Дарья Михалева
Конспект НОД по формированию целостной картины мира для группы среднего возраста «Золотая хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по формированию целостной картины мира для группы среднего возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 45».
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для группы среднего возраста «Золотая хохлома».
Подготовила и провела:
Воспитатель
Михалева. Д. И.
г. Арзамас
2015
Публикация «Конспект НОД по формированию целостной картины мира для группы среднего возраста „Золотая хохлома“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Цель: Обогащение представления детей об особенностях народных промыслов Нижегородского края на примере декоративно-прикладного искусства «Хохлома». Задачи:
- расширять представление о профессиях, обогащать представление о трудовых действиях, орудиях и результатах труда;
- развивать эстетические чувства, эстетический вкус и восприятие произведений искусства, через оказание помощи сказочным героям.
Предварительная работа: чтение стихотворений о «Золотой хохломе», рассматривание альбома «Золотая хохлома», чтение книги об истории создания хохломы, рассматривание матрешек, чтение загадок, потешек, пословиц.
Способы:
-наглядный: изобразительная наглядность, рассматривание картинок «Золотая хохлома», рассматривание посуды с хохломской росписью, рассматривание матрешек; компьютерная презентация «История появления хохломы».
-словесный: чтение стихотворений о хохломе, беседа на тему: «История создания хохломской росписи»; отгадывание загадок, чтение потешек, поговорок, пословиц.
-практический: дидактическая игра «Четвертый лишний», дидактическая игра «Собери картинку», дидактическая игра «Найди предмет», сюрпризный момент (появление воспитателя в русском народном костюме, мотивация (помощь матрешкам).
Средства : альбом с иллюстрациями «Золотая хохлома», книга об истории появления росписи «Золотая хохлома», стихотворения по данной теме, загадки, пословицы, поговорки, сарафан, кокошник, матрешки, посуда расписанная хохломскими узорами, карточки для игры «Двенадцать записок», ноутбук, диск с презентацией, музыкальный центр, диск с музыкой.
Ход занятия:
Воспитатель в народном костюме заходит в зал:
Воспитатель: - Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю вас друзья.
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я.
Что я вижу! Что за диво! Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Послушайте, звучит волшебная музыка… А это значит, что волшебный экран снова приглашает нас в сказку. Давайте посмотрим. Что же там? (дети идут по залу за воспитателем).
В деревне Семеново, в русском краю,
Стояли избушки, там в бытность свою….
И пели там птицы, кормила земля.
И желтая ржица ласкала поля.
Леса там родили рябину, цветы.
И люди там жили, лелея мечты.
Чтоб жизнь была краше для жителей тех,
Писали на чашах узор для потех.
Писали узоры их руки и души.
Молились в соборах, чтоб не было суши.
А в этих узорах рябиновых лоз,
Царили соборы, леса и покос.
Там музу вершил кистью русский народ.
И сказку творил нарисованный плод.
Там сказка вплеталась в ковши и дома,
Вот так зарождалась у нас хохлома!
Дети подходят к стенду с иллюстрациями предметов расписанных хохломой и рассматривают их.
Воспитатель: Как волшебница Жар-птица,
Не выходит из ума Чародейка – мастерица,
Золотая хохлома.
И богата и красива, рада гостю от души!
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета,
И ромашки луговин.
Все вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент древне суздальской парчи.
Листья рдеют не редея,
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея, в мир волшебной красоты.
(дети садятся на стульчики, для просмотра компьютерных слайдов).
Воспитатель: Разные ложки и ковши, ты разгляди- ка не спеши.
Там трава вьется и цветы удивительной красы.
Блестят они, как золотые, как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки. Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди называют Хохломой.
- Ребята, хохломские изделия изготовляют из липы, березы, осины. На изделия наносятся одинаковые узоры: ягоды, листья, декоративные цветы, «травка», веточки – такой узор называется – орнамент. Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека!
Посмотрите на волшебный экран. (1 слайд). Он нам показывает ложки расписанные золотой хохломой. Посмотрите, какая красота!
- Чтобы получить такое чудо, мастер сначала вырезает ложечку или чашечку из дерева, расписывает ее красками, а затем покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь. (слайд 2). Это необходимо сделать чтобы изделие высохло и закалилось. – Одно удовольствие есть из такой посуды! Такую посуду и на царский стол можно поставить. Даже на царском столе она будет смотреться удивительно хорошо. Она легкая и красивая.
Роспись хохломская словно колдовская,
В сказочную песню проситься сама.
И нигде на свете нет таких соцветий
Всех чудесней наша хохлома.
А хотите узнать как же появилось это диво дивное – «золотая хохлома». (слайд 3)
Жил когда то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел никто не знал. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. (слайд 4). – Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?» Ко мне его! Немедленно! Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую посуду». (слайд 5) В каждой избе сверкали «золотом» чашки да ложки. Много «золотой посуды» продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».
- А сегодня к нам в детский сад пришло письмо из сказочной страны. Пишут нам матрешки. Случилась у них беда. У царя той страны должен был состояться пир на весь мир, а вся посуда пропала? Что же нам делать? (Ответы детей).
- Хорошо, давайте будем искать эту посуду.
Игра по типу «12 записок». Воспитатель достает из конверта карточки с подсказками, на них нарисованы те предметы, которые находятся рядом с посудой. ( Например: расческа – парикмахерская, тарелка – посуда, зеленый листок – растения и т. д). Дети по очереди рассматривают карточки-подсказки и ищут хохломскую посуду. Найденные предметы выставляются на стол.
- Молодцы ребята! Помогли матрешкам отыскать посуду! Теперь они смогут вернуться в сказочную страну и приготовить пир на весь мир.
Воспитатель: Где мы с вами сегодня побывали? Что вы узнали нового? Как называется эта роспись? Каким словом можно назвать рисунок на посуде (орнамент) Из чего изготавливалась эта посуда? Почему хохлому называют золотой? и т. д.