Елена Радиуцкая
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Земля-кормилица»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор Радиуцкая Елена Александровна, воспитатель МДОБУ №13
Задачи:
Образовательные:
- продолжать учить анализировать результаты своих наблюдений, устанавливая простейшие причинно – следственные связи.
- упражнять в словообразовании, в подборе эпитетов.
Развивающие:
- расширять представление о развитии растений в разных условиях.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к хлебу и труду людей его выращивающих.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Земля-кормилица“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, мои маленькие учёные! Прошло достаточно много времени с того момента, как вы посадили зёрна злаков в горшочки с землёй, песком и опилками. Поделитесь, пожалуйста, своими наблюдениями. Расскажите, как вы ухаживали за растениями. (Дети рассказывают и показывают педагогу результаты опыта).
Воспитатель: Интересно, почему в одних горшочках побеги растении сочные, ярко – зелёные, а в других бледные и слабые?
Дети: Зерна, посеянные в горшочки с землёй, взошли дружно, дали самые сильные побеги. Перегнившие листья, веточки, которые находятся в земле, содержат необходимые для роста растений полезные вещества.
Воспитатель: откуда вы это знаете?
Дети: Мы рассматривали частицы земли в микроскоп.
Воспитатель: (Указывает на побеги, выросшие на песке)
Посмотрите на ростки.
Почему они тонкие?
Дети:
Жизнь побегов нелегка
В этой почве из песка.
Песок не удерживает влагу, быстро пересыхает, в нём нет полезных веществ, необходимых для роста растений.
Воспитатель: Покажите растения, выросшие на опилках, расскажите, как они развивались.
Ответы детей.
Воспитатель: Почему эти побеги (указывает на тонкие, вытянутые растения) стали такими длинными и тонкими? Что представляют собой опилки?
Дети: Опилки – маленькие частицы древесины, они долго удерживают влагу, но в них нет питательных веществ.
Воспитатель: Интересные наблюдения. А какие выводы вы можете сделать?
Ребё нок :
Чтобы крепким был росток,
Наливался колосок,
Должен он расти в землице,
Дождевую пить водицу.
Греться солнечным теплом,
Обдуваться ветерком.
Воспитатель: Правильно. Вы наблюдательны и любознательны, как настоящие учёные. Только на плодородной земле можно вырастить хороший, богатый урожай. Недаром землю называют кормилицей матушкой.
Игра «Назовите пословицы и поговорки о земле»
Дети поочередно вспоминают знакомые пословицы и поговорки. («От земли хлеб, от хлеба – богатство», «Мать добра для своих детей, а земля – доя всех ладей», «Землица – матушка наша : и кормит, и поит, и одевает», «Кто мать – землю любит, тот голоден не будет», «Земля заботу любит», «Земелька черна, а белый хлеб родит».)
Воспитатель: Щедра наша земля – кормилица, только руки к ней приложи, и она тебя не оставит в нужде, воздаст за труд добрым урожаем. Недаром говорят: «Земля – мать, труд – отец».
Долог путь от посеянного в землю зерна до буханки хлеба на столе. Давайте рассмотрим картины, которые помогут ответить на вопрос, почему называют землю кормилицей.
Игра «Что сначала, что потом?»
Дети рассматривают сюжетные картины из серии «Откуда хлеб пришёл?», размещают их в логической последовательности.
Ребё нок:
Но не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Воспитатель: Давайте рассмотрим машины и приспособления, которые люди используют при выращивание злаков.
Ребё нок:
Гребнем частым, борона,
Расчеши земельку!
Приготовим для зерна
Мягкую постельку.
Воспитатель: (показывает иллюстрацию). Какие работы выполняются на полях с использование трактора? (На тракторе боронят, рыхлят, разбивают комья для того, чтобы земля стала мягкой и в ней хорошо сохранялась влага). Для чего используют сеялки? (сет пшеницу, рожь.)
Ребё нок:
Сеял сеятель старинный
Из лукошка, решета.
Нынче сеялка – машина –
Этим делом занята.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего этот самолёт (показывает иллюстрацию) летает над полем? (С самолёта разбрасывают удобрения, распыляют вещества, которые отпугивают вредителей).
Ребё нок:
Вьюга снежная клубится –
Прилетела чудо – птица.
Над полями всюду, всюду
Сыплет белый порошок.
Для вредителе – преграда,
Урожаю – хорошо!
Воспитатель: Для чего используют на поле комбайны (Комбайн убирает урожай. Эта машина скашивает колосья, обмолачивает зерно).
Ребё нок:
Так из колоса тугого
Выбивается зерно,
Вот, пожалуйста, готово!
В ящик сыплется оно.
Воспитатель: Где хранят зерно? Что с ним делают на мельнице? (Зерно хранят на элеваторе. На мельнице его перемалывают в муку)
Ребё нок:
Вот на мельнице пшеница
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут,
В порошок её сотрут.
Воспитатель: Что происходит дальше? (муку везут на хлебозавод, в пекарню, где из неё выпекают хлеб.)
Ребё нок:
Стали зёрнышки мукою,
Не дадут и ей покоя.
На большой хлебозавод
Грузовик муку везёт.
Воспитатель: множество рук потрудилось над пшеничными зёрнами для того, чтобы они превратились в каравай хлеба.
Ребё нок:
Каравай заводит дружбу
С тем, кто с детства любит труд
Если ты с работой дружен –
Выходи скорее в круг!
Дети водят хоровод «Собирайся народ, в хоровод» (муз. В. Агафонникова, ел. В. Викторова и Л. Кондрашенко).
Воспитатель: Множество людей трудятся на земле, и она одаривает их богатым урожаем. Недаром говорят: «Какие труды, такие и плоды», «Как ты к земле, так и она к тебе».
Игра «Назови профессии»
Работает на тракторе – (Тракторист)
Пашет землю – (пахарь, земледелец).
Работает на комбайне – (комбайнёр)
Разводит овощи – (овощевод).
Разводит сады – (садовод).
Выращивает хлеб – (хлебороб).
Воспитатель: Дети подберите самые красивые и тёплые слова, с которыми вы могли бы обратиться к нашей земле – кормилице. Какая она, земля – матушка (Добрая, родная, любимая, богатая, щедрая, святая, плодородная.)
Закончите предложение: «Чтобы наша Земля оставалась такой же красивой и щедрой, мы должны …» (Любить её. Ухаживать за ней. Беречь от пожаров. Не засорять.)
Дети, я думаю, что вы вырастите трудолюбивыми и заботливыми. Ведь именно такие люди нужны нашей земле –кормилице!