Елена Подойницына
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 «Сказка» г. Холмска
муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области
Конспект
организованной образовательной деятельности
по формированию элементарных математических представлений
детей старшего дошкольного возраста
в рамках открытого занятия
МБДОУ д/с № 2 «Сказка»
Разработала: воспитатель
Подойницына Елена Валерьевна
Холмск
2016 г.
Публикация «Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: упражнение детей в счёте двойками; в счёте в пределах 20; измерении длины разными мерками.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Задачи образовательных областей:
ОО «Познавательное развитие»: развивать общие представления о множестве: умении формировать множества по заданным основаниям, видеть основные части множества. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счёта, составления пар предметов.
Продолжать работу над формированием первоначальных измерительных умений. Продолжать формировать умения измерять длину и ширину (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Формировать умение детей ориентироваться на ограниченной территории (страница тетради). Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде схемы.
Продолжать формировать умение различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 30 минут, 1 час). Формировать умение определять время по часам с точностью до 1 часа.
ОО «Речевое развитие»: продолжать совершенствовать диалогическую форму речи; формировать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении (числительных с существительными).
ОО «Социально- коммуникативное»: формировать готовность детей к совместной деятельности. Воспитывать усидчивость, терпеливость, умение слушать и выполнять указания воспитателя, сосредоточившись на выполнении учебной задачи.
Оборудование и материалы: «математический набор» (на каждого ребёнка, полоски «ткани» одной длинны (на каждого ребёнка, условные мерки одной ширины и разной длины, простые карандаши, макеты часов (на каждого ребёнка, тетрадки, ручки.
Планируемые результаты: умеет определять множества по заданным основаниям, видеть основные части множества, устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счёта, составления пар предметов; умеет измерять длину и ширину (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку); умеет ориентироваться на ограниченной территории (страница тетради); умеет различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 30 минут, 1 час, определять время по часам с точностью до 1 часа.
Ход НОД:
Воспитатель: ребята, сегодня у нас пройдёт не просто «урок» математики, а он будет особенный. А вы знаете, что в школе в конце учебного года проводятся экзамены, на которых ученики показывают свои знания по тому или иному предмету. А принимает экзамен специальная комиссия, из учителей, которые и оценивают знания ученика. Так вот у нас с вами сегодня пройдёт такой «экзамен», а в группе присутствует комиссия из воспитателей нашего детского сада.
1часть: дети садятся за столы.
Дети работают парами с «математическими наборами».
Воспитатель предлагает детям отсчитать две палочки красного цвета и положить их рядом, потом отсчитать ещё две палочки синего цвета и положить их под палочки первого ряда (палочки в следующих рядах они могут класть в любом порядке).
Воспитатель: сколько палочек вы отсчитали?
Дети: четыре палочки.
Воспитатель: как получилось четыре?
Дети: к двум палочкам прибавили ещё две палочки, и получилось четыре.
Воспитатель: отсчитайте ещё две жёлтых палочки и положите их под палочки синего цвета. Сколько получилось рядов?
Дети: три ряда.
Воспитатель: сколько всего палочек отсчитали?
Дети: шесть палочек.
Воспитатель: теперь посчитайте палочки двойками.
Дети: два, четыре, шесть.
Воспитатель: отсчитайте две зелёные палочки и положите их под жёлтыми. Сколько раз отсчитывали?
Дети: четыре раза.
Воспитатель: сколько палочек отсчитали?
Дети: восемь палочек.
Воспитатель: посчитайте парами. Как у вас получилось число восемь?
Дети: к 6 палочкам прибавили 2 палочки, и получилось 8.
Воспитатель: как по - другому можно прибавить 2 палочки?
Дети: к 6 прибавить 1получится 7, и ещё 1 будет 8.
Воспитатель: отсчитайте ещё 2 палочки красного и положите их под четвёртым рядом (вопросы задаются те же, что и в предыдущих заданиях).
Воспитатель: теперь сравните друг у друга, как расположены палочки и есть ли среди них палочки, расположенные одинаково.
Воспитатель подходит к каждой паре детей и проверяет правильность выполнения задания. Необходимо проследить за тем, чтобы при счёте двойками дети дотрагивались до палочек.
2часть:
Дети работают парами.
Воспитатель: (показывая две полоски) представьте, что это «ткань», из которой мы будем делать для кукол «шарфы». Как вы думаете, у кого из вас «материал» длиннее? Как это проверить?
Дети: надо их померить (прикладывают одну полоску к другой и убеждаются, что полоски одинаковой длины).
Воспитатель: у вас на столах лежат мерки, давайте вспомним правила измерения: мерку положить на полоску, с края отметить её конец карандашом, выставить на память предмет. После этого перенести мерку дальше и продолжить измерение.
Дети измеряют полоски, а потом разрезают их на части.
Воспитатель: сколько «шарфиков» у вас получилось?
Дети: 5 и 7 (примерные ответы)
Воспитатель: у вас были полоски одной длины, но у кого-то получилось 5 «шарфиков», а у кого-то – 7. Почему?
Дети: мерки были разной длины. Чем меньше мерка, тем больше число и чем больше мерка, тем меньше число.
Примечание: мерки до начала работы не сравниваются по длине. Это дети сделают по завершении работы.
Физкультминутка «Часы».
Дети образуют круг, их руки опущены. Воспитатель читает стих-е:
Тик и так, тик и так.
Нам часы стучат вот так.
Нам часы повесили,
Стало сразу весело.
Как только воспитатель начинает четверостишие, дети сгибают руки в локтях, поднимают их вверх и в ритме стих-я делают наклоны туловища и головы вправо и влево. Когда стих-е кончается, дети опускают руки вниз.
Правило: движения делать точно в ритме стих-я.
Примечание: стих-е читает взрослый, дети не повторяют за ним, иначе у них будет нарушаться дыхание.
3я часть. Д. и. «Отгадай-ка» (решение логических задач)
1. У Оли было 7 орехов. Один она отдала сестре, и орехов стало поровну. Сколько орехов было у сестры вначале?
2. Карандаш разделили на три части. Сколько сделали разрезов?
(Два)
3. Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 7 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги? (7 кг)
4.Дети лепили снеговика. После этого на батарее сохли шесть варежек. Сколько детей лепили снеговика? (трое)
5.В пруду плавало семь уток. Трое из них нырнули. Сколько уток осталось в пруду? (Семь: четыре плавают, а три под водой.)
6.Из-под ворот видно восемь собачьих лап. Сколько собак за воротами?
(Две собаки.)
7.Что тяжелее - килограмм ваты или килограмм камней?
(Вес одинаковый.)
8.Мама разрезала шоколадный батончик на три части.
Сколько разрезов она сделала? (Два разреза.)
9.Длина бревна пять метров. В одну минуту от этого бревна отпиливают по одному метру. За сколько минут распилят бревно? (за 4 минуты).
10.Сапожник решил починить 2 пары ботинок. На каждый каблук он набьет набойку, каждую набойку он прибьет двумя гвоздями. Сколько набоек и гвоздей ему понадобится? (4 набойки, 8 гвоздей)
4я часть. Сидя за столом: часы.
Воспитатель: (в руках макет часов) сколько времени показывают мои часы?
Дети: час.
Воспитатель: как расположены стрелки, когда часы показывают ровно час?
Дети: минутная длинная стрелка должна сделать полный круг, это означает, что прошёл час, а часовая короткая стрелка при этом передвинется к следующей цифре.
Воспитатель: поставьте на ваших часах стрелки так, чтобы они показывали ровно час. Если пройдёт ещё один час, как будут стоять стрелки?
Дети: минутная стрелка пройдёт полный круг и опять вернётся на 12, а часовая передвинется к цифре 2.
Воспитатель: как передвинутся стрелки, если прошёл не полный час, а половина?
Дети: минутная стрелка пройдёт только половину круга.
Воспитатель: минутная стрелка на ваших часах прошла половину круга. На какую цифру указывает стрелка?
Дети: на цифру 6.
Воспитатель: минутная стрелка указывает на цифру 6, а где должна стоять часовая стрелка?
Дети: между цифрами 2 и 3.
Воспитатель: кто может определить который час показывают часы?
Дети: на часах 2часа 30 минут или половина третьего.
Затем воспитатель предлагает детям поставить на своих часах половину пятого, половину восьмого, ровно 10, 6, 12 часов.
5я часть. Графический диктант.
1. Одна клетка наискосок вверх вправо.
2. Одна клетка наискосок вниз вправо.
3. Две клетки наискосок вверх вправо.
4. Две клетки наискосок вниз вправо.
5. Одна клетка наискосок вверх вправо.
6. Одна клетка наискосок вниз вправо.
7. Две клетки наискосок вверх вправо.
8. Две клетки наискосок вниз вправо.