Елена Владимировна Михайлова
Конспект НОД по обучению грамоте «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: "Перелетные птицы"
ЦЕЛЬ: выявить степень усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях.
ЗАДАЧИ:
1. Образовательные:
- продолжать работу по формированию у детей элементарного представления о речи и ее единицах (звук, слог, слово, предложение);
- закреплять умение проводить звуковой анализ слова; делить слова на слоги; выбирать слова на заданную тему; составлять предложения;
- формировать умение читать осмысленно;
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- закреплять и уточнять представления детей о временах года, о весенних признаках, о зимующих и перелетных птицах;
- формировать умение классифицировать объекты окружающего мира;
2. Развивающие:
- развивать мыслительные процессы детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логическое мышление, творческие способности;
3. Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, активность;
- воспитывать заботливое отношение и интерес к природе.
Оборудование: карточки со словами и предложениями; иллюстрации на тему "Весна", картинки с изображением птиц, схема предложения, гнезда для игры со слогами, значки "снежинка" и "листок"; сундучки; магнитофон; макет дерева; раздаточный материал: красные, зеленые и синие фишки для звукового анализ
Ход занятия: I. Организационный момент.
- Какое сейчас время года? Назовите весенние месяцы и т д. Какие изменения происходят весной? С юга возвращаются перелетные птицы – вестники весны. Почему их так называют?
На доске - изображения птиц. Зимующих птиц нужно расположить под значком "Снежинка", а перелётных - под значком "Зеленый лист".
Педагог: – Посмотрите, сколько разных птиц нас встречает (рассматривание картинок, иллюстраций). Какие птицы вам знакомы?
(Ответы детей.)
– На какие две группы можно разделить этих птиц? (Перелетные и зимующие.)
– Как вы думаете, почему наши пернатые друзья улетают зимовать в теплые края?
(Ответы детей.)
– Да, действительно, в связи с переменой времени года, с наступлением холодов, некоторым птицам трудно раздобыть себе корм, трудно приспособиться к изменениям погоды, поэтому птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.
- Каких перелетных птиц мы можем посадить под весенним значком?
(Ласточка, цапля, журавль, скворец, жаворонок.)
- Каких птиц посадим под снежинкой? ( Зимующих: ворона, воробей, голубь, синица, галка.
3) Беседа "Волшебница Речь".
- Птицы доставили нам сундучок. В нем живет волшебница "Речь". Она необходима всем нам. Для чего? Почему можно назвать речь волшебницей?
(Ответы детей.)
- Сейчас узнаем, что внутри сундучка. Нам даже необязательно его открывать, чтобы узнать, что там. Для этого ответьте на вопрос: из чего состоит наша речь? (Речь состоит из предложений.)
- Верно, речь состоит из предложений.
Учитель достает из сундучка коробочку чуть поменьше с надписью "Предложение".
- Вот сундучок "Предложение", а в нем записка. Что это? (Карточки с предложениями и схема предложения.)
II. Актуализация знаний
1) Игра "Да - Нет".
На столе разложены карточки с предложениями. Дети подходят, берут карточку и читают. Если в предложении говорится о весне, карточку нужно поместить на доску под словом "ДА", если речь идет не о весне - под словом "НЕТ".
4) Работа с предложением.
Педагог: - Проверим, правильно ли составлена схема. Для этого вспомним 3 правила предложения. (Предложение начинается с заглавной буквы, в конце ставится точка, между словами "дорожка"- пробел.)
- Сколько слов в этом предложении? Найдите предложение, которое соответствует этой схеме. (ответы детей).
- Найдите слово-предмет, слово-действие, слово-признак. Есть ли здесь слово-помощник? (Ответы детей.)
- А теперь мы сами составим схему предложения.
Один ребенок составляет схему на доске, остальные – в тетрадях.
Педагог: - Пора открыть следующий сундучок. Вы узнаете, что в нем, если ответите на вопрос: из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)
- Да, в этом сундучке живут слова. Прочитайте эти слова. Какое из этих слов «лишнее» и почему? Что такое «родственные» слова?
( Предлагаемые слова: весна, веснушки, веселье, веснянка)
Игра «Один – много»
Педагог: - Еще один сундук и следующий вопрос: из чего состоят слова? (Из слогов.)
Игра "Птицы в гнездах". Дети выбирают себе карточку с изображением какой-либо птицы. На доску вывешиваются гнезда с цифрами 1, 2, 3. Дети называют птицу, которую они выбрали, определяют количество слогов в своем слове и размещают птицу в нужном гнезде.
7) Звуко - буквенный анализ слова.
Педагог: - Еще один сундучок откроем, если ответим, из чего состоят слоги? (Из звуков.)
- Чем отличаются звуки от букв? (Звуки говорим и слышим, а буквы - видим и пишем.)
Звуковой анализ слов «грач», «синица», «голубь». Трое выполняют задание у доски, остальные на местах
III. Итог.
Педагог: - Занятие подходит к концу, давайте соберем сундучки. В этом живут звуки. В какой сундучок его положим? (Слоги.)- А слоги в какой сундучок? (Слово.)- Сундучок слов? (В "Предложение".)- А "Предложение"? (Сундучок "Речь".)
Педагог: - Что понравилось больше всего? - Какое задание было самым трудным? самым легким? самым интересным?