Ольга Фролова
Конспект НОД по формированию целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста «Весенние цветы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать экологическую культуру у детей, прививать любовь к природе родного края, воспитывать бережное отношение к ней.
1. Развивающие задачи:
1)Развивать познавательные способности детей :
• способность наблюдать сезонные изменения в природе;
• способность анализировать свои наблюдения и устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе весной;
• сформировать представления детей о первоцветах.
2) Развивать речевые способности детей :
• развивать умение слушать и понимать обращенную к ним речь взрослого;
Публикация «Конспект НОД по формированию целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста „Весенние цветы“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
• развивать способность отвечать и задавать вопросы;
• активизировать словарь детей за счет существительных и прилагательных, обозначающих сезонные изменения в живой и неживой природе весной;
• развивать способность эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений и отражать данное восприятие в своей речи, её выразительности;
3)Развивать изобразительные способности и умения детей :
• закреплять способность отбирать материалы, инструменты и способы изображения в соответствии с создаваемым образом объекта природы;
• закреплять умение пользоваться изобразительными материалами и инструментами (краски, кисти, бумага);
• развивать умение выразительно передавать в рисунке образы весенних цветов, выделяя главное в них цветом, величиной, положением на листе.
4) Развивать творческое воображение детей.
5)Развивать музыкальные способности детей :
• способность детей слушать, слышать и эмоционально воспринимать классическую музыку.
6)Развивать память и внимание детей.
2. Воспитательные задачи:
• Воспитывать у детей интерес к окружающему, наблюдательность и любознательность.
• Воспитывать у детей любовь к родной природе;
•Воспитывать эмоционально – положительное, бережное отношение к природным объектам.
• Воспитывать умение внимательно слушать и слышать взрослого и сверстников.
МАТЕРИАЛЫ.
• Магнитофон, аудиокассета с записью классической музыки П. И. Чайковского «Апрель»;
• Иллюстративный материал: картинки с изображениями весенних цветов ( лесных: подснежник, мать-и-мачеха, сон – трава, ветреница; фиалка; садовых: тюльпаны, ирисы, нарциссы);
• Изобразительный материал: альбомные листы, тонированные в разные цвета, краски – гуашь, кисти, жесткие сухие кисти, салфетки, подставки под кисточки, стаканчики с водой, ватные палочки, тампоны, восковые мелки.
• Магнитная доска для демонстрации иллюстраций первоцветов.
Ход ЗАНЯТИЯ.
1 ЧАСТЬ. В группе начинает звучать красивая музыка П. И. Чайковского «Апрель». Воспитатель обращает внимание детей на красоту музыкального произведения и предлагает сесть на ковер и послушать его.
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, о каком времени года говорится в этом произведении Петра Ильича Чайковского?»
Дети: «Это музыка о весне».
Воспитатель: «Правильно. Эта музыкальная пьеса называется «Апрель». А апрель, вы знаете, месяц какого времени года?»
Дети: «Апрель – второй месяц весны».
Воспитатель: «Правильно. Это весенний месяц. Апрель – самый интересный месяц весны. Когда он начинается еще повсюду лежит снег, а когда заканчивается вся земля покрывается молодой зеленой травкой. Это месяц уже теплого лучистого солнышка, говорливой воды, капели, месяц бурного пробуждения и расцвета природы. Называют апрель и птичьим месяцем. Как вы думаете почему?»
Дети: «Апрель – птичий месяц, потому что к нам прилетают перелетные птицы».
Воспитатель: «А каких перелетных птиц вы знаете?»
Дети называют перелетных птиц.
Воспитатель: «А еще апрель – это месяц первых весенних цветов, их называют первоцветы. Появляются цветы на теплых проталинках в поле и лесу. Давайте мы с вами вспомним названия этих цветов».
Дети называют первые весенние цветы, а воспитатель вывешивает на магнитной доске по мере проговаривания названий цветов их изображения.
Воспитатель: «Ребята, а может быть, кто-нибудь из вас расскажет стихи о весенних цветах, мы ведь с вами учили много стихов о цветах к весеннему празднику наших мам и бабушек».
Дети рассказывают стихи о весенних цветах (не более 3-х стихов). Например:
Мать-и-мачеха.
На опушке - огоньки,
Целая проталинка.
Коротышки стебельки
И цветочек маленький.
Листьев нет - она цветёт,
Холодом охвачена.
Пчёлкам самый ранний мёд
Дарит мать-и-мачеха
ПОДСНЕЖНИК.
В саду, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна;
Скажите, ведь, правда, что это весна?»
ПОДСНЕЖНИК.
Выглянул подснежник в полутьме лесной -
Маленький разведчик, посланный весной;
Пусть еще над лесом властвуют снега,
Пусть лежат под снегом сонные луга;
Пусть на спящей речке неподвижен лед, -
Раз пришел разведчик, и весна придет!
Воспитатель: «Посмотрите, ребята, какие весенние цветы хрупкие, нежные. Еще лес стоит неприветливый, нет в нем ни зеленой травки, ни зеленых листочков на деревьях и, кажется, что эти прекрасные первые цветы выросли и расцвели так рано, чтобы украсить лес и порадовать нас с вами. И тем обиднее становится, когда люди этого не ценят, когда приходят в лес и срывают эти цветы. Первоцветы не стоят в воде - они моментально вянут. А главное - ведь люди губят красоту!»
Читает стихотворение.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы - опустеют все поляны
И не будет красоты.
Воспитатель: «Ребята, я думаю, что когда вы придете в лес или на поляну и увидите весенние цветы, вы не будете рвать их. А просто полюбуетесь ими, а дома нарисуете эти цветы. Я предлагаю сегодня, вспомнить, как можно нарисовать весенние цветы самыми разными способами. Ведь цветы можно нарисовать мягкой и жесткой кисточкой, и ватной палочкой и тампоном, и красками и восковыми мелками. Вы согласны сегодня порисовать весенние цветы?»
2 ЧАСТЬ. Дети соглашаются и начинают самостоятельно готовиться к рисованию, выбирают бумагу, кисти, краски и др. материалы. Воспитатель включает аудиокассету с записью негромкой инструментальной пьесы. Дети приступают к работе. Воспитатель по ходу работы подходит к каждому ребенку, обсуждает с ним способы рисования, советует что – то исправить, добавить в рисунке. По мере готовности детские работы раскладываются на свободном столе для просушки и последующего анализа работ.
Воспитатель: «Ребята, пока ваши работы высыхают, я предлагаю вам немножечко размяться. Проходите на ковер, мы с вами поиграем».
Проводится физкультурная пауза.
3 ЧАСТЬ. Анализ детских работ. Воспитатель предлагает детям всем вместе рассмотреть их рисунки. По ходу рассматривания воспитатель задает детям вопросы:
• Какой весенний цветок изображен на рисунке?
• Каким способом и материалами выполнен рисунок?
• Какой из цветов получился самым нежным, хрупким?
• Какой из цветов получился самым ярким?
• Какой цветок самый грустный, а самый веселый? И т. д.
Затем все детские работы подписываются педагогом и выставляются на выставку.