Елена Пышкова
Перспективный план работы Образовательная область «Речевое развитие» Развитие речи
▼ Скачать + Заказать документы
Месяц,
неделя Тема,
литература Программное
содержание Материалы, оборудование Методы, приёмы Совместная деятельность с детьми Совместная деятельность с родителями
Сентябрь 1 и 2 нед. Мониторинг
3-я нед. Составление описательного рассказа на тему: «Моя любимая игрушка» (О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3 – 5 лет», с. 134) Познакомить детей с предметами ближайшего окружения – игрушками. Учить отвечать на вопросы, описывать игрушку и действия с ней. Сравнивать и различать пластмассовые, резиновые и тканевые игрушки на ощупь. Развивать активный словарь детей. Две куклы – большая и маленькая (с разным цветом и длиной волос); два комплекта цветных карандашей и бумаги.
Публикация «Перспективный план работы Образовательная область „Речевое развитие“ Развитие речи» размещена в разделах
Беседа, игровая деятельность, рассматривание, наблюдение.
Беседа с детьми о любых игрушках. Рисование куклы. Д/и «Любимая игрушка».
4-я нед. Составление описательного рассказа по набору предметов и картин детского сада (О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3 – 5 лет», с. 70) Закреплять умение правильно называть фрукты, овощи, описывать их цвет, форму и т. д. Уточнять представления об обобщающем понятии фрукты, овощи. Продолжать детей учить вслушиваться в звучание слов. Куклы девочка, мальчик; игрушки: собака, два флажка, две конфеты, кукольный шкаф. Беседа, рассматривание, наблюдение.
Беседа «Чем отличаются игрушки?» Д/и «Найди отличие»
Октябрь 1 нед. Заучивание стихотворения И. Мазнина «Осень» (О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3 – 5 лет», с. 180) Закреплять знания детей о признаках осени, воспитывать эмоциональное восприятие картины осенней природы, учить выражать свои впечатления в образном слове; формировать умение выразительно читать стихотворение наизусть, передавая интонацией задумчивость, грусть, что он должен беречь, охранять и защищать её.
Картинки на тему осени, гербарий, кленовые листья на всех детей в группе. Беседа, показ, рассматривание, наблюдение, игровая деятельность. Рассматривание картин на тему «Осень». Игра «Листопад», беседа о сезонных изменениях в природе с приходом осени. Оформление выставки «Дары осени».
2 нед. Придумывание продолжения сказки «Белочка, заяц и волк» (О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3 – 5 лет», с. 146) Учить исходя из набора игрушек составлять короткий рассказ вместе с воспитателем (воспитатель начинает рассказ, дети его продолжают); развивать диалогическую речь; учить понимать смысл загадок, правильно называть качества предметов; учить использовать в ответах на вопросы воспитателя сложноподчиненные и простые распространенные предложения; учить выделять и четко произносить звук [ч] в словах и фразах, подбирать слова на заданный звук. Игрушки – елочки, волк, белочка, зайчик. Беседа, показ, рассматривание, наблюдение. Чтение сказки. Отгадывание загадок. Игра «Скажи по-другому», «Похвалялись звери»
3 нед. Употребление в речи слов с пространственным значением (О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3 – 5 лет», с. 160) Продолжать учить составлять описания предметов, игрушек; учить правильно употреблять слова, обозначающие пространственные отношения (ближе – дальше, впереди – сзади); учить четко и правильно произносить звуки [л]-[л'], выделять на слух эти звуки в словах, подбирать слова со звуками [л][л'], закреплять умение подчеркнуто произносить звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, определять первый звук в слове. Игрушки, в названии которых есть звуки [л]-[л'] : лошадь, лиса, теленок; картинки с изображением домашних и диких животных – лошади, теленка, слона, льва, верблюда, оленя, лося, лисы, волка. Беседа, показ, рассматривание, наблюдение, игровая деятельность. Правильное произношение звуков. Д/и «Ближе дальше», «Впереди и сзади».
4 нед. Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд» (О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3 – 5 лет», с. 140) Учить пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный на занятии, выразительно передавать прямую речь персонажей; упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных; закрепить представления о значении терминов «слово», «звук»; учить самостоятельно подбирать слово со звуком [с]. Картинки с изображениями одежды : валенки, варежки, носки, шарф, пальто, шуба, шапка; картина «Саша и снеговик» Беседа, показ, рассматривание, наблюдение. Правильное произношение отдельных звуков. Пересказ рассказа «Поезд». Д/и «Жуки на поляне».
Ноябрь 1 нед. Составление описания внешнего вида (О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3 – 5 лет», с. 149) Учить составлять описания друг у друга внешнего вида, одежды (цвет, отделка); учить образовывать формы единственного и множественного числа глагола хотеть, формы повелительного наклонения глаголов рисовать, танцевать и др. ; дать представление о том, что звуки в словах идут друг за другом в определенной последовательности. Кукла Петрушка, демонстрационная линейка. Беседа, показ, рассматривание, наблюдение. Составление рассказа по внешнему виду игрушки. Д/и «Отгадай кто?»
2 нед. Составление описания по лексической теме «Овощи» (О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3 – 5 лет», с. 158) Учить подбирать определения к словам, продолжать выделять звуки в слове. Уточнить представления об овощах, учить выделить в овощах определенные свойства, правильно классифицировать овощи, продолжать учить вслушиваться в звучание слов. Блюдо с овощами – муляжи или картинки. Овощи: морковь, помидор, огурец, лук, капуста, картофель, репа. Картина «Овощи». Беседа, показ, проведение наблюдение, игровая деятельность. Беседа на тему «Мои любимые овощи». Придумывание загадок «Овощи». Игра «Чудесный мешочек», «Что растёт на огороде?»
3 нед. Описание игрушек – кошки и собаки (О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3 – 5 лет», с. 106) Связная речь: учить составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида;
словарь и грамматика: активизировать слова, обозначающие действия (глаголы)
Игрушки – кошка, собака, машина, слон, лиса, гусь, лягушка Беседа, показ, рассматривание, наблюдение, игровая деятельность. Рассказ детям о домашних любимцах. Игра «Угадай по голосу».
4 нед. Описание внешнего вида детёнышей животных (О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3 – 5 лет», с. 176) Продолжать учить давать описание внешнего вида предметов, их характерных признаков; учить пользоваться точными наименованиями для названия детенышей животных, обратить внимание на то, что не все названия детенышей звучат так же, как и названия взрослых животных того же вида; закреплять представления о том, что звуки в словах произносятся в определенной последовательности; продолжать воспитывать умение самостоятельно находить разные и похожие по звучанию слова. Игрушки – медвежонок, лисенок, бельчонок, цыпленок, щенок, слоненок, жеребенок, ягненок; счетная лесенка (игрушечная лесенка с тремя ступеньками); картины «Заблудился», «Звуковые часы»; индивидуальные звуковые линейки; демонстрационная звуковая линейка, индивидуальные звуковые часы. Беседа, показ, рассматривание, наблюдение, игровая деятельность. Рассказ детям о детёнышах животных. Д/и «Чей малыш». Правильное звукопроизношение. Конкурс рисунков «Мой четвероногий друг».
Декабрь 1 нед. Составление рассказа описания по лексической теме «Зимняя одежда» (О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3 – 5 лет», с. 137) Учить давать описания зимней одежды; учить правильно называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении; закрепить понятие «одежда»; учить пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; учить выделять на слух и правильно произносить звук [ж], изолированный, в словах и фразах; подбирать слова на заданный звук. Кукла, зимняя кукольная одежда; картинки – жук, ежик, медвежонок. Беседа, показ, рассматривание, наблюдение, игровая деятельность. Чтение стихотворения И. Токмаковой «На горке». Отгадывание загадок. Д/и «В какое время года одеть». Провести с детьми в домашних условиях эксперименты: принести домой снег и дать ему растаять4 заморозить в формочках воду; рассмотреть снежинку и посмотреть как она будет таять.
2 нед. Составление рассказа по картине «Не боимся мороза» (О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3 – 5 лет», с. 144) Учить составлять небольшой рассказ, отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем.
Учить подбирать определения к словам снег, зима, снежинки. Продолжать учить выделять звуки в слове, подбирать слова на заданный звук.
Развивать связную речь.
Воспитывать умение слушать друг друга. Картина «Не боимся мороза»; бумажные снежинки на ниточках. Беседа, показ, рассматривание, наблюдение. Загадывание загадок, чтение стихов о зиме. Д/и «Оденем куклу на прогулку», д/и «Назови слова на звук», д/и «Подбери слова» Самостоятельное разучивание с детьми стихов о зиме.
3 нед. Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» (О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3 – 5 лет», с. 120) Учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей.
Учить правильно называть детенышей животных, употреблять форму повелительного наклонения глаголов.
Развивать умение понимать и оценивать поступки и характеры героев, образное содержание и идею произведения.
Воспитывать интерес к художественной литературе. Игрушки – собака, зайчиха, крокодил, щенки, зайчата, крокодильчики, бегемотики (по 2 шт.); игрушечная лесенка с тремя ступеньками. Беседа, показ, рассматривание, игровая деятельность. Д/и «Поручения», д/и «Кто заблудился?». Чтение стихотворения
«Зайка, заинька, зайчишка»
4 нед. Чтение детям сказки «Зимовье» (В. В. Гербова, «Развитие речи» стр. 47-48) Воспитывать чувство доброжелательности в общении с людьми. Развивать умение размышлять над поведением и поступками героев. Помочь детям вспомнить известные им р. н. с. Познакомить со сказкой «Зимовье» (в обр. И. Соколова- Микитова).
Иллюстрации к рассказу «Зимовье». Беседа, показ, рассматривание, прослушивание, игровая деятельность. Чтение и рассказывание «Зимовье».
Рассматривание иллюстраций к сказке.
Д/и «Назови животное». Закреплять правила поведения на природе.
Январь 3 нед. Зимние забавы (В. В. Гербова, «Развитие речи» стр. 71-73) Учить: - составлять рассказ о зимних забавах по сюжетным картинам;
- подбирать обобщающие слова для групп однородных предметов;
- использовать языковые выразительные средства при описании зимы. Закрепить знания о словах, обозначающих одушевленный и неодушевленный предмет. Упражнять в умении идавать вопросы, называть предметы мужского и женского рода. Познакомить с предметаами среднего рода. Сюжетные картинки. Зимние виды спорта, картинки – жук, ежик, медвежонок. Беседа, показ, рассматривание, игровая деятельность. Загадывание загадок, чтение стихов о зиме. Д/и «Назови слова на звук», д/и «Подбери слова»
4 нед. Зимний вечер (описательный рассказ). Продолжить работу над составлением описательного рассказа по картине «Зимний вечер» (любого автора).
Учить: - придумывать самостоятельно сюжет, использовать выразительные средства при описании зимы; - разделять предметы на одушевленные и неодушевленные, задавая вопросы «кто?», «что?». Познакомить с многозначностью слов (идет - падает снег, идет - человек). Расширить знание о словах, обозначающих предмет. Упражнять в придумывании предложений с заданным словом. Картина «Зимний вечер»; бумажные снежинки на ниточках Беседа, показ, рассматривание, наблюдение, игровая деятельность. Чтение «Рассказы – загадки о природе» – «Зимние братья». Д/и Придумай слово. Создание коллективного пано «Мороз окошко расписал!».
Февраль 1 нед. Урок вежливости В. В. Гербова «Развитие речи», стр. 56-57 Воспитывать уважение друг к другу. Развивать речь. Рассказать детям о том, как приятно встречать гостей, как и что лучше показать гостью, чтобы он не заскучал. Полочка с кукольной посудой: двумя сахарницами, двумя хлебницами, двумя салфетницами (разные по форме, материалу, размеру, блюдо для печенья, две сухарницы, две солонки; картина «Саша и снеговик»; звуковая демонстрационная линейка. Беседа, показ, рассматривание, наблюдение, игровая деятельность. Составление рассказа
Физкультминутка «Мишка вылез из берлоги»
В. Орлова «Почему медведь спит зимой»
2 нед. Заучивание стихотворения С. Я. Маршака «Дуют ветры в феврале» Формировать умение у детей запоминать короткие стихотворения
Развивать наблюдательность, внимание, память
Воспитать интерес к художественной литературе о природе Мнемокарта по стихотворению. Картинки «Защитники Отечества. Беседа, показ, рассматривание, наблюдение. Беседа о защитниках Отечества. Заучивание стихотворения. Попросить родителей рассказать детям о том, кто в семье воевал, рассмотреть семейные фотографии.
3 нед. Составление рассказа с использованием предложенных предметов (О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3 – 5 лет», с. 150) Упражнять в составлении рассказа о предметах и действиях с предметами. Упражнять в образовании названий посуды.
Учить правильно произносить звук «ч», отчетливо проговаривать слова с этим звуком.
Развивать представление о ближайшем окружении.
Воспитывать познавательный интерес. Посуда и продукты – хлебница и хлеб, сахарница и сахар, конфетница и конфеты, салфетки в салфетнице Беседа, показ, рассматривание, наблюдение, игровая деятельность. Д/и «Кого можно гладить», д/и «Помоги Тане накрыть на стол». Скороговорка:
«У четырех черепах по четыре черепашонка»
4 нед. Составление сюжетного рассказа по ролям (О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3 – 5 лет», с. 122) Формировать навыки диалогической речи, учить самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них;активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов, учить подбирать точные сравнения; учить понимать и активно использовать в речи интонацию удивления, радости, вопроса, вслушиваться в звучание слов, выделять в словах заданный звук. Игрушки – козленок, зайчонок, коза, корова Беседа, показ, рассматривание, наблюдение, прослушивание музыкальной композиции. Д/и «Назови ласково», д/и «Кто что умеет делать?» Стихотворение:
«Тихо, тихо, Зоя спит».
Март 1 нед. Составление рассказа по картине «Мама моет посуду» (О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3 – 5 лет») Учить составлять рассказ по картине.
Закрепить умение образовывать имена существительные – названия посуды.
Закрепить произношение звука «щ», представление о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности.
Развивать произвольное внимание.
Воспитывать усидчивость. Картина «Мама моет посуду», кукольная посуда; картина «Заблудился». Беседа, показ, рассматривание, наблюдение. Д/и «Скажи наоборот», д/и «Поймай звук». Стихотворение:
«Мыть посуду – не пустяк».
2 нед. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка». Сравнение предметных картинок (О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3 – 5 лет», с. 152) Выявить уровень усвоения программного материала по разделу речевое развитие, развитие самоконтроля и взаимоконтроля.
Продолжать обучать детей в умении рассказывать содержание рассказа, с использованием наглядной опоры, закреплять умение составлять рассказ связно, в логической последовательности, закреплять знания о домашних птицах; развивать умение детей называть птиц во множественном числе;
Воспитывать доброе отношение к домашним животным, уважение к родителям, воспитывать желание говорить как взрослые, понятно для слушателей отвечать на вопросы, понятно. Предметные картинки с изображением курицы и цыплят, рассказ Е. Чарушина «Курочка». Беседа, показ, рассматривание, наблюдение, игровая деятельность. Чтение рассказа Е. Чарушина «Курочка», вопросы по рассказу. Отгадывание загадок.
3 нед.
Составление описаний персонажей сказки «Теремок»
(О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3 – 5 лет», с. 170)
Учить составлять описание предметов.
Учить подбирать нужные по смыслу слова; закреплять усвоение обобщающих понятий: «овощи», «одежда», «мебель».
Учить четко и правильно произносить звуки «р – рь», подбирать слова с этими звуками; внятно произносить слова и фразы, пользуясь соответствующей интонацией; продолжать воспитывать умение определять и называть первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук.
Развивать внимание, память.
Воспитывать познавательный интерес к русским народным сказкам. Картинка с изображением тигра; плоскостные или объемные игрушки – персонажи сказки «Теремок», мелкие игрушки – фишки. Беседа, показ, рассматривание, наблюдение, игровая деятельность. Д/и Назови одним словом», д/и «Кто как кричит?», д/и «Доскажи словечко». Стихотворение:
«Терем, терем, теремок».
4 нед. Занятие
с элементами театрализации
(драматизация сказки
В. Сутеева «Под грибом» Создание благоприятных условий творческой активности у детей посредствам театрализованной деятельности. Формировать у детей интерес к игре-драматизации. Декорация полянки, фонограмма шум дождя, грома, у каждого героя свое музыкальное сопровождение. Беседа, показ, рассматривание, наблюдение. Рассматривание иллюстраций животных: муравья, бабочки, воробья, зайца, лисы.
Чтение художественно литературы: Чтение сказок «Под грибом» Помочь детям в выборе семян цветущих растений.
Апрель 1 нед. Составление рассказа по картине «Куры» (О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3 – 5 лет», с. 167) Учить составлять короткий описательный рассказ по картине; учить сравнивать (по внешнему виду, поведению) петуха и курицу, курицу и цыплят; закрепить умение самостоятельно подбирать слова, сходные и не сходные по звучанию; представление о том, что звуки в слове следуют друг за другом. Картина «Куры», звуковые часы, демонстрационная линейка. Проведение викторины. Беседа с детьми по картине. Проведение игр «Похоже или нет» и «Ходят капельки по кругу».
2 нед. "Покорение космоса" В. В. Гербова «Развитие речи», стр. 54-55 Воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса. Обогатить и расширить представления и знания детей о науке, о космосе.
Расширить запас слов, обозначающих название предметов, действий, признаков. Продолжать работу над развитием связанной речи, закреплять умения отвечать на вопросы. Иллюстрации: «Земля из космоса», «Звездное небо:, портрет Юрия Алексеевича Гагарина. Репродукция картины: А. Плотнова «До свидания, земляне!», Беседа, показ, рассматривание, наблюдение, игровая деятельность. Рассказ воспитателя о космосе. Отгадывание загадок. Д/и «Земляне». Организация конкурса детского рисунка: «Я рисую космос».
3 нед. Пересказ сказки Н. Калининой «Помощники» (О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3 – 5 лет», с. 162) Учить пересказывать рассказ, замечать несоответствия с текстом в пересказах товарищей. Закрепить умение образовывать названия предметов посуды по аналогии; обратить внимание на несхожесть некоторых названий. Закреплять представления о звуковом составе слова, об определенной последовательности звуков; учить самостоятельно подбирать слова с определенными звуками – «с», «ш».
Развивать умение слушать.
Воспитывать интерес к художественной литературе. Полочка с кукольной посудой: двумя сахарницами, двумя хлебницами, двумя салфетницами (разные по форме, материалу, размеру, блюдо для печенья, две сухарницы, две солонки; картина «Саша и снеговик»; звуковая демонстрационная линейка. Беседа, показ, рассматривание, наблюдение, игровая деятельность. Д/и «Магазин посуды», д/и «Назови слова». Стихотворение:
«Вот большой стеклянный чайник». Игра «Магазин посуды»
4 нед. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу» (О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3 – 5 лет», с. 142) Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине; учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта (по аналогии с содержанием картины); учить правильно образовывать формы родительного падежа существительных; активизировать в речи глаголы. Картина «Собака со щенятами»; игрушки – собака и щенята, утка и утята, крольчиха и крольчата, сорока (картинка). Беседа, показ, рассматривание, наблюдение, игровая деятельность. Составление рассказа. Отгадывание загадок, чтение стихов.
Май 1 нед. День Победы В. В. Гербова «Развитие речи», стр. 68-69 Воспитывать патриотическое чувство. Выяснить, что знают дети об этом великом празднике. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворения Т. Белозерова «Праздник Победы». Учить детей внимательно слушать небольшое по объему литературное произведение, отвечать на вопросы. Ноутбук, проектор, презентации «Как человек может использовать песок и глину в своей жизни». Лупа, различные камешки, пластилин, деревянные и пластмассовые изделия, емкость с водой, стаканчики и розетки с песком, глиной, палочки. Беседа, показ, рассматривание, наблюдение. Диалогическое взаимодействия. Рассматривание картинок.
Чтение стихотворения Т. Белозерова «Праздник Победы».
Д/и «Найди отличие»
Слушание музыки о войне. Предложение продолжить исследования на прогулке с родителями.
2 нед. Весна (Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду) Обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений. По мимике распознавать настроение, соотносить с явлениями природы весной. Развивать интерес к театрализованным играм. Работа по картине. Картина “Весна”, макеты цветов. Магнитофон, кассета с релаксационной музыкой. Костюмы (или шапочки) зверей: заяц, волк, медведь, лиса, колобок, зонтик. Беседа, показ, рассматривание, наблюдение, игровая деятельность. Беседа с детьми о весне. Д/и «Изменения в природе», «Что я вижу».
3 нед. «Твоя безопасность в твоих руках» (Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду) Закрепить знания о безопасности, правила поведения в быту и на улице, умение правильно вести себя в экстремальной ситуации;
учить сопереживать героям сказки; вызывать желание помочь им;
развивать мышление, сообразительность, фантазию. Иллюстрации по сказке «Три медведя», дорожные знаки, сигналы светофора, разрезные картинки (транспорт, плакат по правилам дорожного движения. Беседа, показ, рассматривание, наблюдение. Повторение правил безопасного поведения. Д/и «Назови правило».
4 нед. «Скоро лето» В. В. Гербова «Развитие речи», стр. 71-72 Формирование элементарных представлений о лете (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширение знаний о домашних животных и птицах, об овощах, фруктах, ягодах.
Знакомство с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц летом. Мольберт, фотографии. Беседа, показ, рассматривание, наблюдение, игровая деятельность. Наблюдения за сезонными изменениями на прогулке Рассматривание иллюстраций по теме. Д/и «Когда это бывает?» Конкурс рисунков на тему «Вот и лето пришло».