребенок считает, а все дети цифрами обозначают как составили число 10 из двух меньших чисел. (В группе слева 1,2,3,4,5,6,7, а в группе справа 1,2,3, а всего 1….10)
Педагог : верно, обозначьте цифрами, как мы составили число 10 из двух меньших чисел. (7 и 3 будет 10 книг)
Молодцы, вы правильно выполнили задание» и отодвигает еще одну книгу.
«-А что вы можете сейчас сказать?»
Маша: Всего книг -10. Чтобы проверить, их надо сосчитать!-(пересчитывает)
Всего 10 книг. В группе слева- 1,2,3,4,5,6, книг, в группе справа-4 книги. Но все- равно всего 10 книг.
Педагог : верно, обозначьте цифрами, как мы составили число 10 из двух меньших чисел. (6 и 4 будет 10 книг)
Ребята, как вы составили число 10? Вы все согласны?
Дети: число 10 мы составили по – разному.
Молодцы, вы правильно выполнили задание» и отодвигает еще одну книгу.
«-А что вы можете сейчас сказать? Сколько всего книг?»
Настя: «Всего 10 книг»
Педагог: «Давайте проверять! Что будем делать,Лера?»
Лера: «Всего 10 книг. В группе слева- 1,2,3,4,5 книг, в группе справа-5 книг. Но всё равно всего 10 книг. (5 и 5 будет 10 книг)»
Педагог : «Верно, обозначьте цифрами, как мы составили число 10 из двух меньших чисел.
Ребята, как вы составили число 10? Вы все согласны?
Молодцы, вы правильно выполнили задание» и отодвигает еще одну книгу.
«-А что вы можете сейчас сказать? Сколько всего книг, Настя?»
Настя: «Всего 10 книг»
Педагог: «Давайте проверять! Что будем делать?»
Карина: Всего 10 книг. В группе слева- 1,2,3,4 книг, в группе справа-1,2,3,4,5,6 книг. Но все- равно всего 10 книг.
Педагог : верно, обозначьте цифрами, как мы составили число 10 из двух меньших чисел. (4 и 6 будет 10)
Ребята, как вы составили число 10? (Сосчитали)
Молодцы, вы правильно выполнили задание» и отодвигает еще одну книгу.
«-А что вы можете сейчас сказать? Сколько всего книг?»
Настя: «Всего 10 книг»
Педагог: «Давайте проверять! Что будем делать?»
Педагог : «Верно, обозначьте цифрами, как мы составили число 10 из двух меньших чисел. (3 и 7 будет 10)
Ребята, из каких чисел мы составили число 10.»
Дети : «Всего 10 книг»
Педагог: «Давайте проверять! Что будем делать?»
Карина: Всего 10 книг. В группе слева- 1,2 книг, в группе справа-1,2,3,4,5,6 ,7,8 книг. Но все- равно всего 10 книг.
Педагог : верно, обозначьте цифрами, как мы составили число 10 из двух меньших чисел. (1 и 9 будет 10 книг)
Что мы с вами сейчас делали? (Мы составляли число 10 из двух меньших чисел.)
9 и 1 будет 10,8 и 2 будет 10, 7 и будет 10.
Воспитатель: А сейчас физминутка:
Вы,наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали (1,2,3,4)
Ручками похлопали (1,2,3,4)
До носочков дотянулись
Вправо, влево повернулись.
Дружно сели,
Дружно встали(1,2,3,4)
Весело попрыгали, попрыгали., попрыгали
Тихо все на место сели.
Глазки крепко закрываем
Дружно до 8 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем
Педагог:
Сейчас мы будем помогать библиотекарю расставлять книги на полки в шкафы. Сколько полок в вашем книжном шкафу? (Перед каждым лист разделенный на 3 полки). На каждую полку ставим только 10 книг, большие книги с левой стороны полки, это прямоугольники, а маленьких книги справой стороны –это квадраты, (а всего на полочке -10 книг)., мы ставим две группы книг, их можно поставить по- разному кто как хочет. Начинаем с верхней полочки.
Дети приступают к выполнению задания. Педагог контролирует работу детей ( вопросы: а ты на второй полочке правильно сосчитал книги, сколько надо поставить книг слева теперь- сосчитай сколько всего. Правильно выполненная работа! Как ты это сделал?)Что мы сейчас сделали? Кому мы помогли? Как мы помогли библиотекарю?
Педагог:
В книге, подаренной библиотекарем нам за хорошую работу, есть занимательная игра «Назови потерянную цифру». Для игры нам надо вспомнить понятие «Предыдущее и последующее число».
Ребята, какое число называется предыдущим? (число, которое меньше на один). Ребята, а какое число называется последующим? (Число, которое больше на один)
Вот теперь мы можем поиграть. Я показываю предыдущую и последующую цифры, а вы показываете цифру между предыдущей и последующей. Вопрос будет для всех, но отвечать будет только тот, кого я назову. Маша, какая цифра потерялась (ответ) Молодец Маша, ты правильно сказала. Карина! А здесь, какая цифра потерялась (ответ) Владик, Карина правильно назвала цифру? (по необходимости предложить ребенку подумать, если он ошибся) Арсений, какая цифра потерялась? Матвей правильно назвал потерявшуюся цифру,Арсений. Молодцы! Правильно! Настя, какая цифра потерялась (ответ) Елисей, как ты думаешь? Правильно выполнили задание?
2-4,8-10,3-5,7-9,5-8.
Вот наше занятие подошло к концу. Мне сегодня понравилось с вами работать, вы отвечали правильно, слушали вопросы. А вам, что вам понравилось сегодня, в какие игры вы играли с удовольствием.