Ольга Першина
Конспект НОД «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по развитию связной речи в старшей группе.
Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем».
Цель: Создать условия для формирования навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД „Пересказ сказки В, Сутеева „Кораблик“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Сутеев В.Г.
- «Кораблик», Сутеев
- Темочки
Обучение детей приемам планирования собственного пересказа с применением опорных схем. Формирование у детей активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа. Активизация и обогащение словарного запаса.
Развивающие:
Развитие связной речи, слухового внимания, фонематического восприятия, мышления. Активизировать использование в речи грамматических форм, при помощи которых образуются ласковые обращения и названия животных. Развитие умения понимать и объяснять смысл поговорок.
Воспитательные:
Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи и понимания.
Методические приемы: Чтение, беседа, рассматривание графических схем; подбор слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами; выстраивание серии опорных схем к сказке.
Оборудование: опорные схемы, сказка В. Сутеева «Кораблик».
Предварительная работа:
Чтение сказки В. Сутеева «Кораблик».
Обсуждение нравственных поступков героев произведения.
Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.
Рисование, аппликация, лепка по содержанию сказки.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Воспитатель: Улыбнитесь-ка, ребята, мы все с вами дружим, правда? (Дааа.)
II. Основная часть.
1. Подготовка к восприятию текста
Воспитатель: Что значит «верный друг»? Кого можно назвать настоящим другом?
2. Чтение сказки. Развитие слухового внимания и памяти.
- Внимательно послушайте сказку Владимира Сутеева «Кораблик».
3. Содержательный и языковой разбор текста
Беседа по содержанию сказки, словарная работа.
Воспитатель: О ком рассказывается в этой сказке?
Дети: Эта сказка о Лягушонке, Мышонке, Муравье, Жучке, Цыпленке.
Воспитатель: Что придумали друзья?
Дети: Они придумали построить кораблик, чтобы поплавать на нем, так как они сами не умеют плавать.
Воспитатель: Как они построили кораблик?
Дети: Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку. И, пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик!
Воспитатель: Чем заканчивается сказка?
Дети: Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!
Воспитатель: Какими словами?
Дети: И не догонишь!
Воспитатель: Каким показан лягушонок в этой сказке?
Дети: Хвастливый, насмешливый, озорной.
Воспитатель: А его друзья какие?
Дети: Смелые, находчивые, трудолюбивые, деловые.
Воспитатель: Как вы понимаете, что значит поговорка «Один за всех, все – за одного?»
Дети: Это значит помогать друг другу, дружить, заботиться друг о друге.
Воспитатель: Про кого из сказки «Кораблик» можно сказать : Один за всех, все за одного? Перечислите.
Дети: отвечают.
Воспитатель: А к лягушонку подходит эта поговорка? Как вы думаете?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему нет, объясните.
Дети: Он плохой, не помогал друзьям, смеялся над ними.
Воспитатель: Подумайте про кого из ваших товарищей можно сказать : Один за всех, все за одного.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
4. Лексико-грамматические упражнения по тексту:
Игра «Назови ласково»
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Назови ласково».
Маленький - лягушонок, желтенький - цыпленок, серенький – мышонок, лист – листочек, скорлупа – скорлупка, солома – соломинка, веревка – веревочка, корабль – кораблик.
Игра «Скажи похоже»
Думать – размышлять, обидеться – расстроиться, хохотать – смеяться, принести – притащить,
5. Повторное чтение текста по частям с усложнением. Молодцы, ребята, вы на все вопросы ответили правильно, а это значит, вы внимательно слушали. Сейчас, мы с вами попробуем пересказать сказку В. Сутеева «Кораблик» (пересказ сказки с помощью иллюстраций - 2-3 ребенка).
А сейчас предлагаю вам погулять (проводиться физкультминутка)
Волны плещут в океане (изображаем волны)
Что там чудится в тумане (руки вперед)
Это мачты кораблей (руки вверх)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем (ходьба).
Ищем ракушки в песке (наклоны).
И сжимаем в кулаке (сжимаем кулачки).
Воспитатель:
Ребята, подумайте и скажите, как вы понимаете поговорку «Один за всех и все за одного» (ответы детей). А к лягушонку подходит эта поговорка, как вы думаете? (ответы детей). Почему? (ответы детей).
6. Физкультминутка
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись:
Раз, два, три, четыре-
Вот как славно.
Освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – кроль.
Все, как один.
Плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Имитация движений по ходу чтения
7. Моделирование сказки с помощью опорных схем
(Педагог показывает серию опорных схем к сказке. Среди них есть схемы, которые не подходят к данной сказке).
Воспитатель: Посмотрите на схемы. Все ли схемы подходят к нашей сказке?
Дети: В сказке не было Паучка и Котенка. Эти картинки лишние.
Воспитатель: Уберем лишние схемы. Кто пошел гулять? Куда они пришли?
Дети: Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок пришли на речку.
Воспитатель: Отберите эту схему.
Воспитатель: Кто прыгнул в воду? Что он сказал?
Дети: Лягушонок.
Воспитатель: Отберите эту схему.
Воспитатель: Почему остальные не стали купаться?
Дети: Они не умеют.
Воспитатель: Отберите эту схему.
Воспитатель: Что сказал Лягушонок своим друзьям? Как стал хохотать Лягушонок?
Дети: Он сказал «Куда вы годитесь» и так засмеялся, что чуть не захлебнулся.
Воспитатель: Найдите эту схему.
Воспитатель: Как отнеслись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок к словам Лягушонка?
Дети: Они обиделись и начали думать.
Воспитатель: Отберите схему.
Воспитатель: Что принесли Цыпленок и Мышонок?
Дети: Листочек и ореховую скорлупку.
Воспитатель: Отберите эту схему.
Воспитатель: Что притащил Муравей? Жучок?
Дети: Муравей притащил соломинку, Жучок – веревочку.
Воспитатель: Отберите эту схему.
Воспитатель: Что построили друзья? Что они сделали потом?
Дети: Кораблик. Столкнули в воду и поплыли
Воспитатель: Отберите схему.
Воспитатель: А что в это время делал Лягушонок?
Дети: Он голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик далеко уплыл. И не догонишь!
III. Подведение итогов занятия
ВоспитательС какой сказкой вы сегодня познакомились? Как вы думаете, какая главная мысль этой сказки? (ответы детей).
Вы все сегодня молодцы, мне очень понравилось, как вы пересказывали сказку. И сейчас я предлагаю вам построить большой корабль (строительство кораблика из строительного материала).