Наталья Серёжко
Конспект НОД «Что и как влияет на живую природу. Тепло» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы
На тему: «Что и как влияет на живую природу. Тепло.»
Подготовил :
Серёжко Наталья Владимировна
Воспитатель I квалификационной категории
Цель:
Начать раскрывать некоторые факты воздействия неживой природы на живые организмы; показать зависимость мира живой природы от тепла.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Что и как влияет на живую природу, Тепло“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Формировать представления о влиянии тепла на мир живой природы. Познакомить с понятием линия экватора. Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
Картинки с изображением живой и неживой природы, ватман, клей, карта мира, дидактический термометр, условный знак температуры, диск с музыкой, мультимедийное устройство с записью мультфильма «Жара».
Предварительная работа:
НОД на тему: «Как устроена живая природа», беседы, наблюдения за объектами живой и неживой природы, д/игры «Что к чему» (живая и неживая природа, рассматривание иллюстраций, альбомов о природе «Мы их знаем», «Наши любимцы».
Активизация словаря:
Экватор, термометр, температура, шкала, перегрев, жара.
Ход:
Коммуникативная игра «Солнышко»
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй маленький росток! Мы живём в одном краю - Всех я Вас приветствую!
Стихотворение о природе.
Хочешь радость до небес? Смело отправляйся в лес! Можно в парке погулять, За природой наблюдать. Там тебя природа встретит. Каждый сможет там заметить - Что за птица пролетит, Что за дерево стоит. Да, природа величава… Ей и честь наша и слава!
-О чём это стихотворение? Правильно, о природе. Ребята, вы помните, на какие две большие группы делится природа? Правильно, на живую и неживую. Давайте вспомним, что к чему относится.
Дети с помощью жетонов делятся на две компании, и размещают на панно картинки с изображением живой и неживой природы.
- Молодцы, вы отлично справились с заданием! Ребята, а как вы думаете, есть ли какая-то связь между живой и неживой природой? Конечно, есть. И сегодня мы с вами начнём открывать, как неживая природа влияет на живой мир.
(проводится стрелка от блока «Неживая природа» к блоку «Живая природа», в последующем над ней будут размещаться условные знаки, обозначающие различные факторы влияния на живую природу.)
- Большое значение в жизни всех живых организмов играет температура. Она может быть высокой и низкой. Как вы думаете, что такое высокая температура?
Игровое упражнение «Отбери из двух слов одно».
Детям нужно отобрать из пары слов одно, подходящее по смыслу фразе «высокая температура». Объяснить свой выбор. Аналогично фразе «низкая температура». Например: жара – холод, лето – зима, пустыня – ледник и т. п
игра «Холодно – жарко»
Цель: создавать хорошее настроение, развивать внимание, снимать напряжение нервной системы и утомление.
Дети садятся в круг в свободных позах. Водящий говорит: «Подул северный ветер».(Дети съёжились в комочки.) «Выглянуло яркое солнышко, можно загорать». (Дети расслабились, улыбаются, поднимают лицо к солнышку.) повторить 2-3 раза.
- Дети, как вы думаете, от куда Земля получает тепло? Правильно, от солнца. На Земле есть места, где солнечного тепла всегда много и даже в избытке. А есть места, где тепла очень мало, там царит мороз и холод. Давайте на карте мира посмотрим эти места с такой разной температурой.
(Показ на карте линии экватора – место вечного тепла и полюса – места вечного холода.)
Игровое упражнение с дидактическим термометром.
Воспитатель показывает детям термометр с движущейся шкалой. Произвольно выставляет определё нную температуру: либо высокую, либо низкую. Предлагает детям найти соответствующие места на карте. Педагог сознательно допускает ошибки. Дети их исправляют.
-Живая природа по-разному приспособилась к окружающей температуре. Так в течении года мы проживаем четыре времени года. Назовите их. Что вы можете сказать о температуре в разные времена года?
- Правильно, температура в течении года меняется. Как же живая природа реагирует на понижение температуры, наступающий холод? Кто как готовится к холодам?
Дети вместе с воспитателем последовательно разбирают различные приспособления для борьбы с охлаждением: -почти все растения, переходя в состояние покоя, предварительно сбрасывают листву; -некоторые животные и многие насекомые впадают в спячку; у многих зимующих животных и птиц меняется качество меха, появляется подпушек. -А как же люди защищаются от холода? Какие предметы они изобрели себе а помощь?
Подвижная игра «Солнышко и туча»
Цель: снятие эмоционального напряжения после интеллектуальной работы, зарядка положительными эмоциями и энергией, предупреждение утомляемости.
Дети с помощью значков делятся на две компании: солнышки и тучки. Когда звучит громкая, резкая музыка, должны двигаться тучки. Под лёгкую, весёлую музыку двигаются солнышки. Затем дети могут поменяться.
- Ребята, а теперь подумайте и скажите, как живая природа реагирует на высокую температуру? Как защищается от перегрева?
Воспитатель выслушивает ответы детей и предлагает посмотреть Мультфильм про Лунтика «Жара».
Дети вместе с воспитателем последовательно разбирают различные приспособления для борьбы с перегревом: у растений, животных и человека усиливается испарение воды из организма. Если жарко, то человек потеет. Некоторые животные, спасаясь от жары, меняют своё поведение. Например, в жаркое время дня скрываются в норах или под камнями, выходят на охоту только вечером, когда спадёт жара.
Экспериментальная деятельность «Почему тает лёд»
Создание проблемной ситуации для детей: где в группе быстрее будет таять лёд и почему?
Динамическая пауза «Семечко»
Цель: релаксация.
Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и предлагает детям превратиться в маленькое семечко. Взрослый -садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове, ухаживает. С тёплым весенним солнышком семечко медленно начинает расти (дети медленно поднимаются). У него раскрываются листочки (руки поднимаются, растёт стебелёк (вытягивается тело, появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки, росток превращается в прекрасный сильный цветок. Приходит лето, цветок хорошеет, любуется собой, улыбается соседям цветам. Но вот подул холодный ветер, наступила осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой, сгибается и ложится на землю. Ему грустно. Время идёт. Пошёл зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Весной оно опять оживёт. Взрослый подходит к каждому ребёнку и гладит его.
Дети вместе с воспитателем размещают условный знак t на панно. Обсуждают, что нового и интересного они сегодня узнали. Символами солнышко и тучка показывают своё настроение.