Мария Обозова
Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Звери зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация
Задачи:
1. Учить детей трансформировать окружающее пространство в необходимое для игры транспортное средство (автобус)
2. Продолжать учить детей узнавать дикое животное по следу.
3. Способствовать обогащению и углублению знаний детей о диких животных в зимний период (пища, способы ее добывания зимой, условия жизни в зимнем лесу)
4. Закрепить знания детей о характерных признаках зимы, сезонных изменениях в природе.
5. Закрепить понятие высокий – низкий
Публикация «Конспект НОД по формированию целостной картины мира „Звери зимой“» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
6. Обогащать и активизировать словарь детей в соответствии с лексической темой «Звери зимой»; продолжать формировать умение детей согласовывать слова в предложении; развивать умение участвовать в беседе
7. Воспитывать бережное отношение к дикой природе.
Словарная работа: экскурсовод, кондуктор, берлога, дупло, мех, запасы, куница.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций, беседы о жизни животных.
Материалы и оборудование: магнитофон с аудиозаписями (звуки леса, хрустящего снега, детские стульчики, костюм кондуктора, фуражка водителя, «билеты», плакаты и изображением зимнего леса, мелко нарезанная (оборванная) белая бумага, изображающая снег, шишки, муляжи грибов.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель: ребятки, у меня сегодня прекрасное настроение с утра. А знаете, почему? Потом что за окном прекрасная погода. Ребята, а какое сейчас время года?
Дети: зима
Воспитатель: правильно! А как вы догадались?
Дети: много снега, холодно, солнце светит, но не греет
Воспитатель: да, все – и дома, и улицы покрыты снегом. Интересно, а что сейчас происходит в лесу? Хотите отправиться в путешествие в зимний лес?
Дети: да!
Воспитатель: а на чем мы поедем?
Дети: на машине, на автобусе, на электричке
Воспитатель: предлагаю поехать на автобусе, потому что он большой, а нас много. А где же взять нам автобус, который довезет нас до леса?
Дети: можно построить
Воспитатель: хорошая идея! А из чего мы будем его строить?
Дети: из стульчиков
Воспитатель: давайте все вместе поставим стульчики в 2 ряда, между ними оставим проход для кондуктора. (строим) Вот наш автобус и готов! Давайте оденемся потеплее.
В небе солнышко гуляет,
В путешествие пора.
Собирайтесь детвора,
Одеваться нам пора.
Обуваем ножки в теплые сапожки,
Одеваем шубки, шапки,
На руки перчатки,
В добрый путь, ребятки (дети имитируют одевание)
Воспитатель: мы оделись, построили автобус. Но для того, чтобы ехать, нам нужен водитель. Кто будет водителем (выбираем 1 ребенка). Так же нам нужен кондуктор. Кто такой кондуктор (ответы детей, уточнение воспитателя по необходимости). Кто будет кондуктором (выбираем 1 ребенка). Хорошо, теперь у нас есть водитель (даем ему костюм) и кондуктор (даем костюм). А я буду экскурсоводом. Вы помните, кто это (ответы детей, дополнение воспитателя при необходимости)
Кондуктор: прошу занимать свои места (пропускает детей в «автобус», раздавая билеты. Счастливого пути!
Водитель: осторожно! Двери закрываются! Автобус отправляется в зимний лес.
Воспитатель: пока мы с вами едем, давайте вспомним, что бывает зимой?
• Зимой снег белый или синий?
• Лед твердый или мягкий?
• Зимой бывает снегопад или листопад?
• Лед скользкий или шершавый?
• Зимой мороз или жара?
• Мороз рисует или лепит узоры на стекле?
• Снеговика лепят или строят?
• На коньках катаются или качаются?
• Зимой одеваются тепло или легко?
Молодцы! Вы много знаете о зиме. Вот мы и приехали в зимний лес.
Водитель: остановка «зимний лес», выходите, приехали.
Воспитатель: посмотрите, ребята, какой красивый зимний лес! Обратите внимание, сколько много в лесу деревьев. Какие они (ответы детей)
Посмотрите, сколько снега лежит (бросает на пол мелко нарезанную бумагу) Послушайте, как он скрипит под нашими ногами (включает аудиозапись). Скажите, а кто живет в лесу (ответы детей). А как называются животные, которые живут в лесу (ответы детей – дикие животные). А почему их называют дикими (ответы детей – потому что у них нет хозяина, они сами себе добывают еду и строят себе дом). Смотрите-ка, чьи то следы. Кто это здесь пробежал? (ответы детей – зайчик). Правильно, зайчик. Вот он спрятался за кустиком (достает игрушку «зайчик» в белой шубке). Что изменилось у зайчика с приходом зимы (ответы детей – поменял шубку). Правильно, а зачем он поменял шубку?
Дети: чтобы быть незаметным на снегу, спрятаться от хищников
Воспитатель: а что еще, кроме белой шубки помогает зайцу спасаться от хищников (ответы детей – сильные лапы, быстрый бег). А что ест заяц зимой (ответы детей – корой деревьев). А где заяц спит? (дети – в снегу, свернувшись в клубок)
А вот еще следы! Как вы думаете, чьи они (ответы детей – лисы). Значит, она где-то рядом. (показывает игрушку). А где живет лиса (ответы детей – в норе). А меняется ли зимой ее шубка? (ответы детей – становится более теплой и пушистой). Правильно. На лапах у нее тоже вырастает шерсть длинная, густая. И ходит она тихо, неслышно. А чем лиса питается (ответы детей – мышами, зайцами). Правильно. Слух у лисы хороший, она слышит, как под снегом возятся мыши. Люди говорят про то, как лиса охотится на мышей: мышкует. А для чего лисе такой пушистый хвост (ответы детей). Давайте покажем, как лиса идет и следы заметает.
Ребята, а посмотрите, что это лежит на снегу (дети – шишки, грибы). Откуда они тут взялись зимой? Как вы думаете, может, их кто-то потерял (дети – белка). Вы правы. Это белка. Вот и ее следы. Посмотрите, ее пальчики похожи на наши. (показывает игрушку белку). Как называется дом белки (дети – дупло). Посмотрите на белочку внимательно – какая у нее шубка (ответы детей). У нее всегда такая шубка (ответы детей). А зачем белка меняет шубку зимой?
Дети: деревья голые, серые. Белочке легче спрятаться в серой шубке от хищников.
Воспитатель: а кто опасен для белки (ответы детей и дополнение воспитателя). А чем белка питается зимой (ответы детей). А где она их берет (ответы детей – делает запасы). Правильно. Белка делает запасы: сушит грибы, накалывая их на ветки, собирает орехи, ягоды и прячет их в дупле.
Ребята, а почему это не видно следов медведя и ежика? Куда они подевались (ответы детей). Правильно. Медведь устраивает себе берлогу под корнями упавших деревьев. Стелет на землю много веток – чтобы было тепло. Когда выпадает снег, он создает снежное одеяло и медведю зимой тепло. Он всю зиму спит. Идем мимо тихо, чтобы его не разбудить. Он сам проснется весной, когда начнет таять снег. Вода подмочит ему бока и он проснется.
И ежик тоже все лето жир накапливает, как и медведь, при первых заморозка забирается в нору, сворачивается клубком и засыпает на всю зиму.
Давайте повторим, где живут лесные животные. (ответы детей). Наше путешествие закончилось. Давайте сядем снова в автобус и поедем в детский сад. (дети усаживаются).
Водитель: осторожно, двери закрываются. Следующая остановка – детский сад.