Наталья Морозова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Растения, которые лечат»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе «Растения, которые лечат»
Задачи:
• Расширить представления детей о комнатных растениях и травах, познакомить и исследовать их лечебные свойства.
• Обобщить и закрепить знания о способах посадки и ухода за растениями при помощи опытов и наблюдений, закрепить понимание основных потребностей растений в свете, земле и воде.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Растения, которые лечат“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
• Познакомить с особенностями посадки и научить сажать лук.
• Развивать трудовые умения, соответствующие содержанию занятия.
• Развивать связную монологическую речь через умение рассказывать о лечебных свойствах растений, особенностях строения, выполнения своих действий с учетом структуры трудового процесса.
• Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как с живым организмом.
Словарная работа:
• Герань, алоэ, каланхоэ.
Материалы: серия картинок «Лекарственные растения»; гербарии лекарственных растений; горшки с комнатными лекарственными растениями; иллюстрации комнатных лекарственных растений; материал для ухода за комнатными растениями на парту, лейки,, пульверизатор, салфетка, пленка, земля, совок (детский, веник, ведро, швабра).
Предварительная работа: посадка комнатных растений и лечебных трав, уход, знакомство с комнатными растениями, беседа о целительных свойствах растений, игры, загадки, стихи.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами продолжим говорить о растениях. Послушайте загадки (иллюстрации отгаданных растений размещаются на доске).
1. Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог.
Он однажды людям добрым раны вылечить помог. (Подорожник)
2. Расправит свой ажурный листик
Король всех трав. (тысячелистник)
3. В широколиственных лесах
И на обочинах дорожек
Её ты встретишь всю в цветах,
Похожих чем-то на горошек.
Будь аккуратнее, друг мой,
Любуясь, не теряй рассудок,
Ведь из растения настой
Поможет вылечить желудок. (пижма)
4. Он "любит - не любит" ответить нам может
И глянет приветливо желтым глазком.
Аптечный цветок на него так похож,
Его мы лекарственным другом зовем. (Ромашка лекарственная)
Воспитатель: Молодцы, справились с загадками. А как можно назвать все эти растения? Это лекарственные растения, которые растут в природе.
А есть и комнатные растения, которые растут дома и они тоже лечат. Назовите, какие комнатные лекарственные растения вы знаете?
• Алоэ
• Каланхоэ
• Герань
• Сансевьера
• Фикус
А какие лечебные травы есть в нашей коллекции гербариев:
• Тысячелистник
• Пижма
• Ромашка
• Земляника
• Подорожник
Воспитатель напоминает детям, что они уже много знают о растениях. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также они помогают им лечиться от болезней.
Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров, лекарства от всех на свете болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Давным-давно человек замечал, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней.
Да, ребята, достоинства комнатной аптеки очевидны. Это и красота, и доступность лекарств, и чистота воздуха и даже, цветоводы уверяют, что обстановка в доме с садиком на много благоприятнее, чем без садика.
Стук в дверь. Кто там? (появляется Чиполлино)
Чиполлино: Здравствуйте, ребята. Ох, и устал я. А раньше и на 10 этаж поднимался, как ни в чем не бывало, и ни о какой усталости не знал. И продуло меня, ребята, так знобит! Таблетки аптечные я пить не привык. Мне травы целебные отлично помогают, да слаб я уже, чтобы идти за ними. Вот прослышал я, что вы собираете лекарственные растения и начали выращивать травы!
Воспитатель. Видите, ребята, не зря мы трудились. Давайте поможем Чиполлино. Проходи! Расскажи нам, что у тебя болит.
Чиполлино. Вот порезал палец и не знаю, чем рану лечить.
Дети. К ране надо прикладывать лист подорожника, а также можно приложить лист каланхоэ.
Чиполлино. И горло болит что-то и насморк замучил.
Дети. А горло надо прополоскать ромашкой, еще можно приготовить настой из листьев герани. Насморк можно вылечить при помощи сока алоэ.
Воспитатель. Ребята, а кто-нибудь знает, как можно приготовить капли от насморка из листьев алоэ?
Ответы детей.
Воспитатель подытоживает и проводит опыт «Получение сока алоэ»
Из листочка мы выжмем сок, смешаем его с несколькими каплями меда и лекарство готово. Вот тебе лекарство, дома закапаешь в нос, и станет лучше.
Чиполлино. Вот спасибо, ребята. Помогли. А знаете ли вы правила обращения с лекарственными травами и цветами? Можно ли что-то срывать и пробовать самостоятельно, без взрослых?
Ответы детей.
Подводим к тому, что без присмотра взрослых нельзя пробовать ни сухие травы, ни рвать цветы в горшках и пробовать. Очень мне у вас понравилось! И у меня есть для вас подарок. Я ведь не просто мальчик, я Чиполлино. Вы знаете кто такой Чиполлино?
Ответы детей.
Я лук а, как известно, лук помогает от семи недуг. Я очень полезен для здоровья. Что вы знаете о луке?
Ответы детей.
Чиполлино: Я совсем забыл о подарке. Я принес в подарок луковицы. Вы можете посадить эти луковицы и вырастить зеленый лук, очень полезный и вкусный.
Воспитатель: Чиполлино, оставайся с нами. Давайте все вместе отправимся в нашу мини-лабораторию и посадим лук. Но, прежде чем отправиться в лабораторию, давайте покажем и расскажем Чиполлино, что у нас есть в зимнем саду.
Физкультминутка «В зимнем саду»
Удивляемся природе разводим руки в стороны
Мы стоим не в огороде повороты туловища
Удивляемся природе разводим руками
Вот герань, а здесь алоэ наклоны вперед
Даже фикус тут растет
Поработаем с тобой ходьба на месте
Сорнякам объявим бой
Будем с корнем выдирать приседания
Да пониже приседать
Все полили мы из лейки имитируют полив
И садимся на скамейки. садятся
Воспитатель: Ребята, вспомните, какие вы знаете правила работы в лаборатории.
Коль с водой имеем дело – рукава поднимем смело.
Пролил воду – не беда, тряпка под рукой всегда.
Фартук - друг, он нам помог, и никто здесь не промок.
Если сыпем землю и песок – рядом веник и совок.
Воспитатель. Что ж, правила работы мы вспомнили, а какие материалы и оборудование нам необходимы?
(по ходу на доску вывешиваются картинки с последовательностью работы)
Ответы детей.
Воспитатель: Вы все хорошо помните, значит можно надевать фартуки и приступать к работе (дети надевают фартуки, застилают столы клеенками и готовятся к работе, воспитатель помогает).
Практическая работа «Посадка лука»
Воспитатель по ходу задает вопросы. Какой водой нужно поливать растения? А почему? Как узнать, когда надо поливать растения? Где лучше поставить контейнеры с луком для лучшего роста?
Воспитатель предлагает детям провести эксперимент – 1 контейнер поставить на окно, 2-й контейнер – в тень, а 3-й контейнер накрыть темным колпаком, а в следующий раз посмотреть, что произойдет с луком.
Воспитатель. Молодцы, ребята, всё закончили. По окончании работы есть правило: «Ты работу завершил, все на место положил».
Воспитатель. А сейчас мы занесем рисунки в дневник наблюдений за посадкой лука.
Воспитатель: А сейчас мы узнаем, запомнили ли вы названия лекарственных растений.
Проводится игра «Собери картинку». Три команды подходят к столам. На столах лежат конверты с разрезанными картинками. Дети собирают картинки и называют растение.
Воспитатель. Наше занятие подошло к концу. Мы с вами продолжим знакомиться с новыми полезными растениями, пополнять коллекцию трав, играть в новые игры, а после выходных в понедельник я приглашаю вас в нашу экологическую лабораторию, чтобы мы смогли рассмотреть, какие изменения произойдут с луком, который мы с вами сегодня посадили.