Анна Евдокимова
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе.
Тема: «Необыкновенное путешествие на планету Математика»
Образовательные задачи :
- учить называть последующее и предыдущее число; решать арифметические задачи на слух;
Публикация «Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
-закрепить знания детей о геометрических фигурах; (ромб, овал, прямоугольник, квадрат, круг, треугольник);
- закрепить представление детей о составе числа 5;
- закрепить представление детей о временах года, дней недели, частей суток, и их последовательности;
- закрепить знания о космосе, дать знание о космическом теле «Метеорит»;
- совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах десяти; количественного и порядкового счета;
-упражнять детей в ориентировке в пространстве относительно предмета (справа, слева, за, на, перед);
- продолжать учить подбирать слова – антонимы, связно выражать свои мысли.
Развивающие задачи:
- развивать логическое мышление, воображение, внимание, память, конструктивные способности.
Воспитательные задачи:
- воспитывать дружеские взаимоотношения, умение слушать товарища
- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Здоровьесберегающие задачи :
- создавать психологический комфорт путём рационального сочетания разных видов детской деятельности, снимать физическое напряжение посредством двигательной активности.
Коррекционные задачи:
- развивать мелкую и общую моторику, зрительно – моторную координацию, зрительно-пространственное и временное представление, зрительное внимание,
- повышать остроту зрения,
- совершенствовать цветовое восприятие;
- готовить к формированию бинокулярного зрения.
Демонстрационный материал :
- послание в форме звезды - открытки;
- резиновый мяч;
- видеопризентация слайд № 1 «Ракета», № 2 «Шаттл», №3 «Старт ракеты», №4 «Сообщение из центра управления полетами», №5 «Голос жителей планеты Математика», №6 «Метеоритное скопление», №7 «Столкновение астероидов», №8, №9 «Горение метеорита», № 10 видео «Метеоритный дождь», №11 аудиозапись “Падение метеорита”, №12 «Радиошум».
- разрезная картина «Ракета» ,разрезная картинка - «Ракета» (тень) для фланелеграфа.
- атрибут к развивающей игре «Отгадай код» (ромб,овал,триугольник,пятиугольник)
- ноутбук
- картинка «Созвездие числа 5»
- желтые звезды 6 штук (8 см)
- белые звезды 15 штук (8 см)
- наушники
- атрибут к дидактической игре «Продолжи ряд» (полоса с геометрическими фигурами, детали корабля)
- зрительные ориентиры (планета «Земля», планета «Марс», луна, солнце)
- макет планеты Математики
- дверь космического корабля (дуга)
- полоска бумаги с названием ракеты
Раздаточный материал :
- (полоски) «математические неравенства»
- конверты с цифрами от 1 – 10
- атрибуты к дидактическая игра «Продолжи ряд»
полоски с геометрическими фигурами
геометрические фигуры (ромб, овал, прямоугольник)
Ход ЗАНЯТИЯ:
Группа украшена по теме «Космос». По сигналу колокольчика дети подходят к воспитателю. У воспитателя в руках послание.
Воспитатель: Дети, подойдите ко мне пожалуйста. Ребята, повернитесь, посмотрите, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся. (здороваемся)
– Поздоровались, молодцы, посмотрели на гостей, а теперь повернитесь ко мне. Встаньте поудобнее, что бы никто друг другу не мешал. (дети встают полукругом в 2 ряда)
- Сегодня, когда я зашла в группу, то увидела на подоконнике звезду. Вот она, посмотрите. (показываю, открываю ее)
– Ой, что это? Она принесла нам послание!
Воспитатель читает послание
«Всем! Всем! Всем! Кто получит это послание! Мы, жители планеты Математика, попали в беду! По нашей планете пронесся разрушительный ураган. Он оставил нас без крова! Мы просим вас помочь, вернуть наши дома на свои места!»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто живет на планете Математика?
Дети: Цифры, знаки, задачи, геометрические фигуры
Воспитатель: Да, ребята, там живут цифры, числа, геометрические фигуры, задачи и примеры.
- Поможем жителям планеты Математика?
Дети: Да
Воспитатель: Как вы думаете, куда нам придется отправиться?
Дети: В космос.
Воспитатель: А что такое космос? Что можно увидеть в космосе?
Дети: Планеты, кометы, звезды, космические корабли, спутники.
Воспитатель: В космосе можно встретить планеты, звезды, астероиды, кометы и метеориты, там летают космические ракеты, спутники, там нет кислорода и всегда темно.
– Ребята, подскажите мне, пожалуйста, как называют людей, которые летают в космос?
Дети: Космонавты
Воспитатель: Как звали первого человека, космонавта, полетевшего в открытый космос? Первого человека, который побывал там?
Дети: Юрий Гагарин
Воспитатель: Когда он совершил этот полет?
Дети: 12 апреля 1961 года,
Воспитатель: Ребята, космонавты, люди особенные… Как вы думаете, каким должен быть космонавт?
Дети: Смелый, здоровый, умный.
Воспитатель: Хорошо, вы правильно сказали. Но он должен обладать еще несколькими качествами. А какими,вы узнаете, если мы поиграем в игру «Скажи наоборот». Дети, встаньте в круг.
- Я называю слово,а возвращая мне мяч, вы должны назвать слово с противоположным значением
Ленивый-трудолюбивый
Злой-добрый
Слабый-сильный
Трусливый-смелый
Неуклюжий –ловкий
Глупый-умный
Грязный-чистый
Больной-здоровый
(воспитатель встает в круг к детям)
Воспитатель: И так ребята, каким должен быть космонавт?
Дети: Смелый, отважный, умный, здоровый, трудолюбивый, ловкий, добрый, сильный.
Воспитатель: Космонавты люди смелые, отважные, умные, здоровые, не боятся высоты.
- А на чем можно полететь в космос?
Дети: На космическом корабле : ракета, шаттл.
Воспитатель: Правильно дети. Посмотрите на них. (смотрим фото космических кораблей, слайд №1, №2)
– И так, сегодня мы превратимся в космонавтов и полетим на планету Математика. Но что бы добраться до планеты Математика, что нам нужно?
Дети: Нам нужен космический корабль.
Воспитатель: Да, нам нужен космический корабль. А какой он будет, мы узнаем, собрав его из разных деталей.
– Пройдем в сборочный цех. (1 группа детей подходит к столу, где расположена разрезная картинка космического корабля – ракета; 2 группа детей подходит к мольберту, где разрезная картинка корабля – ракета - тень)
– Соберите наш космический корабль! (дети собирают Ракету)
– Что у вас получилось?
Дети: Ракета
Воспитатель: Правильно – это ракета.
– А кто помнит, как называлась ракета, на которой Юрий Гагарин совершил свой первый полет?
Дети: Восток – 1
Воспитатель: Вот и мы с вами сегодня полетим в открытый космос на нашей ракете. Давайте тоже дадим ей название.
- Как можно назвать нашу ракету?
Дети: Быстрая, Скорость, Искра
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что я думаю… Мы с вами дружные ребята, значит, ракету надо назвать…
Дети: Дружба
Воспитатель кладет название на ракету
Воспитатель: И так наша ракета называется «Дружба».
Воспитатель: Ребята, а куда мы с вами на ней полетим?
Дети: На планету Математика
Воспитатель:
– И так, экипаж может занять свои места на борту корабля! (дети проходят на места, подлезая под дугу)
– Вот теперь мы готовы к путешествию!
Воспитатель: Но чтобы ракета взлетела вам нужно разгадать код. Вот он. (воспитатель открывает на доске код из геометрических фигур)
– Код состоит из геометрических фигур, рядом с которыми надо поставить определенные цифры. Подумайте, какую цифру надо поставить рядом с треугольником?
Дети: Цифру 3 и т. д.
– Молодцы, вы проявили смекалку и сообразительность они нам пригодятся в нашем путешествии.
- Отправляемся в путь. Внимание, внимание, приготовьтесь к пуску ракеты. Начинаем обратный отсчет времени – 10, 9, 8, 7… пуск!»(считаем) СТАРТ!
(воспитатель нажимает кнопку пуска, включается запись звука двигателя, и видео №3 «Полет в космосе»)
- Итак, заработали моторы, ракета набирает нужную высоту, космонавты удобно расположились в креслах и приготовились к работе на борту.
Мои юные космонавты, мы с вами настоящий космический экипаж.
На борту каждого корабля, капитан ведет бортовой журнал и у нас с вами он тоже есть.
(воспитатель показывает его)
- Но чтобы его нам с вами заполнить, надо ответить на вопросы:
-Какое сейчас время года?
Дети: Осень
Воспитатель: Сколько всего времен года? Назовите их.
Дети: 4 времени года, осень, зима, весна, лето
Воспитатель: Сколько всего осенних месяцев?
Дети: Всего 3 осенних месяца
Воспитатель: Назовите осенние месяца?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь
Воспитатель: Какой сейчас месяц осени?
Дети: Октябрь
Воспитатель: Он который по счету?
Дети: Октябрь второй по счету месяц осени
Воспитатель: Сколько дней в неделе? Назовите их.
Дети: В неделе 7 дней, понедельник,вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье
Воспитатель: Какой сегодня день недели?
Дети: Сегодня вторник
Воспитатель: Если сегодня вторник, то завтра будет?
Дети: Завтра будет среда
Воспитатель: А вчера был?
Дети: Вчера был понедельник
Воспитатель: Сколько частей суток вы знаете? Назовите их.
Дети: 4 части суток, утро, день, вечер, ночь
Воспитатель: Какое время суток сейчас?
Дети: Сейчас утро
Воспитатель: Какие вы у меня смышленые, все правильно, хорошо, спасибо вам за помощь, наш бортовой журнал заполнен!
–Посмотрите в этот иллюминатор.
(На мольберте появляется созвездие числа 5)
- Экипаж, внимание! Перед нами созвездие числа 5. (рассматриваем его)
- Сколько звезд в этом созвездии? Посчитаем! (считаем)
– Ой, смотрите как много звезд в космосе. (у мольберта стоят подносики со звездочками, воспитатель показывает их)
- Здесь звездочки какого цвета (белые, а здесь (желтые?
-Звездочки очень озорные и любят играть, давайте с ними немного поиграем?
- Соберем звездные дорожки числа 5. Здесь звезды всегда выстраиваются в ряд, в число 5.
- И так, как можно получить число 5?
(вызывается 1 ребенок к мольберту, потом меняется)
– Выложи 5 звезд желтого цвета и положи их в ряд.
– Сколько звезд ты отсчитал?
Дети: Всего 5 звезд
Воспитатель: Замени последнюю звезду, звездой другого цвета.
– Сколько желтых звезд?
Дети: Желтых звезд 4
Воспитатель: Сколько белых звезд?
Дети: Белых звезд 1
Воспитатель: Сколько всего звезд в ряду?
Дети: Всего 5 звезд
Воспитатель: Выложи 3 желтых и 2 белых звезды, и положи их под звездами первого ряда.
Воспитатель: Сколько желтых звезд?
Дети: Желтых звезд 3
Воспитатель: Сколько белых звезд?
Дети: Белых звезд 2
Воспитатель: Сколько всего звезд в ряду?
Дети: Всего 5 звезд
Воспитатель: Выложи 2 желтых и 3 белых звезды, и положи их под звездами второго ряда.
Воспитатель: Сколько желтых звезд?
Дети: Желтых звезд 2
Воспитатель: Сколько белых звезд?
Дети: Белых звезд 3
Воспитатель: Сколько всего звезд в ряду?
Дети: Всего 5 звезд
Воспитатель: Выложи 1 желтую и 4 белых звезды, и положи их под звездами третьего ряда.
Воспитатель: Сколько желтых звезд?
Дети: Желтых звезд 1
Воспитатель: Сколько белых звезд?
Дети: Белых звезд 4
Воспитатель: Сколько всего звезд в ряду?
Д - Всего 5 звезд
Воспитатель: Выложи 5 белых звезд, и положи их под звездами четвертого ряда.
Воспитатель: Сколько белых звезд?
Дети: Белых звезд 5
Воспитатель: Есть место для желтых звезд?
Дети: Для желтых звезд нет места
Воспитатель: Значит сколько желтых звезд в этом ряду?
Дети: 0 желтых звезд
Воспитатель: Сколько всего звезд в ряду?
Дети: Всего 5 звезд
Воспитатель: И так, как вы видите, число 5 можно получить разным способом. Скажите, как можно получить число 5.
Д - 4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1и 4, 5 и 0
Воспитатель: Космонавты на борту космического корабля объявляется разминка…
Физкультминутка «Космос»
Один, два, три, четыре, пять,
(ходьба на месте)
В космос мы летим опять.
(соединить руки над головой)
Отрываюсь от Земли,
(подпрыгнуть)
долетаю до Луны.
(руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим,
(покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим.
(ходьба на месте)
Дети садятся на места
(звучит аудиозапись)
Слайд №4 «Сообщение из центра управления полетами» : «Дружба, Дружба, это Земля. У вашего корабля обнаружена неисправность. Срочно устраните ее!»
Воспитатель: Ребята, что то сломалось. Помогите мне устранить поломку!
Вот детали корабля (воспитатель демонстрирует полосу с недостающими фигурами и прикрепляет к мольберту)
Воспитатель: Назовите какой геометрической формы детали корабля. (овал, ромб, прямоугольник)
- У вас на столах лежат еще детали.
- Посмотрите, подумайте, какие детали потерялись, каких геометрических фигур не хватает. Вам надо продолжить ряд, чтобы устранить неисправность
- Лера, подойди ко мне. Лера будет работать со мной, а вы на своих местах.
(дети выполняют задание)
– Замечательно! Все справились с заданием. Поломка устранена!
Гимнастика для глаз:
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, посмотрите в иллюминатор, посмотрите на право, посмотрите налево, присядьте, привстаньте, посмотрите вверх. (руки сложены в форме круга, у лица) Что вы видите? (планеты, солнце)
- Внимание! Внимание! Вижу космические тела. Найдите глазами планету Земля, планету Марс, Луну, Солнце. (3 раза)
- Давайте закроем наши глазки, погладим их, они наверно очень устали…
(пока дети массируют закрытые глаза, открываю макет планеты Математика)
- Открываем глаза, посмотрите,перед нами планета Математика. Приземляемся.
–Экипаж может покинуть корабль. Подойдите ко мне. (воспитатель стоит около макета)
- Вот она планета математики, вот ее жители цифры. (перед детьми макет планеты)
- Вспомните с какой просьбой они к нам обратились?
Дети: Помочь вернуть дома на свои места.
Воспитатель: Бедные жители, они остались без крова над головой. Давайте им поможем? Будьте внимательны! Дома нужно расположить в определенной последовательности и в определенном направлении.
Первый дом был красным с квадратным окном и стоял справа от ели.
Второй дом был синим с треугольным окном и стоял слева от ели.
Третий дом был зеленым с круглым окном и стоял справа от второго домика.
Четвертый дом был желтым с овальным окном и стоял за фонарем
Пятый дом был фиолетовым с прямоугольным окном на цветочной поляне.
Шестой дом был оранжевым с квадратным окном и стоял перед скамейкой
Седьмой дом был коричневым с треугольным окном справа от реки
Восьмой дом был розовым с круглым окном и стоял слева от реки
Девятый дом был голубым с овальным окном и стоял перед машиной
Десятый дом был белым с окном в форме ромба и стоял за забором
(Дети ставят каждый дом на свое место).
Воспитатель: Вот теперь ребята вы молодцы, помогли жителям планеты!
(звучит голос жителей планеты математики слайд № 5)
«Спасибо, ребята, нам стало так уютно и спокойно в наших домах, когда вы их вернули на свои места. А что бы не скучали мы предлагаем поиграть.»
Воспитатель: Проходите на свои места. (дети садятся на свои места)
- И так первая игра «Назови соседа»
- Разложите перед собой цифровой ряд от 1 – 10. Жители планеты математики просят вас показать своих соседей. Я подниму домик с его жителем, а вам надо показать его соседей, используя свои цифры, которые лежат пред вами.
- Кто сосед цифры 5 (дети показывают) и т. д.
– Какие вы быстрые и смышленые!
Воспитатель: Вы, ребята,молодцы! Помогли жителям планеты Математика!
- Здесь конечно очень интересно, но нам пора домой на Землю. Попрощайтесь с жителями планеты Математики, помашите им рукой! (до свидания)
- Внимание, внимание, приготовьтесь к пуску ракеты. Экипаж готов? Начинаем обратный отсчет времени – 10, 9, 8, 7… пуск!»(считаем) Поехали!
(воспитатель нажимает на кнопку на пульте управления – ноутбук, включается запись звука двигателя, и видео №3 «Полет в космосе»)
– И так, мой дружный экипаж, мы с вами летим обратно, в детский сад.
- Ой посмотрите в иллюминатор. (слайд №6 «Метеоритное скопление»)
- Что это?
Дети: Метеориты.
Метеорит – это небольшой кусок Астероида. Астероиды (большие куски скалы, это остатки мусора, после образования планет в солнечной системе) сталкиваются и их осколки это и есть Метеориты. (слайд №7) Когда метеорит попадает в слои атмосферы земли, то начинает гореть. (слайд №8, №9). Они светятся в темном небе как падающая звезда. Именно это явления часто называют падающей звездой.
Падение сотен и тысяч метеоритов в ограниченном секторе неба (то есть части неба) называют Метеоритным дождем. (слайд № 10 видио)
Воспитатель: Ребята, встаньте, посмотрите в другой иллюминатор, посмотрите налево, посмотрите на право, присядьте, привстаньте, что вы видите? (детский сад)
- Перед нами детский сад, мы приземляемся.
– Экипажу можно покинуть корабль, подойдите ко мне.
3. Рефлексия:
Воспитатель:
- Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- Куда мы летали?
- Что больше всего вам понравилось в нашем приключении?
- Что для вас было сложно?
- Что нового вы узнали?.
Звучит радиошум. Воспитатель надевает наушники: (слайд № 12)
Воспитатель: “Да. да. прием. получили,спасибо вам большое…”
- Ребята, жители планеты математики спросили у меня, получили ли мы угощения, и еще раз благодарят вас за помощь.
-Вот оно! Наш телепорт доставил его.
- Я вижу у вас хорошее настроение, сохраните эти улыбки на целый день! Занятие окончено, можете поиграть, скоро будем пить чай!