Екатерина Никитина
Конспект занятия по художественной литературе «И. А. Крылова «Лебедь, щука и рак» в подготовительной группе
Ведущая образовательная область: Социально-коммуникативное развитие.
Цель: Познакомить детей с басней И. А. Крылова «Лебедь, щука и рак»
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять понятие «басня»;
- Уточнять представления о жанровых особенностях басен;
- Продолжать формировать умение находить главный смысл в баснях – мораль;
- Упражнять в объяснении главной идеи басни своими словами.
Развивающие:
- Развивать умение отвечать полным предложением;
- Обогащать словарный запас детей;
- Развивать устную речь, мышление;
- Формировать умение точно, выразительно, ясно излагать свои мысли;
Публикация «Конспект занятия по художественной литературе „И, А, Крылова „Лебедь, щука и рак“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крылов И.А. Басни
- Крылов И.А. Конспекты
- Лебедь. Все о лебедях
- Писатели для детей. Все писатели от А до Я
- Подготовительная группа
- Чтение, детская литература
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- «Лебедь, рак и щука». Крылов И.А.
- Темочки
-Развивать умение находить связь содержания басни с различными пословицами о труде.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к художественной литературе;
- воспитывать нравственные качества: трудолюбие, самокритичность, согласованность, сотрудничество.
Словарная работа: согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить.
Использование современных образовательных методов и технологий: ИКТ, ТРИЗ, сюрпризный момент, здоровьесберегающие.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: Коммуникативная, познавательная.
Формы организации: Фронтальная.
Методы и приемы: наглядный (рассматривание иллюстраций, портрета, презентации); словесный
(беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (работа с пословицами).
Форма реализации: использование пособий, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстративных пособий;
поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу;
создание положительной мотивации, сюрпризный момент, игры, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление, обобщение.
Материалы: портрет И. А. Крылова, иллюстрации к басне, картинки лебедя, щуки, рака, книга с басней «Лебедь, Щука и Рак», презентация.
Оборудование:
интерактивная доска Smart, ноутбук, колонки, проектор.
Ход НОД
Вводная часть
Дети вместе с воспитателем встают в круг и соединяют ладошки друг с другом.
Создание положительной мотивации.
- Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся,
Когда ладошки наши касаются,
Душа с душою встречаются,
Сердца добром наполняются.
– Подарите друг другу улыбки, чтобы у всех было хорошее настроение!
– Очень хорошо, присаживайтесь на стульчики.
Закрепление знаний, полученных на прошлом занятии.
(включается на доске презентация)
– Ребята, каждый день мы с вами читаем рассказы, сказки, учим стихи. На прошлом занятии мы познакомились с новым видом художественных произведений.
Каким? (Мы познакомились с басней).
– Вспомните, что такое басня? (Это небольшой рассказ. Чаще всего бывает в стихах).
– Правильно. Молодцы! Скажите, басня похожа на сказку? (Да. Басня очень похожа на сказку).
– А кто обычно является главными героями в басне? (Главные герои в басне, как и в сказке: животные, насекомые, птицы, растения, вещи)
– Да, совершенно верно! А чем басня отличается от сказки или рассказа? (Басня – более короткая, легко читается, а сказки и рассказы длиннее).
– Конечно, правильно. В баснях, чаще всего, главные герои не люди, но они проявляют человеческие качества. А какие недостатки высмеивают басни?
(Жадность, глупость, зависть, лесть, трусость, хвастовство)
–Молодцы! А какие черты характера в басне прославляются? Назовите.
(Трудолюбие, взаимопомощь, выручка, переживание) – Прекрасно! А чем всегда заканчивается басня?
(Всегда присутствует поучение: что - можно делать, а что – нельзя)
– Молодцы, вижу, вы хорошо все запомнили и уяснили все особенности литературного жанра в виде поучительного рассказа.
Основная часть:
Сюрпризный момент
– Сегодня мы с вами познакомимся с новой басней И. А. Крылова. А чтобы узнать про кого она, нужно отгадать загадки.
Опасней всех она в реке, Хитра, прожорлива, сильна, Притом – такая злюка! Конечно, это … (Щука)
Под водой живет народ,
Ходит задом наперед,
Все под водой –
Хватает клешней. Кто же это? (Рак)
Эта птица горделива,
Удивительно красива,
И умна, храбра, сильна,
И похожа с цифрой «два». (Лебедь)
Физминутка «Лебеди»
(Произносится текст стихотворения с одновременным выполнением движений.) Лебеди летят,
Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой) Прогнулись над водой,
Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись)
Прямо и гордо умеют держаться,
Тихо-тихо на воду садятся (приседания)
- Чем они отличаются? (Лебедь – водоплавающая птица, щука – рыба, а рак относится к ракообразным. Отличаются разным питанием; разным передвижением – лебедь – летает, щука – плавает, рак – ползает)
– Молодцы. А что же их объединяет? (Их объединяет место обитания. Рак и щука живут в воде, а лебедь живет около воды)
– Правильно, а вот еще в данный момент их объединяет название басни, которую я хочу вам сегодня прочитать. Но в басне вам встретятся новые непонятные и незнакомые слова: согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить.
Давайте познакомимся с ними, попробуем понять и узнать, что они обозначают, чтобы вам была понятна басня.
Словарная работа.
Как вы понимаете:
Согласье – (согласиться всем вместе). Прийти к единому мнению, решению.
Лад – (согласие, мир, порядок) Жить в полном согласии, в дружеских отношения).
Поклажа – уложенные для перевозки (вещи, груз, багаж).
Воз – колесная (повозка) с поклажей.
Рваться – (делать резкие движения, стремиться, порывистые.
Судить – (высказывать свое мнение)
Чтение басни.
Беседа по содержанию басни.
– Ребята, вам понравилась эта басня? (Да).
– Кто ее главные герои? (Лебедь, рак и щука).
– За какое дело взялись лебедь, Щука и Рак? (Они собрались везти поклажу).
– Как вы думаете, почему же «воз и ныне там»? (Воз и ныне там, потому, что у них ничего не получилось. Потому, что они не смогли его увезти. Каждый тянул в разную сторону. Лебедь – вверх, рак – назад. Щука – в воду).
– А как вы думаете, они могли бы сдвинуть этот воз? (Да).
– Что для этого им надо было сделать? (Договориться друг с другом в какую сторону везти.)
– Значит, чему учит эта басня? (Она учит быть дружными и договариваться друг с другом).
– Что заставило вас улыбнуться? (глупость героев – они тянули в разные стороны).
– Вам жалко героев басни, почему? (Да, их жалко, потому что они не смогли увезти свой воз. Они не смогли договориться, и у них ничего не получилось). – Почему Иван Андреевич Крылов выбрал именно этих героев, как вы думаете? (Все они живут в воде и могли бы сдвинуть свой воз).
Гимнастика для глаз.
Птичка полетела вверх (дети поднимают глаза вверх)
Птичка улетела вправо (смотрят вправо)
Птичка улетела влево (смотрят влево) И спряталась на полу (смотрят на пол)
– Какое чувство вызвали у вас эти герои? (Жалость, т. к. что они такие недружные. Если они друзья, то все вместе надо делать).
Работа с пословицами
– Запомните эти слова, написанные автором: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет». Повторим все вместе. (дети повторяют выражение хором, потом по очереди выборочно.
– О каких людях можно сказать, что они похожи на героев этой басни? (Это можно сказать о людях, которые не умеют договариваться между собой).
– Есть такая пословица: «Палец слаб, а кулак силен». Как вы ее понимаете? (Одному пальцу тяжело нести груз, а всем вместе – нет). Совершенно верно, так и людям. Это значит, что один человек слабый, а если все вместе (то они – сильные).
– Молодцы! Басня нас учит быть какими? (дружными, договариваться между собой).
– Правильно, а другими словами можно сказать: находить общий язык.
– Давайте вспомним пословицы, которые подходят к нашей басне. Назовите их. («Вместе тесно, а врозь скучно», «Вместе и беда легче переносится», «Где дружба прочна, там хорошо идут дела», «Сам погибай, а товарища выручай», «Берись дружно, не будет – грузно», «Где родился, там и пригодился»).
– Молодцы, правильно, все эти пословицы подходят к содержанию басни.
Заключительная часть:
– Вот мы с вами и познакомились с новой басней И. Крылова.
– Как она называется? («Лебедь, Щука и Рак»).
– Эта басня подсказывает человеку, как надо поступать. Учит жить, учит видеть чужие ошибки, а иногда и свои.
– Давайте мы будем с вами какими? (дружными, сможем договориться между собой, чтобы все дела, какие бы мы не задумали сделать всегда у нас получались).
– Понравилась вам басня? Чем понравилась?
(Да. Что она нас учит дружбе, взаимопомощи, уважению, умению договариваться друг с другом).
Я хочу вас похвалить. Ведь, сегодня вы были дружными, работали вместе, не мешая друг другу, выслушивали мнение каждого, отвечали по очереди.