Папки-передвижки

Конспект НОД по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста «Удивительный мир природы»

Светлана Лабовская
Конспект НОД по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста «Удивительный мир природы»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по Формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста

по теме: «Удивительный мир природы».

Образовательная область: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие: рисование»

Разработала: воспитатель подготовительной логопедической группы Лабовская С. В.

МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №126» г. Саратова

Публикация «Конспект НОД по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста „Удивительный мир природы“» размещена в разделах

Цель: создание условий для уточнения и обогащения представлений и лексики детей о насекомых, формирования основ экологического сознания.

Задачи:

Образовательные:

Обогащать знания детей о насекомых : внешний вид, среда обитания, способ передвижения; продолжить формировать навыки экологически грамотного поведения в природе;

Способствовать формированию навыков рисования на нетрадиционной основе (воздушных шариках, наполненных гелием);

Коррекционно-развивающие:

Продолжать развивать память, внимание, мышление, культуру речи детей в разнообразных видах деятельности, мимику; обогащать словарный запас;

Развивать познавательный интерес, творческое воображение через передачу образов окружающего мира, эмпатию; умение использовать разнообразные средства выразительности в передаче впечатлений;

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, инициативу, бережное отношение к природе, стремление к самовыражению в художественном образе;

формировать умение сотрудничать, способствовать позитивной социализации детей с ОНР (воспитание уверенности в своих силах).

Здоровьесберегающие:

Соблюдать двигательный режим посредством смены видов деятельности; развивать физическую активность детей, умение координировать движения с речью; способствовать сохранению физического и психического здоровья детей.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Тип: интегрированное

Возраст детей : старший дошкольный возраст 6-7 лет.

Формы организации детей : работа группой, индивидуально.

Виды деятельности:

1. Коммуникативная (беседа по теме, обсуждение результатов игры и продуктивной деятельности, взаимодействии с воспитателем и со сверстниками, мимический этюд «Вот это да!»);

2. Игровая деятельность (дидактическая игра «Назови меня» (разгадывание загадок, д/и с мячом «Насекомые появились! – это плохо или хорошо?» (ТРИЗ);

3. Двигательная (динамическая минутка)

4. Восприятие художественной литературы и фольклора (разгадывание загадок);

5. Изобразительная (рисование)

6. Музыкальная (сопровождение двигательной и изобразительной деятельности)

Предварительная работа: беседа, изучение нового материала по теме, рассматривание картинок по теме : «Насекомые»; наблюдение за насекомыми на участке детского сада; чтение художественной литературы «Тараканище» К. Чуковского; рисование насекомых цветными карандашами, фломастерами. Оборудование и материалы: презентация по теме: «Насекомые», слайд «Мимика удивления», аудиозапись «Полёт шмеля» Н. А. Римского-Корсакова, песня «В траве сидел кузнечик» (минусовка, Ф. Шопен вальс си минор, (как музыкальное сопровождение игровой и продуктивной деятельности детей, мяч, «волшебная палочка», предметные картинки с изображением цветка, насекомого, перелётной птицы; доска; гуашь, кисточки №4 очень мягкие, цветные маркеры, фломастеры; влажные салфетки, гелиевые воздушные шарики, скотч.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

I. Мотивационно - побудительный этап.

Воспитатель заносит в группу разноцветные гелиевые шарики.

Ребята, эти шарики нам прислала знакомая вам фея Экология, в благодарность за то, как мы с вами помогали зимующим птицам в феврале. А как их использовать, что с ними делать, мы придумаем сегодня сами.

Ответы детей : можно поиграть, побегать с ними и т. д.

Воспитатель: это всё замечательно, и я предлагаю на воздушных шариках отправиться в путешествие в удивительный мир насекомых, чтобы ещё раз убедиться, насколько увлекателен и многообразен мир природы, узнать что-то удивительное, новое.

Воспитатель раздаёт детям воздушные шары и предлагает «полетать» и «покружиться» под музыку по группе и «приземлиться» на «цветочную полянку» (ковёр).

Звучит «Полёт шмеля» Н. А. Римского-Корсакова дети с воздушными шарами кружатся под музыку. По завершении разминки шарики складываются в специальную сетку, (передаются помощнику воспитателя, который готовит шары к рисованию) дети рассаживаются на «цветочной поляне»

II. Организационно-познавательный этап.

Воспитатель: Дети, давайте поиграем в игру «Мой вопрос, а твой – ответ». Давайте вспомним всё, что мы знаем о насекомых. Правильность ответа мы узнаем при помощи «волшебной кнопочки» на компьютере, который будет нам показывать картинки с ответами. Сначала давайте вспомним, где обитают насекомые, где их можно встретить?

Дети: Везде. Насекомые освоили и воздушную, и водную, и наземную, и почвенную среду.

Воспитатель: нажимаем «волшебную кнопочку» - (слайд №1)

Воспитатель: А почему они получили такое название - насекомые?

Дети: тело насекомых чётко разделено на голову, грудь, брюшко насечками. (слайд №2)

Воспитатель: молодцы. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Назови меня» (отгадывание загадок). Кто первым отвечает - тот «волшебную кнопку» нажимает.

(После отгадывание детьми загадки появляется слайд с изображением насекомого.)

1. Нос долог,

Голос звонок,

Пищит тоненько,

Кусается больненько!

(Комар.)

2. Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделиться медком.

(Пчела.)

3. Это что за вертолет

Отправляется в полет?

Над озерами, лугами,

Над цветущими полями?

(Стрекоза)

4. Красненькие крылышки, черные горошки.

Кто это гуляет по моей ладошке?

(Божья коровка)

5. Кто над нами вверх ногами?

(Муха)

6. Он зеленый, попрыгучий,

Совершенно не колючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет.

(Кузнечик)

7. На большой цветной ковер

Села эскадрилья,

То раскроет, то закроет

Расписные крылья.

(Бабочки)

8. Кто работает с утра:

Строит дом, несет дрова,

Тащит целый воз еды,

Мало ест, не пьет воды,

У него полно друзей.

Тот работник…

(Муравей.)

Воспитатель: молодцы, ребята. Все загадки отгадали. Скажите, пожалуйста, что общего у всех этих существ?

Дети: тело разделено на голову, грудь и брюшко, 3 пары ног у каждого и ещё могут быть крылья.

Воспитатель: Дети, посмотрите, в нашем уголке природы появился «новичок». (Демонстрирует резиновую игрушку паука) Это насекомое? Как вы думаете? Почему? (дети сравнивают игрушку паука и таракана или другого насекомого). Делают вывод. (Паук-это не насекомое).

Воспитатель: как умеют передвигаться насекомые, мы с вами вспомним при помощи игры «Двигаемся, как насекомые»

Динамическая минутка «Двигаемся как насекомые» (с комментарием детей) музыкальное сопровождение- минусовка песни «В траве сидел кузнечик»

Воспитатель: при помощи "волшебной палочки" я буду вас превращать в разных насекомых, а вы покажите и назовёте, как кто передвигается.

Воспитатель: "палочкой волшебной" я взмахну и в кузнечиков (мух, муравьёв, бабочек, комаров) вас превращу.

Дети по команде воспитателя передвигаются в соответствии с названным насекомым, называют это действие. (Например, кузнечик прыгает, муха летает, муравей бегает, бабочка летает, жук ползает)

Воспитатель: молодцы. А теперь давайте удивляться. Покажите, как это можно сделать при помощи мимики

Мимический этюд на выражение удивления : «Вот это да!» Мимика: рот открыт, брови и верхние веки приподняты. (демонстрация слайда) .

( Дети на слова воспитателя: «Вот это да!» повторяют мимику – повторили 2 раза, вспомнили)

Если вам этот факт из жизни насекомых не был знаком - удивляйтесь.

Итак, внимание, смотрим и слушаем.

Демонстрируются слайды из серии: «Удивительное из мира насекомых».

Воспитатель: ребята, насекомые, несмотря на свой маленький размер, настоящие силачи. Так, муравей может тянуть ношу в 500 раз тяжелее собственной массы тела, а пчела – в 300раз тяжелее себя (демонстрация слайда).

Пчелы танцуют в воздухе, чтобы рассказать сородичам, где находится много- много пищи, вода или место для нового поселения (слайд).

Воспитатель: весной вместе с появлением растений сразу просыпаются насекомые, и прилетают перелётные птицы. Почему так происходит? (детям предлагаются предметные картинки)

Ответы детей. (Цепь питания выкладывается детьми на доске из предметных картинок с изображением цветка, насекомого, перелётной птицы)

А сейчас выясним, когда насекомые появляются, радоваться нам этому или нет. Когда радуемся-хлопаем в ладоши, а если нет - топаем ногами.

Проводится игра с мячом «Насекомые появились! – это плохо или хорошо?» (ТРИЗ) Воспитатель начинает первым, затем мяч передаётся по кругу, каждый ребёнок приводит свой довод. Например, «Это хорошо, потому что они опыляют растения и растения цветут; это плохо: мухи – переносчики грязи; хорошо: пчёлы дают мёд; и т. п.

Воспитатель вместе с детьми подводит итог: без насекомых не будет растений, птиц, а без растений людям не будет хватать чистого воздуха. Действительно, всё в природе взаимосвязано и имеет право на существование, а люди должны бережно относиться ко всему живому на Земле.

Воспитатель: ребята, наше путешествие заканчивается, и на память о нём я предлагаю на наших воздушных шариках каждому из вас нарисовать любое насекомое. Чем -выбирайте сами. (Детям на выбор предлагается гуашь, маркеры, фломастеры).

Ребята, а карандаши нам для этой цели пригодятся, как вы думаете? Дети самостоятельно исследуют возможность рисования карандашами на отдельном экспериментальном шарике, Делают выводы.

Дети под музыку выполняют задание: рисуют понравившееся насекомое каждый на своём воздушном шарике, заранее прикреплённом скотчем к столу. По завершении работы дети рассматривают своих насекомых, свободно делясь впечатлениями о проделанной работе.

III. Рефлексивно - коррекционный этап:

Воспитатель: ребята, понравилось вам наше путешествие или почему не понравилось? Что нового вы сегодня узнали? Что вам запомнилось, чему удивились? Как вы теперь будете относиться к насекомым, окружающему вас миру природы? Если вам захочется поймать бабочку, что будете делать? И снова мы с вами приходим к выводу о том, насколько многообразен и удивителен мир природы! Правда?

Ответы детей.

Воспитатель: предлагаю взять наших насекомых на шариках с собой на прогулку, сделать фотографию на память, и выпустить их в небо, как символ того, что мы не причиним никогда ничего плохого насекомым. Согласны?

Воспитатель: а в следующий раз мы с вами отправимся в увлекательный поход в лесное царство, в птичье государство.

Литература:

1. Селихова Л. Г. Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия. Для занятий с детьми 5-7 лет. - М. :Мозаика-Синтез,2008

2. Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель»,2004- 130с

3. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М. : Карапуз-Дидактика. 2006. – 208 с.

4.presen.ru›27-kartinki-dlya-prezentaciy

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира «Обувь» НОД для детей старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира тема «Обувь» Задачи: • Обогащение словарного запаса.

Проект по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста «9 мая — День Победы»Проект по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста «9 мая — День Победы» вторский проект: Столярова Елена Владимировна воспитатель ГБДОУ д/c № 35 Пушкинского района Санкт-Петербург Участники проекта: воспитатель,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста «Удивительный мир природы»
Опубликовано: 10 мая 2015 в 23:36
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста «Удивительный мир природы»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Лабовская (УИ 343830) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД