Лучший педагог года

Конспект занятия по художественной литературе «И. А. Крылова «Лебедь, щука и рак» в подготовительной группе

Екатерина Никитина
Конспект занятия по художественной литературе «И. А. Крылова «Лебедь, щука и рак» в подготовительной группе

Ведущая образовательная область: Социально-коммуникативное развитие.

Цель: Познакомить детей с басней И. А. Крылова «Лебедь, щука и рак»

Задачи:

Образовательные:

- Закреплять понятие «басня»;

- Уточнять представления о жанровых особенностях басен;

- Продолжать формировать умение находить главный смысл в баснях – мораль;

- Упражнять в объяснении главной идеи басни своими словами.

Развивающие:

- Развивать умение отвечать полным предложением;

- Обогащать словарный запас детей;

- Развивать устную речь, мышление;

- Формировать умение точно, выразительно, ясно излагать свои мысли;

Публикация «Конспект занятия по художественной литературе „И, А, Крылова „Лебедь, щука и рак“ в подготовительной группе» размещена в разделах

-Развивать умение находить связь содержания басни с различными пословицами о труде.

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к художественной литературе;

- воспитывать нравственные качества: трудолюбие, самокритичность, согласованность, сотрудничество.

Словарная работа: согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить.

Использование современных образовательных методов и технологий: ИКТ, ТРИЗ, сюрпризный момент, здоровьесберегающие.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: Коммуникативная, познавательная.

Формы организации: Фронтальная.

Методы и приемы: наглядный (рассматривание иллюстраций, портрета, презентации); словесный

(беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (работа с пословицами).

Форма реализации: использование пособий, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстративных пособий;

поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу;

создание положительной мотивации, сюрпризный момент, игры, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление, обобщение.

Материалы: портрет И. А. Крылова, иллюстрации к басне, картинки лебедя, щуки, рака, книга с басней «Лебедь, Щука и Рак», презентация.

Оборудование:

интерактивная доска Smart, ноутбук, колонки, проектор.

Ход НОД

Вводная часть

Дети вместе с воспитателем встают в круг и соединяют ладошки друг с другом.

Создание положительной мотивации.

- Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся,

Когда ладошки наши касаются,

Душа с душою встречаются,

Сердца добром наполняются.

– Подарите друг другу улыбки, чтобы у всех было хорошее настроение!

– Очень хорошо, присаживайтесь на стульчики.

Закрепление знаний, полученных на прошлом занятии.

(включается на доске презентация)

– Ребята, каждый день мы с вами читаем рассказы, сказки, учим стихи. На прошлом занятии мы познакомились с новым видом художественных произведений.

Каким? (Мы познакомились с басней).

– Вспомните, что такое басня? (Это небольшой рассказ. Чаще всего бывает в стихах).

– Правильно. Молодцы! Скажите, басня похожа на сказку? (Да. Басня очень похожа на сказку).

– А кто обычно является главными героями в басне? (Главные герои в басне, как и в сказке: животные, насекомые, птицы, растения, вещи)

– Да, совершенно верно! А чем басня отличается от сказки или рассказа? (Басня – более короткая, легко читается, а сказки и рассказы длиннее).

– Конечно, правильно. В баснях, чаще всего, главные герои не люди, но они проявляют человеческие качества. А какие недостатки высмеивают басни?

(Жадность, глупость, зависть, лесть, трусость, хвастовство)

–Молодцы! А какие черты характера в басне прославляются? Назовите.

(Трудолюбие, взаимопомощь, выручка, переживание) – Прекрасно! А чем всегда заканчивается басня?

(Всегда присутствует поучение: что - можно делать, а что – нельзя)

– Молодцы, вижу, вы хорошо все запомнили и уяснили все особенности литературного жанра в виде поучительного рассказа.

Основная часть:

Сюрпризный момент

– Сегодня мы с вами познакомимся с новой басней И. А. Крылова. А чтобы узнать про кого она, нужно отгадать загадки.

Опасней всех она в реке, Хитра, прожорлива, сильна, Притом – такая злюка! Конечно, это … (Щука)

Под водой живет народ,

Ходит задом наперед,

Все под водой –

Хватает клешней. Кто же это? (Рак)

Эта птица горделива,

Удивительно красива,

И умна, храбра, сильна,

И похожа с цифрой «два». (Лебедь)

Физминутка «Лебеди»

(Произносится текст стихотворения с одновременным выполнением движений.) Лебеди летят,

Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой) Прогнулись над водой,

Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись)

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо-тихо на воду садятся (приседания)

- Чем они отличаются? (Лебедь – водоплавающая птица, щука – рыба, а рак относится к ракообразным. Отличаются разным питанием; разным передвижением – лебедь – летает, щука – плавает, рак – ползает)

– Молодцы. А что же их объединяет? (Их объединяет место обитания. Рак и щука живут в воде, а лебедь живет около воды)

– Правильно, а вот еще в данный момент их объединяет название басни, которую я хочу вам сегодня прочитать. Но в басне вам встретятся новые непонятные и незнакомые слова: согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить.

Давайте познакомимся с ними, попробуем понять и узнать, что они обозначают, чтобы вам была понятна басня.

Словарная работа.

Как вы понимаете:

Согласье – (согласиться всем вместе). Прийти к единому мнению, решению.

Лад – (согласие, мир, порядок) Жить в полном согласии, в дружеских отношения).

Поклажа – уложенные для перевозки (вещи, груз, багаж).

Воз – колесная (повозка) с поклажей.

Рваться – (делать резкие движения, стремиться, порывистые.

Судить – (высказывать свое мнение)

Чтение басни.

Беседа по содержанию басни.

– Ребята, вам понравилась эта басня? (Да).

– Кто ее главные герои? (Лебедь, рак и щука).

– За какое дело взялись лебедь, Щука и Рак? (Они собрались везти поклажу).

– Как вы думаете, почему же «воз и ныне там»? (Воз и ныне там, потому, что у них ничего не получилось. Потому, что они не смогли его увезти. Каждый тянул в разную сторону. Лебедь – вверх, рак – назад. Щука – в воду).

– А как вы думаете, они могли бы сдвинуть этот воз? (Да).

– Что для этого им надо было сделать? (Договориться друг с другом в какую сторону везти.)

– Значит, чему учит эта басня? (Она учит быть дружными и договариваться друг с другом).

– Что заставило вас улыбнуться? (глупость героев – они тянули в разные стороны).

– Вам жалко героев басни, почему? (Да, их жалко, потому что они не смогли увезти свой воз. Они не смогли договориться, и у них ничего не получилось). – Почему Иван Андреевич Крылов выбрал именно этих героев, как вы думаете? (Все они живут в воде и могли бы сдвинуть свой воз).

Гимнастика для глаз.

Птичка полетела вверх (дети поднимают глаза вверх)

Птичка улетела вправо (смотрят вправо)

Птичка улетела влево (смотрят влево) И спряталась на полу (смотрят на пол)

– Какое чувство вызвали у вас эти герои? (Жалость, т. к. что они такие недружные. Если они друзья, то все вместе надо делать).

Работа с пословицами

– Запомните эти слова, написанные автором: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет». Повторим все вместе. (дети повторяют выражение хором, потом по очереди выборочно.

– О каких людях можно сказать, что они похожи на героев этой басни? (Это можно сказать о людях, которые не умеют договариваться между собой).

– Есть такая пословица: «Палец слаб, а кулак силен». Как вы ее понимаете? (Одному пальцу тяжело нести груз, а всем вместе – нет). Совершенно верно, так и людям. Это значит, что один человек слабый, а если все вместе (то они – сильные).

– Молодцы! Басня нас учит быть какими? (дружными, договариваться между собой).

– Правильно, а другими словами можно сказать: находить общий язык.

– Давайте вспомним пословицы, которые подходят к нашей басне. Назовите их. («Вместе тесно, а врозь скучно», «Вместе и беда легче переносится», «Где дружба прочна, там хорошо идут дела», «Сам погибай, а товарища выручай», «Берись дружно, не будет – грузно», «Где родился, там и пригодился»).

– Молодцы, правильно, все эти пословицы подходят к содержанию басни.

Заключительная часть:

– Вот мы с вами и познакомились с новой басней И. Крылова.

– Как она называется? («Лебедь, Щука и Рак»).

– Эта басня подсказывает человеку, как надо поступать. Учит жить, учит видеть чужие ошибки, а иногда и свои.

– Давайте мы будем с вами какими? (дружными, сможем договориться между собой, чтобы все дела, какие бы мы не задумали сделать всегда у нас получались).

– Понравилась вам басня? Чем понравилась?

(Да. Что она нас учит дружбе, взаимопомощи, уважению, умению договариваться друг с другом).

Я хочу вас похвалить. Ведь, сегодня вы были дружными, работали вместе, не мешая друг другу, выслушивали мнение каждого, отвечали по очереди.

Публикации по теме:

Конспект НОД по художественной литературе в старшей группе «Серая Шейка»Конспект НОД по художественной литературе в старшей группе «Серая Шейка» .

Конспект НОД по художественной литературе в старшей коррекционной группе «Чтение рассказа Н. Калининой «Про птиц»Конспект НОД по художественной литературе в старшей коррекционной группе «Чтение рассказа Н. Калининой «Про птиц» Цель: развитие познавательного интереса и расширение знаний о зимующих птицах. Задачи: • формировать у детей целостные представления о.

Конспект НОД по художественной литературе в старшей коррекционной группе «Чтение сказки Н. Рысаевой «Зоопарк»Конспект НОД по художественной литературе в старшей коррекционной группе «Чтение сказки Н. Рысаевой «Зоопарк» Цель: формирование представлений детей о зоопарке. Задачи: • способствовать расширению знаний детей о зоопарке; • познакомить с образованием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по художественной литературе «И. А. Крылова «Лебедь, щука и рак» в подготовительной группе
Опубликовано: 23 апреля 2025 в 13:07
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по художественной литературе «И. А. Крылова «Лебедь, щука и рак» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Никитина (УИ 2717373) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД