Ольга Котельникова
Конспект НОД по дифференциации звуков [С]-[Ш] в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: 1. Образовательные:
- уточнить представление ребенка о звуках [С], [Ш].
- учить дифференциацировать звуки [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях, тексте.
2. Развивающие:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- уточнить представление об артикуляционном укладе звуков [С], [Ш] ;
- развивать фонематический слух на звуки [С], [Ш] ;
- развивать речевое дыхание;
- развитие мелкой моторики рук;
Публикация «Конспект НОД по дифференциации звуков [С]-[Ш] в старшей группе» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
3. Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к занятиям;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Оборудование:
- индивидуальное зеркало;
- мяч;
-игрушки со звуками [С], [Ш] в названиях;
- сюжетные картинки,
- проектор
Ход занятия :
Ребята, сегодня у нас необычный день. Нас приглашает Маша к себе поиграть с ней. Хотите? Тогда закройте глазки и представьте, что мы сейчас в лесу. Открывайте глазки. Покажите, какие там большие деревья. Дети поднимают руки. Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья. Дети быстро-быстро шевелят пальчиками. Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны. Дети покачиваются и машут руками. Ветер затих — не шевелятся больше ни листочки, ни ветки. Дети расслабляются. Снова подул ветер. Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются. Молодцы, присаживайтесь.
Ребята, у Маши очень много игрушек и самые любимые она хранит в своем сундучке. Маша нам сегодня разрешила поиграть с ее игрушками. Давайте посмотрим, что она туда положила. Это зеркальца. Давайте поставим перед собой зеркало и поиграем в игру 1.«Веселый язычок».
Артикуляционная гимнастика.
Маша всем улыбнулась (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,
Поцеловать она всех потянулась (губы тянутся вперёд).
Решила покатать всех на качелях.
Мы тоже улыбнемся Маше. (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,
Поцелуем Машу. (губы тянутся вперёд).
Давайте вспомним, как шумели деревья от ветерка?
(Ш-ш-ш-ш) Как подул холодный ветер? (С-с-с-с)
2. Дифференциация изолированных звуков.
- Как произносится звук [ с ]? (губы улыбаются язык спрятался за нижними зубами, и выходит холодный воздух). Как произносится звук [ ш ]? (губы улыбаются, язык прячется за верхними зубками и выходит теплый воздух). Давайте проверим, приложим ладошку к губам.
Ребята, давайте поиграем в лбимую игру Маши «Топай-хлопай». Когда услышишь звук [ с ], надо топать ногой, и хлопать в ладоши, когда услышишь звук [ ш ].
Ш, с, с, ш, с, ш, ш, ш, с, ш.
Молодцы, ребята.
3. Дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах.
Ребята, в корзиночке есть мячик. С мячиком Маша играет в игру «Дружные звуки». Давайте мы тоже поиграем. (Дети встают каждый у своего места. Педагог кидает мяч ребенку и произносит слоги. Ребенок повторяет и кидает мяч обратно педагогу.) са — ша са — са — ша со — ша са — ша — ша су — шу са — ша — са сы- ши ша — ша — са ша — са ша — са — са шо — со ша — са — ша шу — су ши — си
4. Дифференциация [С], [Ш] в словах.
Дети садятся на места. Педагог: Давайте посмотрим, что еще есть в Машином сундучке. «Ой! Что же здесь случилось? Маша приготовила для вас игрушки со звуками С и Ш, но когда подул ветерок, эти звуки потерялись. Давайте поможем Маше вернуть игрушки на место.
«Разложи картинки».
-Это мешок, а это сумка. Какой из наших звуков есть в слове меШок? А в слове Сумка? В мешок кладем игрушки, в названии которых есть звук [ ш ]. В сумку кладем игрушки, в названии которых есть звук [ с ]. ( игрушки : кошка, матрешка, петушок, мышка, машина, бусы, собачка, слон, лиса,поросенок).
Проверка.
-Какие картинки вы положили в сумку? Ответьте полным предложением: «Я положил в сумку собачку». А какие картинки положили в мешок? Молодцы, вы все картинки разложили правильно.
Вот какую игру интересную придумала Маша для нас. Маша хочет, чтобы мы научили играть ее в нашу игру. Научим?
Я предлагаю игру «Найди домик»
Возьмите карточки с рамками и фишками. Следующее задание: надо определить место звука в слове. Далее дети делают отметки в ячейках с помощью фишек, анализируя слова со звуком ш и с : лошадка, матрешка, .Слайд №2.
5. Дифференциация звуков [С], [Ш] в чистоговорках.
Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А теперь Маша хочет поиграть в игру, которая называется «Эхо». Маша будет говорить чистоговорки, а вы как эхо повторять за ней.
- Са-са-са - у Маши две косы.
- Су-су-су - заплету косу.
- Ша-ша-ша – Маша моет малыша.
- Ши-ши-ши – на поляне малыши.
- Са-са-са - в сказке были чудеса.
- Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.
Ребята, а кто хочет поиграть сам ведущим?
Шашки на столе, шишки на сосне. Шапкой Сашка шишки сшиб. Пошел Паша пешком – Понес мешок с песком. Наша большая пушистая кошка сидит на окошке. А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка. Кешка в спешке скушал пешку. Старушки насушили сушки.
6. Дифференциация звуков [С], [Ш] в тексте.
Ребята, вам понравилось играть у Маши? Давайте вспомним:
-Чего у Маши очень много? У Маши много Игрушек.
-Что делает Маша с игрушками? Маша играет с игрушками.
-Как Маша играет с машиной? На машине она катает лису.
-В какую игру играет с кошкой и мышкой? С кошкой и мышкой играет в игру «Кошки-мышки».
-Маша любит играть с игрушками? Маша очень любит играть с игрушками.
А кто самостоятельно хочет рассказать про Машу наш рассказ.
Итог занятия.
Педагог: «Ну вот ребята, мы с вами и побывали у Маши. Пора нам возвращаться домой. (Под музыку дети идут по кругу). Вот мы и дома.
Давайте вспомним: Какие звуки мы сегодня произносили чаще всего? Вы прекрасно сегодня работали и правильно произносили звук
и. [/b]