Наталья Грибкова
Конспект НОД по формированию целостной картины мира в средней группе на тему: «Покормите птиц зимою»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по формированию целостной картины мира
на тему : «Покормите птиц зимой»
(средняя группа)
г. Липецк
Цель: Расширение представлений у детей среднего дошкольного возраста о зимующих птицах.
Задачи:
Образовательные: Формировать обобщенное представление о зимующих птицах.
Дать детям знания о снегире (особенности внешнего вида, образ жизни и питания).
Публикация «Конспект НОД по формированию целостной картины мира в средней группе на тему: „Покормите птиц зимою“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Развивающие:Развивать любознательность, познавательный интерес, внимание, воображение. Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывающие: Воспитывать доброту, заботливое отношение ко всему живому,
желание помогать птицам в трудное время.
Наглядный (демонстрационный) материал: плоскостные изображения птиц : вороны, воробья, синицы, сороки, голубя, снегиря ; изображение стайки снегирей на ветках рябины; кормушка; корм для птиц : семечки, хлебные крошки, кусочек сала.
Раздаточный материал: плоскостные изображения веточки рябины, нарезанные салфетки красного цвета, клеевой карандаш, клеенка, салфетка.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись с завыванием ветра зимой, с голосом снегиря.
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, кормление птиц, подбор познавательного материала, разучивание детьми стихов, считалок, изготовление кормушек совместно с родителями.
Чтение художественной литературы: В. Степанов «Новая столовая», А. Тихонов «Как ворона лето проворонила»
Словарная работа: снегирь, синица, голубь, ворона, воробей, кормушка, корм, зимующие, холодно.
Ход образовательной деятельности :
Организационный момент.
Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели). После прослушивания записи.
- Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали?
- Почему вы решили, что это звуки зимы?
- Как вы думаете, какая бывает зима? (снежная, суровая, морозная, злая….)
Введение в тему
- И зимой совсем не слышно птичьих голосов. Где же все птицы?
- Как вы думаете, почему они улетели? (боятся холода и голода).
Актуализация знаний.
Беседа о зимующих птицах.
- Спрятались от холода насекомые, убрали урожаи на полях. Нечего стало птичкам есть. Рядом с нами остаются только те птицы, которые не боятся морозов и могут добывать себе еду даже в холодные зимы. Таких птиц мы называем зимующими.
С приходом морозов и снегопадов птицам все труднее добывать себе корм. В такую пору зимующие птицы часто голодают. Пережить трудное время птицам помогают люди. Как вы думаете, чем можно кормить зимующих птиц?
- И мы, ребята, можем помочь птицам в холодное время года – откроем для них
«столовую».
Повешу на ветку простую кормушку.
В неё положу я печенье и сушку.
Съедят угощенье весёлые птицы
И песнями будут, с нами делится.
- Давайте и мы насыплем корм в кормушку (дети по очереди насыпают корм).
- Все ли птицы любят одинаковые угощения?
- Для корма пригодны семена растений, например, подсолнуха.
- Воробьи и голуби очень любят овес и пшено.
- Можно кормить птиц крошками пшеничного хлеба.
- Синички любят несоленое сало или мясо.
- Как вы думаете, а чем можно накормить ворону?
- Она ест все – и семена, и хлеб, и даже кусочки овощей и фруктов.
- К нашей кормушке слетелись зимующие птицы, а какие вы узнаете, отгадав загадки.
Я начну, а вы кончайте. Дружно вместе отвечайте.
Дидактическая игра «Отгадай загадку» (Приложение 1)
Вещунья – белобока, а зовут её … (Сорока)
Жёлтое брюшко у маленькой птички, а зовут её … (Синичка)
Чёрная, как вар, кричит: «Карр!» (Ворона)
Чик – чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)
Белый бок, серый бок. Воркует нежно … (Голубок)
При каждом правильном ответе на кормушке выставляется плоскостное изображение соответствующей птицы.
- Ребята, вы молодцы, все загадки отгадали.
- А вы знаете, птицы тоже умеют играть. Один раз я подсмотрела как играют вороны.
- Хотите я вам покажу? Хорошо! А вы повторяйте все за мной.
Физминутка «Вороны»
Вокруг елочек зеленых летают весело вороны (дети летают и каркают)
Кар-кар-кар (громко)
Только к ночи умолкают и все вместе засыпают (дети присаживаются и имитируют сон)
Кар-кар-кар (тихо)
Открытие нового знания. (Приложение 2)
- Ребята, пока мы играли, к нашей кормушке прилетел ещё один гость
Красногрудый, чернокрылый, любит ягоды клевать.
С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь)
- Ярко выделяются на снегу его красная грудка, серая спинка, черные крылья и хвост. - Откуда же прилетают к нам снегири, почему их нельзя увидеть круглый год?
- Весной, летом и осенью живут снегири в лесной чаще, там вьют гнезда, выводят птенцов. Снежная зима приносит с собой голод, и снегири переселяются поближе к человеческому жилью. Обычно снегири держатся небольшими стайками. Снегири питаются почками и семенами деревьев и кустарников. Особенно любят снегири ягоды рябины.
Включение нового знания в систему знаний. (Приложение 3)
- Посмотрите, к нам прилетела стайка птиц. Что это за птицы?
Давайте мы тихо, чтобы не испугать, подойдем к ним.
- В нашей кормушке есть корм для разных птиц. Нет только корма для снегирей. И на дереве всего одна веточка рябины. На всех снегирей не хватит.
- А вы хотите помочь снегирям? Сейчас мы будем делать для снегирей угощение. (Дети садятся за столы)
- У вас есть веточки рябины. Сейчас мы будем делать на них ягоды, чтобы накормить снегирей. Какого цвета ягоды рябины?
- У вас на подносах лежат нарезанные салфетки. Какого они цвета? Из каждого кусочка салфетки мы скатаем шарик – это и будут ягоды рябины. Когда мы скатаем все шарики, то намажем клеем гроздь рябины и приклеим ягоды. (Показ) У нас получится вот такая гроздь (показ образца). Покажите, как вы будете делать ягоды.
- Какие молодцы! Теперь снегири не погибнут от голода. Снегири так обрадовались нашему угощению, что от радости запели песенку. Послушайте. (Запись голосов птиц)
Итог.
- Ребята, о ком сегодня мы с вами говорили? О каких птицах?
- Мы с вами пойдём на прогулку и покормим птиц.
- Кого угостим салом? Рябиной? Семечками? Кусочком яблока? Пшеном?
- Мне очень понравилось, как вы отвечали сегодня на вопросы, отгадывали загадки, какие красивые веточки рябины сделали для снегирей. Молодцы!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Села на кормушку
Птичка с желтым брюшком (синица).
Ты с модницей этой, конечно, знаком:
Вертушке на месте никак не сидится —
Все хвастает синим своим сюртуком
И шапочкой синей гордится. (синица).
Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку,
Кто узнал ее? (синичка)
Жёлтое брюшко у маленькой птички,
А зовут её. (синичка)
Кто присел на толстый сук
И стучит “Тук – тук, тук – тук?” (дятел.)
На деревьях днем умело
Клювом долбит он кору.
Друг деревьев, враг жуков –
Это кто же он таков? (дятел)
Черный жилет, красный берет,
Нос как топор, хвост как упор. (дятел)
Странный доктор есть на свете,
Он деревья лечит, дети.
— Где болит? Тук-тук!
А, нашел. Тут, тут. (дятел)
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах.
А зовут ее -… (ворона.)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья – хрипловатая,
Знатная персона. Это же … (ворона)
Черна, как вар, кричит громко: «Кар-рр»
Кто так громко всех стрекочет,
Рассказать нам что-то хочет? (сорока.)
Бела как снег, черна как жук,
Вертится как бес,
Стрекочет на весь лес. (сорока)
Вещунья – белобока,
А зовут её … (сорока)
Чернокрылый, красногрудый.
И зимой найдет приют :
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут! (снегирь.)
От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает
На далекий знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок, и пустырь —
Раз красавец прилетел к нам,
Житель севера. (снегирь).
Красногрудый, чернокрылый,
Любит ягоды клевать.
С первым снегом
На рябине он появится опять (снегирь)
Летом ловит он жуков,
Поедает червяков.
На юг не улетает,
Под крышей обитает.
«Чики-рики», - не робей.
Дам тебе крошек, …. (воробей).
Серых перьев комок
На морозе продрог,
Скачет по дорожке,
Собирает крошки. (воробей)
Чик-чирик!
К зернышку прыг,
Клюй, не робей,
Кто это? (воробей)
Белый бок, серый бок,
Воркует нежно … (голубок)
Сизый - дикий, каждый знает.
И почтовым он бывает!
Очень нежный, очень смелый
Символ мира – это белый. (Голубь)
Подбирает он проворно
Кинутые ему зерна
И гнездится на карнизе
Наш любимый. (Голубь сизый)
В зимний день среди ветвей
Стол накрыт для гостей. (Кормушка)
Избушка новая, для всех столовая,
Зовет обедать,
Крошек отведать. (Кормушка)
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3